проект по безопасности жизнедеятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованию средств народной педагогики
проект (средняя группа) по теме

Рашева Екатерина Николаевна

            Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области.  Об использовании средств народной педагогики  в социально-коммуникативной области при формировании навыков безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста является нетрадиционным для нас. Мы решили, что использование средств народной педагогики в этом направлении было-бы доступным и интересным методом. Дети с помощью уже знакомых для них произведений устного народного творчества (сказках, загадках, пословицах, поговорках), знакомятся с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в природе. У них формируется бережное отношение к своему здоровью, ответственность за свои поступки и жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе детей среднего дошкольного возраста с использованием средств народной педагогики

Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области.  Об использовании средств народной педагогики в социально-коммуникативном развитии при формировании навыков безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста является нетрадиционным для нас. Мы решили, что использование средств народной педагогики в этом направлении было-бы доступным и интересным методом. Дети с помощью уже знакомых для них произведений устного народного творчества (сказках, загадках, пословицах, поговорках), знакомятся с правилами безопасного поведения в быту, на улице, в природе. У них формируется бережное отношение к своему здоровью, ответственность за свои поступки и жизнь.

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов
и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Паспорт проекта

Актуальность темы: Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность ребёнка, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дошкольник  по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому детям нужно помогать избегать повреждений, необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, вести себя во дворе, на улице и дома. Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».  Средства народной педагогики являются аккумулятором многовековой человеческой мудрости, а сохранение и укрепление здоровья является одной из величайших ценностей в народной педагогике. Кроме того, народная педагогика близка и понятна детям дошкольного возраста, она накопила огромный материал по формированию безопасного поведения в быту и природе. В ФГОС ДО сохранение и укрепление  физического здоровья детей является приоритетной задачей современного образования, а обращение к истокам народной культуры является одним из средств решения этой задачи.

Цель проектасоздание условий для решения задач по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностях поведения в них,  объяснить, что безопасность зависит и от них самих, от умения предвидеть возможную опасность.

Задачи:

  1. Реализовать проект с использованием средств народной педагогики.
  2. Актуализировать, систематизировать и расширить знания детей о безопасности жизнедеятельности.
  3. Воспитывать культуру поведения в различных ситуациях.
  4. Обогащать опыт отражения знаний в различных видах деятельности (игровой, художественно-творческой).
  5. Развивать любознательность, наблюдательность, творческие способности, изобразительные умения.
  6. Создать предметно-развивающую среду.

Вид проекта: коллективный, дети среднего дошкольного возраста 4-5лет воспитанники Группы «Солнышко» и их родители.

Длительность: долгосрочный, 2015-2016уч. год.

Этапы проекта

I этап – организационно-аналитический (сентябрь)

Задачи этапа:

  1. Диагностика детей в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
  2. Постановка проблемы проекта: недостаточный  уровень знаний детей средней группы в образовательной области социально-коммуникативное развитие.
  3. Разработка плана работы с детьми по расширению знаний детей.

II этап - практический (октябрь-апрель)

Задачи этапа:

  1. Формирование знаний детей в области социально-коммуникативного развития с использованием средств народной педагогики
  2. Вовлечение всех детей группы в процесс реализации проекта.

III этап итоговый, диагностический (апрель)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка плана работы на следующий год.

Тематическое планирование

Сроки

Взаимодействие педагога с детьми

сентябрь

Тема: «Безопасность дома»

  • Диагностика детей
  • Изготовление пособий для детей по ПДД, по пожарной безопасности.
  • «Детям Подмосковья безопасность на дорогах» -  образовательная деятельность
  • День солидарности в борьбе с терроризмом -  образовательная деятельность
  • Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди», обсуждение проблемы необходимости послушания родителям, педагогам.

октябрь

  • Беседа «Какие опасности таит наш дом»
  • Вечер русских народных загадок: «Опасные предметы»  
  • Дидактическая игра: «Скажи, что за острый предмет, чем опасен?»
  • Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки:

«Волк и семеро козлят», об опасности открывать дверь незнакомым людям.

ноябрь

  • Творческая мастерская по мотивам русской народной сказки

 «Волк и семеро козлят». 

  • Дидактическая игра: «Электроприборы»
  • «Русские народные пословицы и поговорки о безопасности жизни, жилища» - обсуждение и заучивание пословиц и поговорок на тему безопасности.
  • Беседа  на тему пожарной безопасности.

декабрь

Тема: «Безопасность на улице»

  • Русские народные пословицы и поговорки о падении на землю, беседа о безопасности на скользкой дороге»
  • Эксперимент-беседа: «Падает сосулька» (прогулка)
  •  «Дедушка Мороз отморозил нос» - беседа о безопасном поведении во время зимних морозов с использованием пословиц и поговорок.
  • Вечер русских народных загадок о явлениях природы зимой

январь

  • Беседа: «При встрече и незнакомым животным» (Шорыгина 22)
  • Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Колобок» - обсуждение опасности встречи с незнакомыми животными.
  • Рисование: « Домашние животные».
  • Семейный  фотоконкурс: «Домашние любимцы»

февраль

  • Беседа: «Осторожно – незнакомец»
  • Русские народные пословицы и поговорки о поведении с незнакомцем
  • Тренинг «Девочка, хочешь  дам тебе конфетку?»
  • Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Кот, петух и лиса» - обсуждение доверчивости и легковерия героя сказки.

март

Тема: «Безопасность в природе»

  • Тренинг «Я потерялся»
  • Вечер русских народных загадок о лесе
  • Беседа: «Мы с мамой в лесу»
  • Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки
  • «Три медведя»
  • Русские народные пословицы и поговорки о ценности жизни
  • Подвижная игра: «У медведя во-бору»
  • Беседа о безопасности во время нахождения на даче

Семейный  фотоконкурс: «Наша дача»

апрель

  • Беседа: «Безопасность на воде»
  • «Русские народные пословицы и поговорки о безопасности жизни на воде» - обсуждение и заучивание.
  • Дидактическая игра: «»Осторожно ядовитые грибы, ягоды»
  • Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» - беседа об опасности потеряться  в лесу, в другом месте.
  • Диагностика детей

     Для  реализации плана используются средства обучения: уголок безопасности жизнедеятельности, материалы для творческих мастерских, фотооборудование, конспекты занятий, бесед, плакаты, картины, наборы карточек по «ОБЖ», тематические альбомы, раскраски, атрибуты к дидактическим и сюжетно-ролевым играм, сборники устного народного творчества, анкеты для родителей, консультации для родителей.

Результат:

Дети получили представление о некоторых видах опасных ситуаций.

• Узнали о способах поведения в стандартных опасных ситуациях

• Узнали об источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, лесные пожары, вырубка деревьев).

• Обогатили опыт отражения знаний в различных видах деятельности (игровой, художественно-творческой).

• Создали предметно-развивающую среду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный групповой проект по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного ...

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

Программное содержание:- развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений; - учить детей воспринимать н...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Интерактивный спектакль по теме «Одни дома» по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Дошкольный возраст является благоприятным для освоения ОБЖ, поскольку в период дошкольного детства формируются психические новообразования, определяющие возможность осуществления целенаправленной рабо...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

1. Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста

Пояснительная записка  Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной си...