Проект по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей через сюжетно-ролевые игры»
проект (средняя группа) на тему

Миннебаева Елена Борисовна

«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»

 (А.С. Спиваковский).

·        Цель проекта: Рассмотреть сюжетно-ролевые игры,  как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_tem1.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме:

«Воспитание нравственных качеств у детей

через сюжетно-ролевые игры»

Выполненный  воспитателем Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Улыбка» ЗМР РТ Миннебаевой Еленой Борисовной на курсах повышения квалификации   «Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО»

«Игра — модель реальной жизни. Отражая подлинность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес и волшебных превращений»

 (А.С. Спиваковский).

1.Введение

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста весьма актуальна в современном обществе. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы.

А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

  • Актуальность:        

В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Это необходимо для формирования сознания детей, для развития высших нравственных чувств, предполагающих активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться).

  • Проблема проекта:

         Остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования.

Недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей педагогической работы. А ведь именно в сюжетно-ролевой игре ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Следовательно, выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

  • Цель проекта: Рассмотреть сюжетно-ролевые игры,  как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников.
  • Задачи проекта: Раскрыть связь понятий «игра» и «нравственность»; охарактеризовать значение и сущность игры в дошкольном возрасте; сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности; практическим путем обосновать целесообразность внедрения в структуру и содержание сюжетно-ролевых игр методик, направленных на формирование у дошкольников представлений о нравственном поведении.
  • Методы используемые в проекте: сюжетно-ролевые игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, экскурсия, консультации, ИТК.
  • Предполагаемые результаты проекта: Улучшить взаимодействие детей в игровой деятельности; создать условия для реализации личного, творческого потенциала  в работе с детьми. Повысить уровень социально-нравственного развития детей. Уменьшить признаки проявления агрессии.
  • Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
  • Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители, специалисты.
  • Срок проведения проекта: сентябрь - май

2.        Этапы проекта:

  • Организационный этап:    Изучение методических пособий и литературы по данной теме. Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры. Подбор художественной литературы, пословицы, стихи, рассказы, загадки, игры. Наблюдение за игрой детей.

  • Продуктивный этап:

Мероприятия с детьми

Дата

(месяц)

1.

Изучение теоретических источников

Сентябрь

2.

Диагностика развития нравственных качеств у дошкольников и  уровня развития игр.

Октябрь

3.

С/р игра «У дедушки день рождения».

Чтение рассказа «Самая главная награда».

Приготовление подарков своей семье.

Ноябрь

4.

С/р игра «Наши дружные соседи».

Чтение рассказа «Новый дом».

Декабрь

5.

С/р игра «Магазин музыкальных инструментов».

Д/игра «Народные инструменты».

Художественное творчество «Новый музыкальный инструмент».

Январь

6

С/р игра «В магазине одежды»

Д/игра «Одежда»

Чтение художественной литературы «Как вести себя в магазине?».

Февраль

7.

С/р игра «Медосмотр в детском саду»

Д/игра «Любимая профессия».

Чтение рассказа «Как у нас появился Марсик».

Март

8.

С/р игра «В салоне красоты»

Д/игра «Незнайка-мастер».

Чтение рассказа «Как я побывала в салоне красоты».

Апрель

9.

С/р игра «Я – воспитатель»

Д/игра «В детском саду».

Диагностика развития нравственных качеств у дошкольников.

Май

Мероприятия с родителями

1.

Консультация «Значимость сюжетно-ролевой игры».

Сентябрь

2.

Беседа «Особенности воспитания ребенка в семье». Мультимедийный просмотр «Играем в детском саду»

Ноябрь

3.

Изучение социально-бытовых условий каждого ребенка с помощью анкетирования.

Февраль

4.

«Влияние сюжетно-ролевой игры на воспитание нравственных качеств у детей». Ознакомление с результатами диагностики.

Май

Обогащение среды в группе

1.

Приобретение игрушек для сюжетно-ролевых игр

Октябрь

2.

Изготовление предметов -заместителей

Декабрь

3.

Изготовление мебели из коробок в игровую комнату «Кухня».

Апрель.

  • Презентативный этап: фотоколлаж «Игры разные нужны…»
  • Заключительный (итоговый) этап: День открытых дверей – подведение итога совместной проектной деятельности «Педагог-ребёнок-родитель».

3. Заключение

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является “создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром”. В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность. Данный проект способствует не только формированию коммуникативных способностей у детей, но и таких интегративных качеств, как: творческая активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, овладение вербальными и невербальными средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. В ходе игры дети узнали много интересного и нового, а главное – они учились тесно сотрудничать в детском коллективе, дети учились договариваться, слышать, помогать друг другу. В процессе игры, дети проявляли терпимость к мнениям и действиям других детей, то есть происходило формирование такого социально - личностного качества, как толерантность. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно, находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.

4. Список литературы:

1.Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – с.25-27. 

2. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – с.14-23.

3. Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры – к развитию личности // Дошкольное  воспитание. – 1995. – №3. –  с. 78-81. 

4. Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей: Методические рекомендации. - Н.Новгород, 1992. – 332с. 

5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.- 84с. 

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Педагогика, 1996.- 210с. 

9. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . – 2005. – №4. – с.33-37. 

10. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003.- №4.- с.73-76. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре»

Проведено обобщение материала по воспитанию нравственных качеств дошкольников в игре. Подобраны игры для детей и консультация для родителей, которую можно использовать при проведении родительскго собр...

Воспитание нравственных качеств при организации сюжетно-ролевых игр дошкольников

Нравственные качества, которыми обладают молодые супруги, создают определённую психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими  качествами  отличае...

Обобщение опыта работы по теме "Воспитание нравственных качеств дошкольника в игре "

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно пр...

Воспитание нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре.

Статья содержит материал посвященный воспитанию нравственных качеств ребенка дошкольного возраста в игре....

Формирование социально - нравственных качеств дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

        Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой восприни...

Воспитание нравственно-патриотических чувств через сюжетно-ролевые игры

   Работа по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает в том числе использование сюжетно-ролевой игры, как значимого средства в этом направлении, так как сюжетно-ролевая игр...

Деловая игра с педагогами на тему: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Цель: Углубить имеющиеся у педагогов теоретические знания, в воспитании нравственных качеств детей посредством русских народных сказок....