Статья "Физическая культура как средство формирования патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Стряпкова Елена Николаевна

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020гг», где говорится о необходимости  воспитания патриотов России, обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Физическая культура как средство формирования  патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В последние годы проблемы духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. В настоящее время готов проект дальнейшей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020гг», где говорится о необходимости  воспитания патриотов России, обладающих высокой нравственностью. И начинать это воспитание нужно с дошкольного детства.

Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.

Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Патриотическое воспитание дошкольников в раках федерального государственного образовательного стандарт дошкольного образования  подразумевает воспитание физически здоровой личности. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом, так как  формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.  Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки. Особую актуальность занятия физкультурой и спортом приобрели в настоящее время.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в бассейне, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы.  В ДОУ проходят такие мероприятия, как: «Морские эстафеты», «Мы моряки», «День космонавтики», «Малые олимпийские игры», «А ну-ка, мальчики», «Папа может», «День Победы», «День России», «Моя семья». Эти праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным  воспитанием в духе патриотизма. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста используются игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики», «Моряки», «Партизаны». Данные мероприятия углубляют уважение  к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные подвижные игры. В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои представления о нравственности. Проведение таких мероприятий как: Чал Пазы, Таан Той, Тун –Пайран , где дети играют в игры «Хайныс- тартызы» перетягивание ремня, закинутого через шею, «Хапчай тас» - бросок камня через плечо, «Агаснан тарыс» - перетягивание палки, такие игры служили и служат средством самопознания, физического и общего развития, развлечения и отдыха Подвижные игры способствуют воспитанию ловкости, смелости, настойчивости. Велика их роль в нравственно-  патриотическом  воспитании: в процессе игры дети учатся общаться друг с другом, ищут себе партнёров, договариваются с ними об условиях игры, требуется точное выполнение правил. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре разных народов нашей  страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, живущих в нашем городе, а также на территории всей России. 

Патриотическое воспитание дошкольников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Таким образом, физическая культура является неотъемлемой частью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.

2.Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.

3.Под.ред. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина» Москва, 2003 г.

4. Хакасские народные игры и состязания.- Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с до...

Организация центра безопасности в старшей группе как одно из средств успешного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Так как дети имеют недостаточное знание основ безопасной жизнедеятельности, в своей группе мы совместно с родителями оформили «Центр безопасности»....

Опыт работы по теме «Музыкально- ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельно...

Тезисы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

В статье представлены тезисы, раскрывающие понятие познавательного развития по ФГОС ДО. Показана обоснованность выбора проектной деятельности как средства развития познавательной активности. Дано опре...

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Семинар – практикум для педагогов: на тему: «Игра как средство социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными н...

Самообразование «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого ра...