Педагогическая работа над развитием речи детей в процессе познавательной деятельности
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) происходит и во время наблюдения, и во время свободной деятельности, и во время занятия и т. д.

Для этого решаются  следующие задачи :

–Создать в группе развивающую среду;

-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;

-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

Считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:

«Речевой уголок

 «Театральный уголок»

 «Книжный уголок»

В своей работе используются различные методы и формы:

Наглядный

Практический

Словестный

Формы работы с детьми:

Организованная – образовательная деятельность.

 Решаются  задачи из всех разделов программы: развиваются  навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаем реализовать возможности речевого развития.

Также используем  музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Развитие связной речи посредством детского экспериментирования.

Мы знаем, что с  самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.

В ходе обучения мы отдаем  предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и самим сделать вывод : мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Таким образом, у ребенка появляется интерес  к физическим явления и стремление выразить свое отношение к ним.

Алгоритм построения познавательных занятий

 1. Интересное начало — точка удивления.

Насколько сможешь заинтересовать детей с начала занятия, настолько и получишь положительный результат в течение всего занятия.

 

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

В данном случае ребенок учится выражать свои мысли , опираясь на свои же наблюдения.

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Умозаключения детей на основе опытов.

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности, а также развивает не только разговорную речь , но и умение правильно строить предложения.

Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать не только  свои способности в процессе исследовательской деятельности,  но и получили большой стимул к общению со сверстниками, решению проблемных задач, которые,  несомненно,  способствовали расширению словарного запаса у детей.

 Мы знаем, что развитие речевых способностей у детей невозможно без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это вовлечь родителей в совместную  деятельность в решении данной проблемы.  Показать родителям оздоровительную роль природы,  научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для развития речевого запаса детей. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько  это возможно, приобретали знания не только из книг, но из неба и земли , то есть,  знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и  в наши дни.

Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что познавательная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка в области речевого развития дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со  временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, и на нас,  педагогов ложится огромная задача:  заложить основу, базис личностной культуры.

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) происходит и во время наблюдения, и во время свободной деятельности, и во время занятия и т. д.

Для этого решаются  следующие задачи :

–Создать в группе развивающую среду;

-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;

-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

Считаем, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:

«Речевой уголок

 «Театральный уголок»

 «Книжный уголок»

В своей работе используются различные методы и формы:

Наглядный

Практический

Словестный

Формы работы с детьми:

Организованная – образовательная деятельность.

 Решаются  задачи из всех разделов программы: развиваются  навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаем реализовать возможности речевого развития.

Также используем  музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Развитие связной речи посредством детского экспериментирования.

Мы знаем, что с  самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.

В ходе обучения мы отдаем  предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и самим сделать вывод : мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Таким образом, у ребенка появляется интерес  к физическим явления и стремление выразить свое отношение к ним.

Алгоритм построения познавательных занятий

 1. Интересное начало — точка удивления.

Насколько сможешь заинтересовать детей с начала занятия, настолько и получишь положительный результат в течение всего занятия.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

В данном случае ребенок учится выражать свои мысли , опираясь на свои же наблюдения.

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Умозаключения детей на основе опытов.

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности, а также развивает не только разговорную речь , но и умение правильно строить предложения.

Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать не только  свои способности в процессе исследовательской деятельности,  но и получили большой стимул к общению со сверстниками, решению проблемных задач, которые,  несомненно,  способствовали расширению словарного запаса у детей.

 Мы знаем, что развитие речевых способностей у детей невозможно без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это вовлечь родителей в совместную  деятельность в решении данной проблемы.  Показать родителям оздоровительную роль природы,  научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для развития речевого запаса детей. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько  это возможно, приобретали знания не только из книг, но из неба и земли , то есть,  знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и  в наши дни.

Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что познавательная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка в области речевого развития дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со  временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию слухового восприятия в процессе игровой деятельности

На базе развивающегося слухового восприятия создается слухо-зрительная основа восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. Проведение этой работы способствуют формированию нав...

Развитие речи детей в процессе художественной деятельности.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок усваивает разговорный язык. Художественное творчество можно значительно улучшить речевое развитие детей. Совершенствование изобразительных способнос...

Конспект занятия «Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности» в средней группе «Весна»

Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. ...

Конспект занятия «Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности» «Страна красивой речи».

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы....