Доклад на тему:«Работа с родителями по экологическому просвещению в ДОУ»
статья по теме

Гумарова Зульфия Завдатовна

Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc71 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №34»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Работа с родителями

по экологическому просвещению

в ДОУ»

                                                                      Подготовила:

      воспитатель МДОУ №34 «Ручеёк»

                                                                       Гумарова Зульфия Завдатовна

Нижнекамск, 2014

Содержание

Введение        

1. Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников        

2. Особенность родителей как объекта экологического образования        

3. Основные направления работы с родителями        

Заключение        

Литература        


Введение

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.

1. Просвещение родителей

в системе экологического образования дошкольников

 Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
  2. помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. помочь детям научиться строить свое поведение в природе.

  Экологическое  образование (просвещение)  родителей  – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.

2. Особенность родителей

как объекта экологического образования

Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;
  • совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

3. Основные направления работы с родителями

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.

Компоненты содержания  экологического просвещения родителей

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.

Природа как универсальная ценность для человека.

Значение природы в жизни человека.

Здоровье ребенка и природа, окружающая среда.

Человек – часть природы.

Формирование разумных потребностей.

Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях.

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивании растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду.

Выполнение домашних заданий с детьми.

Совместное чтение литературы.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам.

Реализация указанных в таблице компонентов проходит по нескольким направлениям:

Экологическая информация.

Опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  1. данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
  2. информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  3. правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
  4. экология жилища;
  5. выращивание экологически безопасного урожая;
  6. комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  7. выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
  8. домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
  9. развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
  10. информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада. Проблема «здоровье ребенка – окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

2. Совместная деятельность с детьми:

  1. Во время совместных прогулок;
  2. участие в экологических развлечениях и в подготовке к ним;
  3. совместный уход за растениями;
  4. сбор природных материалов, марок, открыток, календарей, значков на экологическую тематику. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.
  5. выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа»);
  6. помощь в оборудовании уголка природы, библиотеки;
  7. природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек). Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы в нашей группе детского сада.

В нашей группе работа с родителями по повышению экологической культуры ведется по следующим направлениям:

  1. Экологическое просвещение родителей:
  • консультации,
  • беседы, дискуссии,
  • конкурсы,
  • дни открытых дверей и другие.
  1. Совместная деятельность с детьми:
  • участие в экскурсиях,
  • участие в экологических праздниках,
  • выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы,
  • выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями.    

Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т.д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.

Заключение

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Многие родители слышали о проблемах загрязнения окружающей среды, но считают, что лично их эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражаются на их поведении. Поэтому необходимо привлекать внимание родителей к проблемам загрязнения, подчеркивая тесную связь состояния нашего здоровья и безответственного, неграмотного поведения в повседневной жизни.


Литература

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002, N 9. – С. 52 - 58.
  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
  3. Булыгина И.В. Экологическое воспитание в семье. – http://irvic25.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/ehkologicheskoe_vospitanie_v_seme/
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями. // Дошкольное воспитание. 1998, N 9. – С. 23 - 31.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000, N 1. – С. 41 - 49.
  7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М., 2001. – С. 25 - 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Доклад на тему: « Работа по экологическому воспитанию в старшей группе»

В докладе отражается значение и необходимость эологического воспитания детей; опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе; методы и приёмы использеуемые в работе с детьми....

Доклад на тему: Работа с родителями во второй младшей группе.

Доклад на тему:Работа с родителями во второй младшей группе.                      Выполнил...

Работа с родителями по экологическому просвещению

Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологич...

Доклад на тему: «Работа с родителями: новые подходы к воспитательному процессу»

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематичес...

доклад на тему «Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста».

Работа с родителями по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста. Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей ...

Доклад на тему: Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций

Доклад к презентации Работа с детьми младшей группы по формированию позитивного отношения к природе в форме экологических акций...