Статья "Компетентность педагога в общении с родителями"
статья на тему

Кулебякина Наталья Анатольевна

Статья эта о профессионализме и компетентности воспитателя в общении с родителями для установления партнерских отношений с семьями воспитанников, создания атмосферы взаимопонимания, а так же помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентность педагога в общении  с родителями.

Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешное решение воспитателем вышеперечисленных задач требует от него владения определенным набором качеств, являющихся составной частью профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. Профессиональная компетентность педагога – интегративное, многокомпонентное явление, показатель профессионализма и мастерства.

Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, владение знаниями о семье, психолого - педагогическими знаниями, навыками организации общения с родителями. Основой же профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников являются такие профессионально значимые качества - как гуманистическая направленность, эмпатичность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость и педагогическая гибкость.

Педагогическая эмпатия проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на место родителя дошкольника, проникнуться его психическим состоянием, понять, проявить сочувствие. Достижение высокого уровня эмпатийности возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия отношения с людьми, т. е. если у него развита рефлексия. Рефлексивность находится в тесной связи с эмпатичностью, эмоциональной устойчивостью и гибкостью педагога, что в совокупности обеспечивает активный поиск новых видов взаимодействия, эффективного решения проблем, связанных с воспитанием дошкольников и общением с родителями.

Анализ исследований и собственный опыт позволяют выделить критерии для определения уровня профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников:

  • признание роли родителей в воспитании детей как полноценных партнеров;
  • стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им психолго - педагогической помощи в вопросах воспитания дошкольников;
  • проявление внимания, заинтересованности, выдержки, тактичности;
  • владение профессиональными знаниями о специфике семейного воспитания, методах изучения семьи образовательных потребностей родителей;
  • понимание истинных запросов родителей при организации общения с ними;
  • умение планировать беседы, подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
  • высокий уровень развития коммуникативных навыков;
  • устойчивая потребность в самосовершенствовании в сфере общения с родителями в профессиональной деятельности в целом.

 В нашем саду систематически проводятся разнообразные мероприятия: педагогические советы, тематические консультации, лекционные занятия, семинары-практикумы, тренинги, круглые столы и мастер - классы.  А также ежегодно разрабатывается и реализуется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

Важными задачами общения педагога с семьей  являются следующие: раскрыть перед родителями важные стороны развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства; дать родителям информацию; поддерживать их интерес в ее получении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....

памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"

В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....

"Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...