Мастер - класс "Математические проблемно - поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности"
учебно-методический материал на тему

Райкова Наталья Александровна

Математика царица всех наук .

"Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masster_klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 "Радуга"

 Масстер класс "Математические проблемно- поисковые ситуации для детей в процессе познавательной деятельности".

Подготовила: Райкова Наталья Александровна

Воспитатель детского сада.

Тема моего мастер — класса

Математические проблемно- поисковые ситуации для детей в процессе  познавательной деятельности.

Математика — царица всех наук.

«Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива».

Современные требования к дошкольному образованию прямо

указывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников

На первый план выходят активные методы интеллектуального  развития детей. Среди них общепризнанное место занимают проблемно- поисковые ситуации. Федерально Государственные Образовательные Стандарты  ставят перед современным ребёнком одну из задач — решение проблем самостоятельно.

В ходе их решения создаются особые условия побуждающие ребёнка применять имеющиеся у него знания. Использовать известные способы или придумывать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации. При этом ребёнок учится  рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать, проявлять сообразительность, смекалку.

Кроме того, происходит проговаривание условий и способов решения, объяснение своего варианта, выслушивание возражений и других вариантов решения проблемы, предложенных разными детьми.

Задания  с элементами занимательности поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создаёт положительный эмоциональный настрой.

 

Вашему вниманию предлагается ряд вариантов проблемно- поисковых заданий по математике для детей. Их можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов

Любое занятие с ребёнком- это маленький спектакль, где мы взрослые-актёры, а ребёнок зритель, или лучше мы оба актёра

Сегодня я представлю вам  проблемные ситуации, а помогут мне мои коллеги.

В первой ситуации представлено

Формирование понимания независимости числа от величины предметов

Задачами которой является

Закрепить умение считать в пределах 5

 учить понимать  независимость числа 5 от величины предметов

Учить понимать равенство и неравенство предметов  по количеству разными способами, наложением, приложением, счётом.

Для решения этих задач использую сказочных героев

Фея Леса поручила  гномам собрать одинаковое количество кленовых листьев красного и жёлтого цвета. Их должно быть по 5 ( Листья разной величины)

Колеги перед вами листья разного цвета и разной велечины красные и желтые..  Вам надо собрать желтые, а вам красные листья. Как вы думаете у кого из вас  больше листьев?. Ваши варианты? А как узнать сколько листьев , что нужно сделать (посчитать), а что еще нужно сделать ваши варианты (наложить, приложить)Сделайте букет из листьев? У кого букет больше? Не зависимо от величины листьев все равно листьев по 5.  Мы сейчас с вами сравнили и увидели  что они по велине разные а количество  одинаковое по 5.

предлагаю детям сделать вывод: число не зависит от величины предметов.

 

                                               

                           

 Во второй ситуации представлено Сравнение предметов по длине

Задачами которой является Закрепление  умение сравнивать предметы по  длине при помощи условной мерки

Развивать логические операции: анализ, сравнение, умозаключение

  Так же использую сказочных героев.                                        

Доктору Айболиту пришло письмо, в котором написано, что слон Бимбо  заболел

Айболиту необходимо поскорее добраться к слону на помощь передать ему лекарства, чтобы он быстрее поправился

Но к сожалению он не знает дороги. Предлагаю детям  пофантазировать и ответить на вопрос: откуда начинается дорога? Но от дома  отходят три дороги. Какая из них приведет  Айболита быстрее к дому слона. Предложите ваши варианты? Что для этого нужно сделать (измерить)наложения и приложения. Предложите ваши варианты измерения этих дорог? (мерить ладошкой, шагами. Веревочкой) Для этого вам предлагаю воспользоваться условной меркой. Сколько условных мерок укладывается  в каждую из дорог? Какая короче? Какая длиннее? По какой дороге Айболит придет быстрее к дому слона? (дети делают вывод что прямая дорога самая короткая.

Сколько условных мерок умещается в данной дороге говорит о ее длине.

(Приёмом наложения условной мерки дети определяют самую короткую дорогу по которой доктор придёт к больному слону)

                                      В третьей ситуации представлено Сравнение предметов по толщине,

Задачей которой являются

 Закреплять умение сравнивать предметы по толщине

Развивать логические операции: анализ, сравнение, умозаключение

так же использую сказочных героев.

В окно Феи влетел ветер и перепутал все предметы по толщине

( Книги, альбомы, ручки, карандаши, палочки, бруски )

ей предстоит много работы разобрать эти предметы)

Дети давайте ей поможем ? Предлагайте варианты как это сделать?

1 найти толщину  приложив предметы друг к другу,

 2приложить грани друг к другу.

А теперь коллеги посмотрите на экран: найдите самый толстый и тонкий предмет? (благодарю детей за проделанную работу).

                                         

Из этого следует вывод: Стремясь поддержать у детей интерес  к познаниям, мы создаём постоянно новую проблемную ситуацию, учим детей не бояться допускать ошибки. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему, он будет стремиться получить решение с помощью взрослого. Очень важно, чтобы ребёнок сам  почувствовал вкус к получению новых знаний.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Педагогическая работа над развитием речи детей в процессе познавательной деятельности

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) ...

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...

презентация использование проблемно поисковых ситуаций в различных видах музыкальной деятельности

Каждый ребенок по своей природе способен и талантлив, любознателен и полон желания учиться. Все, что ему нужно для развития своих дарований, это умелое руководство и внимание со стороны взрослых.Форми...

Доклад для педагогов "Творческое развитие детей в процессе познавательной деятельности

Доклад для педагогов "Творческое развитие детей в процессе познавательной деятельности...

Речевое развитие детей в процессе познавательной деятельности Конспект открытого занятия «Путешествие в страну сказок»

Задачи:формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у...