Проект "Маленькая Родина все равно большая"
проект (подготовительная группа) на тему

проект по ознакомлению детей со своим городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного города и края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм – чувство значимое во все времена.        

Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему городу и, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о своих родных местах, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина – Россия.                                                                                          

Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии района, города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, детям было предложено ответить на вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений дошкольников о родном городе. В ходе обследования, мной  было выявлено, что 24% детей имеют достаточные представления о родном городе, у 36% средние, и у 40% отсутствовал интерес к жизни города. А ведь город, в котором мы живём – уникален. Нижний Новгород – город не только с богатым историческим прошлым, но и с настоящим, о чём должны знать наши дети.

Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности семей в воспитании гражданских и патриотических чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом над проектом.                                                                

Таким образом, мной была определена цель проекта: привить детям любовь и уважение к родному городу; познакомить воспитанников с богатейшей историей, культурой, традициями и достопримечательностями Нижегородского края, активно привлекая к сотрудничеству родителей, делая семью соучастницей воспитательного процесса.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

  • развивать у детей эмоционально-ценностное отношение к своей малой Родине – городу Нижнему Новгороду;
  • формировать интерес каждого дошкольника к историко-культурному наследию города;
  • предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими «нижегородцами», участниками жизни родного города;
  • воспитывать чувство гордости и уважения к людям, прославившим родной город;
  • познакомить детей с особенностями ландшафта города, расширять представления о природных богатствах Нижегородского края;
  • углублять знания детей о промышленности города на примере труда родителей;
  • прививать любовь и уважение к труду людей, создающих замечательные произведения декоративно-прикладного искусства;
  • закреплять знания о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с памятниками Защитникам Отечества района, города.

Чтобы реализовать поставленные задачи, мной были определены этапы реализации проекта:

- концептуальный (обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формирование цели и задач проекта);                

- подготовительный (изучение методической литературы, составление плана работы, разработка конспектов занятий, создание развивающей среды, подбор игр и оборудования);

- формы и методы работы по реализации проекта через разные виды деятельности;

- итоговый (подведение результатов работы, итоговое занятие, создание презентации, создание центра краеведения в группе).

При построении системы работы по проекту «Мой город – Нижний Новгород»   я учитывала следующие принципы:                                                                  

- принцип историзма: я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);                                                                                            

- принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребёнка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра;

- принцип дифференциации: создание условий для самореализации каждого ребёнка с учётом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;

         - принцип интегративности: сотрудничество с семьёй, библиотекой, школой; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Нижнего Новгорода.                                                            

Наличие задач проекта позволило мне взяться за последовательную работу с детьми подготовительной к школе группы по разным направлениям развития: познавательному, речевому, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому, по работе с родителями.                      

 Особое значение имеют формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Они должны быть разнообразны, поэтому в своей работе я использовала следующие формы:                                                                                                

 - образовательная  деятельность (был проведён цикл познавательных занятий по темам: «Мой любимый Ленинский район», «История возникновения Нижнего Новгорода. Происхождение герба», «Тайны Нижегородского кремля», «Знаменитые люди, прославившие Нижний Новгород», «Заповедные места Нижегородской области», «Промышленность Нижнего Новгорода», «Архитектура прошлого и настоящего», «Памятники Защитникам Отечества», «Нижегородские промыслы», «Город музеев и театров»);

 - беседы («Хорошо, что я родился здесь. Моя улица, мой район», «Мой адрес. В честь кого названа моя улица?», «Нижегородский кремль», «Профессия моих родителей», «Профессия «военный»);                          

- просмотр презентаций;

- составление рассказов по опорным моделям - схемам («Ворота Нижнего Новгорода», «Транспорт на улицах города»;

- стимулирование детских вопросов, решение проблемных ситуаций («Что будет, если у улиц будут одинаковые названия», «Что будет, если у домов будут одинаковые номера?»);

- составление детей совместно с родителями творческих рассказов и оформление альбомов («Герб моей семьи», «Любимое место отдыха моей семьи», «Моё путешествие по России»);

 - чтение художественной литературы и адаптированных рассказов о родном городе, о Великой Отечественной войне, о знаменитых нижегородцах, о городецкой и хохломской росписи, семёновской матрёшки; разучивание стихотворений о родном городе, пословиц и поговорок о Родине;                                                                                                        

- слушание и разучивание песен о Нижнем Новгороде, песен военных лет;

- рассматривание иллюстраций, буклетов, альбомов о родном городе способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.                                                                                                  

В своей работе я активно использовала дидактические игры: «О чём рассказывает герб», «Заколдованный город», «Чудо – узоры», «Узнай и назови знаменитых земляков», «Разрезные картинки», «Найди 10 отличий», «С чьим именем связано это место?»; сюжетно – ролевые: «Семья», «Экскурсия на автобусе», «Театр кукол», «Военный корабль».

