Гендерный подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста
консультация на тему

Фотеева Ольга Борисовна

В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod.docx17.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гендерный подход в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

         В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. По мнению Е.В. Назайкинского проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук (социологии, психологии и медицины) – одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения затруднительно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье [2, с.91]. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования специалистов в области отечественной психологии и педагогики, в то время как в зарубежной психологии она уже давно привлекала большое внимание ученых [5, 6].

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на развитие личности [1, 4].

Анализ общеизвестных программ показывает, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России уделяется внимание музыкальному воспитанию, но не учитываются гендерные особенности [3,с.32-164]. Можно отметить, что во всех программах присутствуют обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Однако ни в одной из них не учитываются гендерные особенности ребенка, состояние его здоровья, слабо отображены разные физические показатели двигательной активности. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и многом другом. Необходимо учитывать и тот факт, что двигательная активность мальчиков и девочек отличается. Таким образом, мы проектируем индивидуальную траекторию музыкального развития мальчика или девочки. Следует отметить, что данная работа не противоречит положению о совместной деятельности детей во время музыкального занятия. Позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход в работе.

Базисным направлением в работе музыкального руководителя по представленным программам является музыкальная культура. Во всех программах делается акцент на возрастные особенности детей, формы и методы организации занятий, в основном игровые, что соответствует специфике периода детства. На музыкальных занятиях осуществляется развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возрастных особенностей), посредством различных видов музыкальной деятельности и формирование общей духовной культуры.

Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе и театрализацию. Наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Таким образом, в рамках такой театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста закладываются основы половой идентичности.

Еще одним направлением в работе музыкального руководителя, с точки зрения гендерного подхода, является использование специфических музыкально – ритмических и танцевальных движений. Для мальчиков - резкие, четкие, солдатские, для девочек более плавные, спокойные (с платочками, листочками, снежинками, цветочками и т.д.).

Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели гармонического развития личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

Таким образом, использование гендерного подхода, позволит разнообразить деятельность музыкального руководителя и повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.

 

Библиографический список:

1. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 2.

2. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е.В. Назайкинский. – М., 1980.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебн. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей / Под ред Т.И. Ерофеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования / Г.С. Тарасов, – М.: 1986.

5. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований, – М, 2000.

6. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". – М. 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...

Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Презентация " Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника происходит в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства является специфической формой хдожественного отражения нашей жизни. Мне к...

«Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».

Краткая аннотация: Автор предлагает педагогам подходить творчески к вокально-хоровой работе с дошкольниками и искать новые интересные подходы к данному виду деятельности. В статье представлены авторск...

Консультация для родителей. Современные подходы к музыкальному развитию детей дошкольного возраста».

                    На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, ак...