Формирование основ здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ ЦРР детский сад
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) на тему

Ашугян Анастасия Алексеевна

Система работы в ДОУ по здоровьесбережению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyt_raboty.zip68.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Виктория»

муниципального образования город-курорт Анапа

Формирование основ здоровьесберегающего поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ ЦРР детский сад

Автор: Ашугян Анастасия Алексеевна,

               старший воспитатель МАДОУ

               ЦРР д/с № 18 «Виктория»

               

               

город-курорт Анапа

2012 год

Содержание:

1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…………………………………3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном

учреждении и муниципальном образовании……………………………………………...4

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……….…………4

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,

являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта……………………………………………………………………6

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых

в представляемом педагогическом опыте…………………………………………………7

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………………………...9

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………………………..9

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………………..……10

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………...11

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта……………………….11

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………..11

4. Выводы………………………………………………………………………………….16

1. Литературный обзор состояния вопроса

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

Проблема сохранения здоровья стала актуальной еще в древности.

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V – II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX – начале ХХ века возникла идея «педагогизации среды» (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой «трагедии воспитания» особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Такой подход развивается современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, М. Монтессори, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.). В психолого-педагогических исследованиях установлено, что процесс личностного становления не сводится к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и др.). Здесь задействованы другие, более тонкие механизмы, обеспечивающие целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовательной среды (В.С. Ильин).

Исследование этих механизмов представлено в гуманистически ориентированных концепциях развития личности: концепции развития индивидуальности ребенка (О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк), концепции лечебной педагогики (А.А. Дубровский) и др. При этом традиционная парадигма знаний, умений, навыков рассматривается как составная часть более широкой парадигмы личностно и индивидуально ориентированного образования. В контексте данного подхода знания должны органично вписываться в реальную ситуацию развития индивидуальности и воспитания личности учащихся, обеспечивая полноценное индивидуально-личностное становление ребенка.

Проблема здоровьесбережения в обучении была представлена Л.Е. Борисовой, О.Е. Евстифеевой, В.Н. Касаткиным, И.В. Кругловой, О.Л. Трещевым, Т.В., В.И. Харитоновым.

В работах М.В. Антроповой, В.В. Зайцевой, В.Д. Сонькина осуществлен мониторинг степени здоровья.

Пути повышения уровня здоровья рассматривают Е.В. Быков, С.М. Малых, В. Н. Носкин, Е.Е. Чепурных и др.

Таким образом, анализ научного знания в аспекте сохранения и развития различных аспектов здоровья дошкольников показывает, что проблема здоровьесбережения решается в той или иной степени современными педагогами – как учеными, так и практиками. И хотя процесс становления здоровьесберегающей концепции дошкольных систем находится лишь в начале, уже сейчас определены их основные цели и задачи. Среди них одно из ключевых направлений – это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

На основе сложившихся в науке точек зрения на проблему сохранения здоровья и валеологизацию образования (М.М. Яловенко) понятие здоровьесбережения можно рассматривать как ценность, систему, процесс, результат.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Концептуальной основой деятельности Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка - детского сада № 18 «Виктория» муниципального образования город-курорт Анапа на основании положений программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой является: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, использование природных факторов региона, координация деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания ребенка, оздоровления с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.

В результате анализа опыта по сохранению и укреплению здоровья дошкольников в нашем учреждении, был разработан проект «Формирование основ здоровьесберегающего поведения в условиях МАДОУ ЦРР». В 2011году проект получил статус муниципальной инновационной площадки. В 2011 году инновационный проект «Формирование основ здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях МДОУ ЦРР детский сад» проект вошел в проект «Вместе», который стал победителем муниципального этапа конкурса среди дошкольных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, был удостоен гранта губернатора Краснодарского края.

1.3 Основные понятия и термины в описании педагогического опыта

Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития (Устав Всемирная организация здравоохранения).

Здоровье – это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П.Казначеев).

Здоровьесберегающее поведение – это система действий, направленных на формирование и сохранение здоровья, снижение заболеваемости и увеличения физической активности ребенка.

Под здоровьесберегающим образовательным пространством понимается инфраструктура с особым микроклиматом, создаваемая творческим сотрудничеством педагогов, педагогов и администрации, педагогов и воспитанников. Одним из основных индикаторов системности является создание в дошкольном образовательном учреждении высоконравственной воспитывающей атмосферы, благоприятной воспитательной среды.

Здоровый образ жизни – способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие (Г.М.Соловьев).

