Основы формирования «безопасного типа поведения» в старшем дошкольном возрасте
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Попова Лилия Александровна

 

Основы формирования «безопасного типа поведения» в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения.

Формирование основ безопасного типа поведения у дошкольников  в настоящее время представляет собой одну из центральных проблем дошкольной педагогики. Ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Безопасное поведение - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в разных ситуациях.

Актуальность темы - «Формирование безопасного типа поведения у детей старшего дошкольного возраста» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в окружающем мире, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bezopasnogo_tipa_povedeniya.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Основы формирования «безопасного типа поведения» в старшем дошкольном возрасте

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование,  позитивно воспринимает новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников, включая метод проектной деятельности, как средство реализации новых образовательных стандартов.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектной деятельности целесообразно начинать использовать в работе со старшими дошкольниками, так как данный возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

Необходимость использования проектной деятельности в процессе формирования безопасного типа поведения заключается в том, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в повседневной жизни реализуется через активную деятельность всех участников проекта. 

Использование проектной деятельности в работе в дошкольниками по направлению «безопасность», способствует выработке у дошкольника следующих навыков и умений: 

  1. обобщение и расширение знаний детей о правилах поведения дома, на улице, в природе;
  2. с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах безопасного поведения в окружающем мире;
  3. формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.

Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых - подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.

Поэтому проектная деятельность, направленная на освоение ребенком правил безопасного типа поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Таким образом, обобщив выше изложенное, можно сделать вывод, о том, что метод проектов весьма актуален в настоящее время. Использование  данного метода в процессе формирования безопасного типа поведения помогает детям научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать индивидуальные способности и коммуникативные навыки. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка. Все это способствует повышению уровня учебной мотивации дошкольников, что является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе.

Используемая литература:

  1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей [Текст]/ Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б.  Стеркина. - СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 98 с.
  2. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников новости педагогам/ Л. Тимофеева// Дошкольное воспитание. - 2014. -№1. - С. - 48.
  3. Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/10/22/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-realizatsii-fgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Данный проект  направлен  на  формирование  у  дошкольников  устойчивых  поведенческих реакций, обеспечивающих  эмоциональную  адекватность  в  к...

«Формирование волевой организации поведения ребёнка старшего дошкольного возраста в НОД».

Огромное значение в коррекции поведенческих расстройств имеет формирование волевой организации поведения в НОД. Обучение детей активно управлять собой заключается в формировании мотивов достижения цел...

Перспективное планирование по формированию безопасного типа поведения в старшей группе посредством игровой деятельности.

Перспективное планирование по формированию безопасного типа поведения в старшей группе посредством игровой деятельности....

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие связной речи и формирование этических норм у детей старшего дошкольного возраста является одной из важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление н...

Музыкальные способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 Музыкальные  способности: характеристика понятия. Психолого - педагогические основы формирования музыкальных способностей  у детей старшего дошкольного  возрастаВ научной р...

СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...