Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста
статья по обж (старшая группа)

Клейнос Лариса Викторовна

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клейнос Лариса Викторовна, воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 46

Формирование основ безопасного поведения   детей старшего дошкольного возраста

1.Содержание работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.  

На данном этапе, в соответствии с ФГОС ДО  (одним из направлений развития и образования детей программы нашего дошкольного учреждения,  является «Социально-коммуникативное развитие»).

Социально-коммуникативное развитие - многоаспектное явление, включающее  процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социально - коммуникативное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, формирование  коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Опираясь на идеи В.Н. Мошкина можно определить содержание работы по  формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  • Воспитание мотивации к безопасности;
  • Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления;
  • Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
  • Готовность к эстетическому восприятию и оценки действительности;
  • Психологическая подготовка к безопасному поведению.[3, С.21]

Воспитание мотивации к безопасности. Выделяют три типа мотивации:

  1. Стремление обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей;
  2. Преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания в опасные ситуации;
  3. Отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.

Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с ним, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или не согласующихся между собой требований.

Формирование системы знаний об источниках опасности и о средствах их предупреждения и преодоления  является неотъемлемой составляющей работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и о многом другом. В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции, переносить полученные знания в новые ситуации, прогнозировать события.

Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Общая физическая подготовка, необходима для осуществления  любых видов деятельности, является непременным условием поддержания здоровья. Сегодня актуально стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, повышать интерес к двигательной деятельности. С этой целью необходимо использовать различные формы работы с дошкольниками, интегрировать разные виды детской деятельности. Традиционно с интересом дети выполняют (а в старшем возрасте организуют выполнение) комплексы упражнений нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной), участвуют в народных подвижных играх, выполняют упражнения под музыку, осваивают действия с атрибутами из уголка физического развития. Важнейшие физические качества и основные виды движений развиваются в творческих видах деятельности: в инсценировании  и драматизации, играх имитационного характера, танцах продуктивной деятельности.

Физически развитый человек обладает определенным «запасом прочности», который может пригодиться в опасных ситуациях. Но помимо общей физической подготовки для обеспечения безопасности индивида необходима специальная подготовка. В форме подвижных игр и упражнений на физкультурных занятиях, на прогулке,  в русле деятельности спортивных кружков и секций необходимо вести согласованную работу по формированию двигательных умений, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести умение плавать, владение разными техниками бега и др.  

Готовность к эстетическому восприятию и оценки действительности предполагает овладение дошкольником системой эстетических ценностей, в том числе формирование чувств, образов,  опыта художественной деятельности, которые «играют роль средств деятельности  при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности»[6].

Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности осуществляется преимущественно за счет интеграции содержания образовательных областей: речевое развитие (чтение художественной литературы), художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество), познавательное развитие.

Психологическая подготовка к безопасному поведению связано со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5-7 лет, можно выделить ряд направлений психологической подготовки: формирования опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям и др. Планирование деятельности  и  самоконтроль – это важные элементы учебной деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми учебных задач, решения проблемных ситуаций, которые могут быть построены на материале любой образовательной области. Также необходимо осуществлять специализированную работу, обучая детей действиям в различных опасных ситуациях. В  силу возрастных особенностей психики при попадании в нестандартные обстоятельства дошкольники теряются, не могут адекватно оценить ситуацию, часто стремятся спрятаться.  Исследователи отмечают, что значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие определенные схемы, модели поведения в конкретных ситуациях. [3, С.23].

2.Методы и приёмы развития основ безопасного поведения  детей старшего дошкольного возраста

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях:  творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы.

Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т.п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома». Игровое  «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей. Педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

•Анкетирование.

•Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

•Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.

•Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

•Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

•Использовали прием “домашнее задание”, для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме “Безопасное поведение дома”.

•Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.

•Оформление рукописных книг.

•Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях. [4, С. 65]

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

        Таким образом,  вопрос формирование основ безопасного поведения  детей старшего дошкольного возраста является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2011.- 144 с.
  2. Белая К.Ю.: Формирование  основ безопасности у дошкольников: учебное пособие /М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-64 с.
  3. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. -№1. – С. 18-25
  4. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Повышение компетентности родителей в вопросах культуры безопасности у старших дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - №7. – С.61-68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

«Формирование основ безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста» (родительское собрание)

Форма проведения: семинар-практикум.Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей, формирование чувства ответственности за...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...