Культура здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану, укрепление физического и психического здоровья, развитие духовности и нравственности детей.

Культура здорового образа жизни является основой физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка.

Психическое здоровье – это конструктивный альтернативизм, интерес к самому себе, общественный интерес, фрустрационная устойчивость, гибкость, ориентации на творческие планы; рациональное, реалистическое мышление, принятие самого себя; ответственность за свои эмоциональные проявления. С позиции психологии здоровья существует много показателей психического здоровья, к которым относятся:

– особенности эмоциональной сферы (эмоциональная устойчивость, толерантность к стрессовым факторам, преобладающее эмоциональное состояние человека, уравновешенность в отношениях с другими людьми);

– показатели ментальной сферы (представления детей, их установки, мысли, восприятие окружающих событий и реакция на них);

– определенные личностные качества, присущие ребёнку.

Самосохранительное поведение определяется мотивацией и ценностной ориентацией, самооценкой здоровья и уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению.

Социально-нравственное здоровье ребёнка – это эффективность и успешность адаптации ребёнка в обществе сверстников и других людей, это любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире.

Критериями социально-нравственного здоровья являются:

– наличие определенных познавательных потребностей и интересов и их избирательность;

– наличие друзей и уровень их взаимоотношений;

– любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям;

– усвоение ролевого репертуара.

Укрепление здоровья – система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума (Г.М.Соловьев).

Физическое здоровье проявляется в отсутствии болезней и болевых ощущений, устойчивости к болезнетворным факторам (уровень иммунитета), в гармоничности физиологических процессов, внешнем виде и в широких адаптивных возможностях ребёнка к изменяющимся параметрам внешней среды. Основными методами измерения физического здоровья являются: данные медицинской карты ребёнка, анализ функциональной и физической подготовленности, наблюдения воспитателя и выводы, полученные из бесед с родителями.

Формирование здоровьесберегающего поведения предполагает воспитание основ культуры здоровья: наличие знаний о здоровом образе жизни, мотивации поведения, направленного на снижение рисков для жизни; рациональное питание; соблюдение культурно-гигиенических правил; потребности в гармоничных отношениях с окружающей средой.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Группа старшего дошкольного возраста «Скворчата».

Количество воспитанников в группе - 35 человек.

Мальчиков - 21 человек.

Девочек - 14 человек.

Неполные семьи - 10 человек.

Многодетные семьи - 2 человека.

Группа была набрана в 2009 году, дети по-разному адаптировались к детскому саду, но в основном успешно. Отношения между воспитателями и детьми теплые, доброжелательные. Педагоги способны к самосовершенствованию и самообразованию. Коллектив детей организованный, сплоченный, дружелюбный, уравновешенный. Уровень освоения программы детьми в 2010-2011 учебном году: 38%- высокий, 60%-средний, 2%-ниже среднего. Уровень физического развития детей в 2010-2011 учебном году: 12% ниже среднего, 55%- средний, 33%- высокий.

Коллектив родителей отзывчивый, творческий, активный. Увеличилось количество родителей, посещающих мероприятия здоровьесберегающей направленности: 2010г.-50%; 2011-70%.

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, использованных в представленном педагогическом опыте

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой является основной в МАДОУ ЦРР. В результате мониторинга по освоению детьми основной образовательной программы и отчетам по заболеваемости были выявлены результаты ниже, чем ожидалось в группах среднего возраста. Изучив проблему, мы рассмотрели ее в интеграции таких разделов программы как:

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- физическая культура;

-ребенок и окружающий мир.

В результате был доработан опыт предыдущих лет по сохранению и укреплению здоровья детей в следующих направлениях.

– совершенствование материально-технической базы;

– улучшение медико-социальных условий;

– инновационная организация педагогического процесса.

Это отражено в плане основных мероприятий по реализации педагогического опыта (приложение 1) и в перспективном планировании педагогов.

В начале и в конце учебного года проводится диагностика состояния сформированности основ здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста. Диагностику проводит инструктор по физической культуре с участием медицинских и педагогических работников и включает:

-исследование состояния здоровья детей;

-диагностика физической подготовленности дошкольников;

-анализ профессиональной компетенции воспитателей;

-тематическая проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;

-исследование среди родителей "Что вы знаете о здоровом образе жизни ребенка и соблюдение его в семье", «Какое место занимает физкультура в вашей семье»;

-диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков.

Результаты заносятся в карту развития ребенка и используются специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетради здоровья, оформленной в группе.