При ознакомлении дошкольников со своей малой Родиной была организованна поисковая деятельность по двум направлениям:

 1. «В честь кого названа моя улица?» (дети с удовольствием обменивались информацией, полученной от родителей, предлагали свои версии об истории некоторых улиц);                                                                  

2. «Спасибо деду за победу!» (ребята узнавали у своих родителей, бабушек и дедушек о родственниках – участниках в Великой Отечественной войне, составляли рассказы и оформляли «Боевые листки).

В ходе работы над проектом  на базе детского сада была проведена интеллектуальная олимпиада на тему: «Моя страна Россия. Мой город Нижний Новгород»; также дети принимали участие в районной интеллектуальной олимпиаде «Почемучки».

В группе были проведены развлечения «Масленица», «День Защитника Отечества», праздник «Мамин день», организована встреча с учениками школы №91 и проведён вечер памяти, посвящённый погибшим на Великой Отечественной войне по рассказу Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем».                                                                                                              Свои знания и представления о родном городе ребята отображали в художественном творчестве:

 - в рисовании на темы: «Мой любимый Ленинский район», «Нижегородский кремль», «Портрет папы», «Мамочка любимая», «Город мастеров», «Золотая хохлома», «Нижний Новгород – город будущего»;

 - в лепке и аппликации на темы: «Герб Нижнего Новгорода», «Пограничник с собакой, «Мамин праздник», «Поздравительная открытка для папы».

 В конструктивной деятельности ребята сооружали постройки мостов, домов, аэропорта; мастерили поделки «Мамочка красивая», «Военная техника», «Нижегородский зоопарк «Лимпопо».                                                                                    

Ещё одной из используемых  мной форм работы является экскурсия. Мной  была организована  серия экскурсий по улицам Ленинского района, на которых дети рассматривали дома, административные здания, памятники, храм, наблюдали за работой взрослых; экскурсия в библиотеку имени С.Я. Маршака, где была встреча с библиотекарем В.П. Муравской и проведена беседа «День рождения Ленинского района. Прошлое и настоящее». Большой эмоциональный отклик вызвала у детей экскурсия на экскурсионном трамвайчике по исторической улице Рождественской и площадям города, проведённая совместно с родителями.            

Работа по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Была проведена консультация для родителей «Нижний Новгород – моя малая Родина»;

  • изготовлены фотоальбомы «Мой город Нижний Новгород», «Заповедные места Нижегородской области», «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Театры и музеи города», «В честь кого названа моя улица», «Люди, прославившие город», «Нижегородская ярмарка – карман России», «Они сражались за Родину»;
  • оформлены стенгазеты «Лучше папы друга нет», «Мамочка, ты тоже маленькой была?», «Мамина профессия», «Мамины помощники»;
  • изготовлены экспонаты для мини-музеев «Обрядовые куклы», «Куклы в костюмах 19 века», приобретены альбомы «Городец», «Золотая хохлома», «Портрет», «Пейзаж».

Родители воспитанников принимали активное участие в конкурсах рисунков и поделок по темам «Подарок Ленинскому району», «Я рисую войну», «Боевая техника Великой Отечественной войны».

Итогом работы с родителями можно считать создание в группе центра краеведения «Мой Новгород Нижний – столица Приволжья».

В результате целенаправленной и системной работы по обогащению знаний и представлений о родном городе у детей расширились представления об истории и современности города, о достопримечательностях, о знаменитых земляках, заповедных местах края, о нижегородских промыслах и трудовых буднях нижегородцев, о чём свидетельствуют результаты диагностики: достаточные знания – 48% детей; средние знания – 36%; низкие знания – 16%.                                                

Нижний Новгород – наш город. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.

«Маленькая Родина всё равно большая, она единственная» - Жюль Ренар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление прямого и обратного счета в пределах 10, сложение и вычитание, соотношение "больше", "меньше", "равно"

В данном конспекте решаются вопросы по формированию элементарных математических представлений в подготовке детей к школе. Закрепляется прямой и обратный счет в пределах 10, понятия "больше", "меньше",...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Моя родина: малая и большая»

Закреплять знания детей о государственной символике; поддерживать у детей интерес к историческим событиям, дать понятие большой и малой родины....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию математических представлений в старшей группе №4 «Одуванчики» на тему: «Больше и меньше. Равно, не равно»

Дать представление о сравнении по количеству, понятиях «больше», «меньше», «равно» и «не равно». Научить понимать и правильно употреблять прилагате...

Конспект НОД по ФЭМП "Больше,меньше и равно".

Конспект НОД  по ФЭМП "Больше,меньше и равно"....

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Количество: больше и меньше, равно и не равно».

Цель: закреплять умение правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степенях (большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленьки...

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Количество: больше и меньше, равно и не равно». Сентябрь 1 неделя (2)

Цель: закреплять умение правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степенях (большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленьки...


 

Комментарии

Башева Наталья Евгеньевна

Очень полный познавательный проект, достаточно полно раскрыта тема.