Роль детской инициативы в формировании ребёнка.
материал по теме

Щербакова Ольга Владимировна

Информация для воспитателей, педагогов и  родителей в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskoy_initsiativy_v_formirovanii_rebyoka.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное           дошкольное   образовательное     учреждение

                                «Центр развития  ребёнка – детский сад №7»

                           Консультация  для педагогов

Тема:

«Роль детской инициативы формировании   ребёнка»

Подготовила и провела педагог

                                                                         дополнительного образования  

                                                                                                 Щербакова О.В.

                                                      Калач

                                                        2015

Роль   детской инициативы в формировании  ребёнка.

Занятие, игра или  какое - либо  дело, предложенное самим ребенком, - то есть инициатива, как правило,  выполняется им же всегда на «ура»!  

                                                                                                              (Слайд 1-2)

   Ребёнок, который боится проявить собственную инициативу, никогда не станет по – настоящему ответственным взрослым. ( Об этом нам стоит помнить и не проявлять излишней опеки). Ребёнок будет тянуть время, не принимая никакого решения, и иногда такое поведение принимают за ответственность, но на деле это просто боязливость.

 Поэтому ребёнку, даже   дошкольнику,  стоит позволять проявлять  инициативу в различных делах. Часто эти дела воспринимаются нами взрослыми как «безобразия» или проказы (например, когда ребёнок стирает свою кофточку, высыпав в таз пол – пачки или пачку стирального порошка), но они – эти «важные дела» необходимы для детского развития.      Следовательно, для развития детской инициативности нужно, чтобы запретов на эту самую инициативность  было не слишком много,  и  она эта инициативность, носила бы характер обязательного выполнения.  (Слайд 3)

     Работая в детском саду и  наблюдая  за поведением детей в  определённых ситуациях, я прихожу к выводу, что необходимо давать детям больше возможностей для самостоятельного выражения, индивидуального творчества, для принятия ответственности за свои дела и поступки.

Итак, у нас взрослых есть цели, задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые мы стараемся с самого раннего возраста  воплотить в жизнь. А ведь на это воплощение  подобных планов расходуются жизненные силы и время детей. Так  можем ли мы создать условия для реализации его собственных исследовательских задач, собственных замыслов? Будь то строительство крепости из диванных подушек или  оклеивание наклейками своего шкафа, время для того, чтобы рассмотреть, как играют лучи в сосульке, куда и зачем ползет червячок?  Должны.  Должны, чтобы  удовлетворять  базовую  потребность ребёнка в самоопределении и самореализации!

   Стараясь дать детям творческое развитие, мы отдаем их в кружки, студии, ДШИ  по - своему усмотрению. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это другая деятельность, основанная  на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с элементами творчества.      

    Вот вам  объяснение  того  факта, что многие художественно – одаренные дети уже после первого года обучения уходят, предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае  давления на них взрослых – навсегда охладевают к своему увлечению.                                                      (Слайд 4)

Так вот, творческое развитие ребёнка, это не только обучение его танцам, музыке, рисованию. Но в первую очередь нужно развитие его собственной  инициативы – стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребёнок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить, пусть ему будет немного жарко. Пусть он поймёт, что его решения  не всегда верны, и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Пусть он сам выбирает,  какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок.    Главное чтобы это не принимало характер вседозволенности. В этом случае взрослым необходимо запастись терпением,  не навязывая ребёнку беспрекословного решения,  сделать так, чтобы ребёнок согласился с предлагаемым мнением. Очень важно, что у ребёнка накапливается опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

  Часто малыш надевает кастрюлю на голову, стуча по ней поварёшкой, рисуют маркерами по обоям.                                                              (Слайд 5)

Что это? Баловство бессмысленное или проявление творческого подхода к жизни? Ответ зависит от взрослых,  которые окружают ребёнка, от их умения объяснить ребёнку адекватность его поведения  зависит то, кем он вырастет – безынициативным исполнителем чужой воли или творцом, обогатившим жизнь.  Может быть,  прежде отчитывать ребенка за его необдуманное на ваш взгляд поведение, стоит вникнуть – почему для ребёнка было важно сделать то или иное действие? Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило? Кстати, совместный анализ « откроет уши» ребенка. Не надо бояться детской «анархии» - дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить ваше искреннее желание понять мотивы их действия. Ради сохранения такого доверия они готовы выполнять многое из того, что им не нравится – от принятия лекарства, теплого молока перед сном, до посещения детского сада. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

Важно понять ребенка  и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитиве.                                                                      (Слайд 6)

Отсюда делаем вывод, что инициатива – не помеха обучению и воспитанию.