Медико-педагогический контроль организации работы по формированию основ здоровьесберегающего поведения осуществляют директор МАДОУ, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медсестра, врач, педагог-психолог. Данные оформляются в журнале здоровья с указанием выводов и рекомендаций.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован бассейн, физкультурный зал со спортивным комплексом, тренажёрами где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, способствуют развитию основных движений, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование, дорожки здоровья.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, а в младших группах изготовлены составные

цветные модули "Гусеница", "Туннель". Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. В группе «Скворчата» все выше перечисленное представлено в полном объеме в соответствии с возрастом .

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках . Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями . Помимо этого, с целью коррекции имеющихся проблем у детей, обеспечения их психологического комфорта психолог детского сада сотрудничает с образовательным учреждением "ПМПс центр". Группа «Скворчата» отличается особенным подходом к проблеме сохранения психического здоровья. Кроме того что было перечислено выше уголок релаксации наполнен различными материалами, способствующими психологической разгрузке: песочные часы, коллекции открыток, картинок изображающих явления природы, альбом с семейными фотографиями, фотографиями из жизни группы, доска настроения, подушки примирения и т. д.

Для проведения профилактических мероприятий по укреплению здоровья наше дошкольное учреждение имеет лицензию № ЛО23-01-001274 и осуществляет следующие услуги: а) первичная медико-санитарная помощь б) специализированная медицинская помощь, а также оснащенный необходимым оборудованием медицинский, процедурный кабинет, изолятор.

Для изучения детьми правил по основам безопасности жизнедеятельности  в группе созданы: игровые макеты, имеется демонстрационный наглядный материал, согласно плану проводятся мероприятия воспитательно-образовательной направленности, досуги и развлечения. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда МАДОУ ЦРР является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

В нашем детском саду работает большое количество кружков и платных услуг. А интенсификация учебно-воспитательного процесса, как известно, является "фактором риска". Поэтому нами составлен план основной образовательной деятельности в соответствии с нормами СанПиНа и продуманы пути снижения умственной нагрузки на детей через организацию динамических пауз и рациональное распределение всех видов деятельности в течение дня. Педагогами группы «Скворчата» под руководством старших воспитателей был разработан комплекс оздоровительных мероприятий «Движение - это жизнь» способствующий более качественному процессу разгрузки и расслабления детей.

Привлечение родителей к вопросам здоровьесбережения осуществляется на различных мероприятиях: родительских собраниях, праздниках, развлечениях.

3.2 Актуальность педагогического опыта

Опыт работы «Формирование основ здоровьесбрегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ ЦРР детский сад» отвечает передовым идеям современной педагогики и психологии, социальному заказу государства и общества, профессиональным интересам педагогической общественности. Обобщая данный опыт, мы ориентировались на следующие нормативные документы: законы Российской Федерации "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; указы Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации", "Конвенция о правах ребёнка", на ФГТ.

Учтены локальные акты, регулирующие деятельность МАДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: образовательная программа; законодательные документы; программа здоровья ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов; договор со специалистами; договоры с социальными партнёрами.

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

Как показало наше исследование, качество, доступность, эффективность работы дошкольных учреждений – являются стержневыми направлениями дошкольного образования. Однако дошкольное образование не может быть эффективным без современных принципов развития и формирования культуры здорового образа жизни детей и родителей таких как: научная обоснованность и практическая применимость, интеграции образовательных областей, построения на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Основными принципами в работе с семьей по формированию основ здоровьесберегающего поведения старших дошкольников выступало единство, систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретными планами); индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье, учет способностей, состояние здоровья ребенка и интересов семьи.

Показатели и критерии сформированности основ здоровьесберегающего поведения у детей старшего дошкольного возраста таковы:

1) полнота (наличие социальных, биологических и экологических составляющих представлений об основах здорового образа жизни);

2) осознанность (способность определять понятие «здоровье», способность понимать зависимость здоровья и образа жизни от состояния социальной и экологической среды, осознавать влияние природных факторов оздоровления на сохранение здоровья);

3) обобщенность (способность выявлять сущность различных видов деятельности и явлений окружающей социальной и природной действительности,

направленных на сохранение и укрепление здоровья, и формирование основ здорового образа жизни);

4) системность (способность целостно рассматривать и познавать объекты социальной и экологической окружающей действительности, оказывающие влияние на здоровье и образ жизни человека).

Эффективности формирования основ здоровьесберегающего поведения способствуют следующие педагогические условия: учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору содержания социальных, биологических и экологических представлений об основах ведения здорового образа жизни.

3.4 Результативность педагогического опыта

Мы считаем, что созданная в группе система по здоровьесбережению позволяет качественно решать вопрос развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей. Результаты исследования до начала эксперимента 2010г.: 20%-уровень ниже среднего, 51%-средний уровень, 29%-высокий уровень. Результаты 2011г.: 12%-уровень ниже среднего, 55%-средний уровень, 33% -высокий уровень.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления. Результаты исследования до начала эксперимента 2010г.: 30%-уровень ниже среднего, 51%-средний уровень, 19%-высокий уровень. Результаты 2011г.: 15%-уровень ниже среднего, 55%-средний уровень, 30% -высокий уровень.

Стремления к расширению двигательного опыта. Результаты исследования до начала эксперимента 2010г.: 20%-уровень ниже среднего, 49%-средний уровень, 31%-высокий уровень. Результаты 2011г.: 10%-уровень ниже среднего, 55%-средний уровень, 35% -высокий уровень.

Сформированность культурно-гигиенических навыков. Результаты исследования до начала эксперимента 2010г.: 21%-уровень ниже среднего, 55%-средний уровень, 24%-высокий уровень. Результаты 2011г.: 14%-уровень ниже среднего, 45%-средний уровень, 41% -высокий уровень.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Результаты исследования до начала эксперимента 2010г.: 25%-уровень ниже среднего, 49%-средний уровень, 26%-высокий уровень. Результаты 2011г.: 14%-уровень ниже среднего, 52%-средний уровень, 34% -высокий уровень.

Одним из показателей результативности в будущем мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе.

Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы

- участники эстафеты «Велопробег»;

- участники городского мероприятия «День здоровья» ;

- участники муниципального конкурса «Зеленый огонек» на лучшую организацию работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма (2010 г.);

- участники фестиваля «Музыкальная палитра»(2011г.);

- диплом 2 место в муниципальном конкурсе «Огонь - опасная игра» на (2011г. );

- диплом 2 место в муниципальном этапе краевого  конкурса «Служба спасения 01» (2011г.);

- открыта муниципальная площадка «Формирование основ здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста в условиях МДОУ ЦРР детский сад» 2011г.;

- победитель муниципального этапа конкурса среди дошкольных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы (2011г.).

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому и психическому развитию детей.

3.5 Новизна представляемого педагогического опыта

Новизна педагогического опыта заключается в усовершенствовании отдельных компонентов и удачной комбинации элементов опубликованных методик по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Так элементы физической культуры применяются в интеграции с другими разделами программы, в режимных моментах, используются в сочетании с современными здоровьесберегающими методиками. Для закрепления полученных умений и навыков детей планируется дополнительно работа с родителями и включение их в процесс воспитания.

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта

Диагностические материалы, картотека подвижных игр в соответствии с возрастными особенностями детей, авторские сценарии: «Веселые старты», «Вместе дружная семья», «Путешествие в Олимпию», консультации для педагогов и родителей: «Режим дня как основа здорового образа жизни ребенка», «За здоровьем на лесную поляну!», «Поиграй со мной» и т.д. собранные в данном опыте широко используются педагогами города: МДОУ №14 «Тополек», МДОУ №2 «Орленок», МДОУ №1 «Ручеек».

3.7 Описание основных элементов представляемого опыта

Комплекс оздоровительных мероприятий «Движение-это жизнь» является необходимым элементом организации оздоровительной работы с детьми и включает следующие методики:

Фитбол - это детский гимнастический мяч. Как правило, это мяч с рожками или ручками, либо классической круглой формы.

Это самый известный и популярный прыгающий мяч. Мячи фитболы недавно появились в России, но уже заслужили огромную популярность. Ведь надувной детский фитбол - это самый универсальный спортивный мяч. Такой мяч позволяет ребенку развиваться легко и непринужденно. Многие родители уже слышали о том, как полезны и интересны занятия на детском гимнастическом мяче, который называется фитбол (fitball, fit ball). Занятия на детском фитболе полезны и доступны абсолютно всем детям - дело в том, что мяч фитбол для детей практически не имеет противопоказаний. Эти занятия способствуют формированию у детей жизненно важных двигательных навыков, развитию гибкости, прыгучести и аэробной выносливости. Заниматься, конечно же, лучше с веселой музыкой. На мяче с рожками можно скакать и прыгать.