Ещё один аспект проблемы – недооценка взрослыми значимости творческой самореализации детей.  Мы не верим  в исключительность и неповторимость талантов малышей, поэтому безжалостно готовы прервать ребёнка в самом разгаре  его « творческого действия».

Следовательно, непоседы – малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

 Практически всем известны истории о талантливых изобретателях и музыкантах, погружающихся в свою фантазию в самом « неподходящем» месте. Композитор записывал  зазвучавшую музыку на манжете рукава, изобретатель бросает важное занятие, чтобы проверить пришедшую в голову идею. Вдохновение капризная штука. Тем не менее, мало кто из взрослых оценит поведение в той или иной ситуации ребёнка. Мы даже не предполагаем, как  тормозим  развитие наших детей, действуя  таким образом.                                                                                                   (Слайд 7)

    В наше время много детей  подвижных, мы  называем  их гипперактивными -  доставляющими нам взрослым  неудобства. Они, действительно часто мешают тем, кто с ними  находится рядом. Почему? Потому что эти дети нуждаются в более обширном  пространстве, условиях для применения их энергетического потенциала. Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая  среда обитания. А этого, к сожалению, не всегда хватает, чтобы удовлетворить их фантазии.

 Поэтому, чтобы в дальнейшем дети не прогуливали занятия, не бродили по заброшенным стройкам, не состояли в неформальных объединениях, реализуя свою жизненную потребность, необходимо в младшем возрасте уважать право ребёнка на самореализацию, умело использовать выбранное самим ребёнком поле деятельности для обучения.                              (Слайд 8)

Но для этого родителю надо быть мудрым амортизатром  между ребёнком и системой образования, поскольку честно совместить требования этой системы к ребёнку с его жизненными потребностями без ущерба  для здоровья, к сожалению, невозможно. Специалисты ищут новые формы и методы взаимодействия с детьми сегодняшнего дня, однако не могут договориться о приоритетах.                                      (Слайд 9)

Педагоги настаивают на большей нагрузке, ссылаясь на «требования времени».

Физиологи бьют тревогу по поводу недопустимых нарушений  детской гигиены труда.

Хирурги – о недопустимости нарушения осанки при  таком количестве часов сидения за столом.

Родители мечутся от одной системы развития к  другой, сводя общение с ребёнком к перемещению его по различным учебным учреждениям.

А дети…Дети становятся всё более нервными, агрессивными, нездоровыми, апатичными.   Может быть, выход в осознании того, что составляет содержание жизни ребёнка? Пора понять, что он,  прежде всего - живёт, а потом уже обучается и воспитывается взрослыми.

В заключении хочется сказать, что отнюдь не наставлениями (или ограничениями) можно направить творческий потенциал ребёнка по созидательному пути,  в первую очередь пониманием и сопереживанием внутреннему миру ребёнка, собственным примером стремлением  к правильному толкованию  красивой, счастливой, творческой жизни! Может быть,  попытаемся  поверить в скрытую силу наших детей и поможем ей развернуться?  Для этого необходимо поверить в себя – в свой собственный творческий потенциал, уникальность, интуицию. Готовы ли мы к этому?

Время покажет…       (Слайд 10 – 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детской инициативы в создании развивающей предметно-пространственной среды

Данный материал содержит опыта работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соотвествии с ФГОС ДО...

Родительское собрание «Детская инициатива залог формирования успешной личности».

Родительское собрание «Детская инициатива  залог формирования успешной  личности»....

"Роль детской книги в развитии ребёнка"

Зачем читать детям книги?...

«Детская инициатива – залог формирования успешной личности»

Доклад на тему «Детская инициатива – залог формирования успешной личности»...

Роль детских сказок в жизни ребёнка

Как влияют сказки на развитие детей....

"Роль детского сада в развитии ребёнка"

quot;Роль детского сада в развитии ребёнка"...