Использование дома или в детском учреждение надувных детских мячей (фитболов) позволит увеличить двигательную активность детей в течение дня: дети могут производить различные действия с мячами: - метать вдаль, прокатывать, подбрасывать и отбивать, выполнять гимнастические упражнения в положении "сидя" и "лежа" на мяче, упражнять мышцы рук и ног, проводить самомассаж. Регулярное использование гимнастических мячей и выполнение методических рекомендаций по их применению обеспечит профилактику и лечение многих видов заболеваний, повысит эффективность общеизвестных упражнений детских игр. Комплекс упражнений на фитболе для детей улучшает подвижность, гибкость суставов и кровообращение всех органов. Идет положительное воздействие на дыхательную и сердечно - сосудистую системы организма. Просто балансируя, сидя на гимнастическом мяче и удерживая равновесие, вы уже включаете в работу скрытые резервы организма: ровно выстраивается позвоночник, развивается координация движений, укрепляются все группы мышц организма, в том числе и пассивные.

Общие методические требования при организации занятий с фитболом:

Воздействие всех форм должно быть всесторонним - образовательным оздоровительным и лечебным.

В занятиях следует избегать методических шаблонов, необходимо разнообразить содержание и методику проведения занятий.

Необходимо ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка. Необходимо соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную основную и заключительные части. В начальном периоде (он составляет 10-15% продолжительности всего занятия) необходимо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стоп. В основном периоде занятия (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирование физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитание воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительном периоде занятия (10-15%  времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться на переключение на последующую деятельность.

Следует рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема интенсивности физических упражнений достигается определенным количеством повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, смена исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени и нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использование музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.

Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания. Профилактика травматизма достигается также тщательной дозировкой физических упражнений, хорошей дисциплиной занимающихся, обеспечением необходимых санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходимо предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнении упражнений.

Следует обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст должных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.

Занятия с использованием фитболов помогают решать комплексные задачи у детей дошкольного возраста – оздоровительные, воспитательные и образовательные. Организуя занятия с большими гимнастическими мячами, целесообразно решать следующие задачи:

Знакомить детей с разными видами фитбола.

Научить правильно сидеть на фитболах.

Научить покачиваться и подпрыгивать на фитболах.

Научить выполнять упражнения из разных ИП.

Укреплять мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

Тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность.

Научить выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.

Поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболами, учить детей оценивать свои движения и ошибки других.

Побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчеству, инициативы, активности, формировать привычку к здоровому образу жизни.

Решая перечисленные задачи в занятиях на фитболе необходимо выполнять следующие рекомендации:

Подобрать фитбол каждому ребенку по росту так, чтобы при посадке на мяче между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был угол 90. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

Перед занятием убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить фитбол.

Надевать удобную одежду, не мешающую движениям и нескользящую обувь.

Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным, решая задачу мышечного корсета.

Следить за тем, чтобы не одно упражнение не причиняло боль и не вызывало дискомфорт.

Избегать быстрых и резких движений, скручивания в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, играющие роль буферов. Чрезмерные движения в шейном и поясничном отделах позвоночника увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов.

Интенсивное напряжение мышц шеи вызывает нарушение вертебробазилярного кровообращения.

При выполнении упражнений лежа не задерживать дыхание. Не злоупотреблять статическими упражнениями в исходном положении лежа на животе, на мяче, так как длительное повышение внутрибрюшного давления ухудшает кровообращение.

При выполнении упражнений лежа на животе и спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с усилением шейного лордоза и появлением симптомов нестабильности шейного отдела позвоночника, часто встречающегося у детей. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на фитболах.

При выполнении упражнений фитбол не должен двигаться, за исключением упражнений, связанных с его прокатыванием и перемещением.

При выполнении упражнений лежа на животе с упором руками на полу ладони должны быть параллельны и располагаться на уровне плечевых суставов.

Физическая нагрузка по времени должна обязательно учитывать возраст занимающихся, так как дети-дошкольники быстро утомляются.

Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке.

Упражнения на мячах должны использоваться детьми дошкольного возраста с целью самопознания для уточнения представлений о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры запрещенное движение», «коснись названной части тела» и пр.).

Упражнения могут проводиться в течение целого занятия, однако с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать эти упражнения в качестве фрагмента занятия; так, например, в основной части дать комплекс общеразвивающих упражнений, в заключительной части – подвижные игры с фитболами. В целом время использования фитболов не должно превышать 40-60% общей длительности гимнастики. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Поэтому одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение. Желательно проводить занятия 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность занятий для детей 3-5 лет –  от 15 до 20 мин., для детей 6-7 лет – от 25 до 30 минут. Каждое упражнение повторять с начала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 повторений. Упражнения выполнять последовательно, с чередованием нагрузки на разные группы мышц в разных исходных положениях. В основной части занятия 5 минут целесообразно использовать для выполнения специальных корригирующих упражнений индивидуально. В конце занятий дать игры и упражнения для восстановления дыхания и расслабления. С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Для постепенного правильного освоения упражнений рекомендуется: организовать обучение детей по этапам, то есть от простых упражнений и облегченных ИП на 1-2 этапах перейти к сложно- координационным заданиям на 3-4 этапах.

В группе «Скворчата» занятия фитболом проходят как элементы утренней гимнастики, как индивидуальные занятия.

Аэротерапия (от аэро... и терапия), воздухолечение, лечение открытым воздухом. Наряду с солнцелечением и талассотерапией является частью климатотерапии. Цель А. — обеспечение организма кислородом и повышение устойчивости его к температурным воздействиям внешней среды.

Основные формы А. — воздушные ванны и длительное пребывание на открытых или полузакрытых верандах или на открытом воздухе в одежде или в постели в любую погоду. При лечении и отдыхе за городом или на курортах, в различных климатических зонах А. и аэропрофилактика проводятся длительным пребыванием на воздухе в состоянии покоя, а также в сочетании с дозированными прогулками, гимнастикой, играми, спортивными упражнениями, трудовыми процессами и пр. Продолжительность пребывания на воздухе (в одежде или в постели, непрерывно или дробно, в течение курса, сезона или круглогодично) устанавливается в соответствии с условиями погоды, степенью закалённости и состоянием здоровья, постепенно увеличивается от 1—2 до 12—24 часов в сутки. Воздушные ванны общие или полуванны (с обнажением тела по пояс) назначают также с учётом условий погоды и состояния организма, иногда в сочетании с прогулками, гимнастикой, самомассажем. Принимают их в комнате и на открытом воздухе, в затенённых (в тени деревьев, под навесами) местах или под облачным небом. А. сочетают с водными процедурами (влажное обтирание, души, купания), с солнечными облучениями. Аэропрофилактика осуществляется и в городских условиях при прогулках по бульвару, парку и т. п. В домашних — регулярным проветриванием помещений, пребыванием в комнате с открытыми окнами.

При лечебном и профилактическом пользовании воздушным охлаждением не допускается резкое обдувание, контактное или радиационное перегревание и переохлаждение от почвы, каменных полов и стен. Воздушные ванны назначают с постепенным увеличением времени воздействия: для холодных ванн (t ниже 15°C) по 1—2 мин, для прохладных (t 16—19°C) по 3—5 мин и для тёплых (t св. 20°C) по 10—15 мин. В случаях неприятных ощущений, дрожи и пр. время приёма воздушных ванн сокращается. При А., в том числе воздушными ваннами, выправляются и тренируются нарушения теплообмена и ослабление терморегуляции. Обнажение тела улучшает кожное дыхание, в жаркую погоду облегчает теплоотдачу. В холодную и прохладную погоду воздушные ванны и пребывание на открытом воздухе в одежде активизируют теплорегуляцию, повышают насыщение крови кислородом, улучшают деятельность внутренних органов, повышают работоспособность и сопротивляемость организма температурным воздействиям, простудным и другим заболеваниям; т. о., А. способствует закаливанию организма. Профилактическое значение А. возрастает, когда человек длительное время пребывает в условиях недостаточно чистого воздуха с несколько уменьшенным содержанием кислорода, а также при ослабленной терморегуляции от ношения плотной одежды и длительного пребывания в тёплых закрытых помещениях. А. противопоказана при острых воспалительных и лихорадочных заболеваниях, а также при резком ослаблении защитно-приспособительных возможностей организма.

Песочная терапия является одной из форм арт-терапии от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным. Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка и решает следующие проблемы:

- сложности во взаимоотношениях с взрослыми, сверстниками;

- различные формы нарушений поведения;

- повышенная тревожность;

- страхи;

- адаптация к детскому саду;

- неврозы.

 В песочной терапии используется деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см.), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для ребенка составление коллекции может стать отдельным творческим и увлекательным процессом.

4. Выводы

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)

Форма проведения: семинар-практикум.Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...