Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

Кожевникова Татьяна Петровна

 

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_priobshchenie_doshkolnikov_k_literature.doc239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №9 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Опыт работы по теме:

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

Подготовила: Кожевникова Т.П.,

 воспитатель

2015 г.

План

Введение…………………………………………………………….( 3-4 стр.)

1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста

  1.1 Исследование проблемы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………..( 5-11стр.)

1.2. Роль художественной литературы в жизни ребенка дошкольного возраста ………………………………………………………………………….(11-15 стр.)

 1.3 . Организация работы по приобщению дошкольников к художественной литературе в ДОУ……………………………………………………..(15-19стр.)

2. Экспериментальное исследование формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста

  2.1 Диагностика сформированности интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста………………………………...(19-23стр.)

  2.2 Система работы по формированию интереса к книге и чтению у детей дошкольного  возраста……………...(22-32стр.)

Заключение………………………………………………………….(32-33 стр.)

Список литературы………………………………………………...(34стр.)

Приложения

Введение

Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. В России 2015 г. объявлен годом Литературы.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются:

  • непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
  • незнание истории её развития и современного состояния;
  • ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;
  • слабое представление о функциях литературы;
  • отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

В связи с этим целью нашего исследования стало: создать систему работы по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

1.1 Исследование проблемы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 На всем протяжении XX века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как М. М. Конина, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие.  Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к художественной литературе - один из самых открытых сегодня.

Вопрос приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.

В трудах Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение .

Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте .

З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения.

Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

На всём протяжении ХХ века ребенка дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, и другие. Но многие вопросы до сих пор не исследованы .

Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты ещё в 30-е годы Л.С Выготским. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Таким образом, в 30-е годы был поставлен вопрос о том, что необходимо определить содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду и сформулировать его специфическую задачу – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребёнком мир словесного искусства».

Дальнейшие многолетние усилия педагогов и психологов (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б. М. Теплов, А.М. Леушина, Н.А. Карпинская, Р.И. Жуковская, Е.А. Флёрина и другие) создали теоретические и практические предпосылки для разработки такого содержания .

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно.

Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время ребенок-читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то, что любят и помнят из собственного детства его родители, поэтому, выгодно издавать книги детства родителей. Слушая, читая их, современный ребенок лет на тридцать отстаёт в познании мира. А все мы знаем: отношение к литературе у детей меняется потому, что меняется у взрослых.

Будучи зависимым от взрослого человека, ребенок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Ребёнку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова .

Проблема в том, что «у взрослых, находящихся рядом с малышом, – отмечает З.А. Гриценко, – почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении». Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге и чтению и художественному слову среды. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.

Неудовлетворенная потребность в чтении ведет к разочарованию, а со временем и к угасанию пробуждающегося интереса к книге и чтению. Не найдя помощи и поддержки со стороны взрослых, ребенок быстро находит книге и чтению замену, переключая свое внимание на объекты и виды деятельности, не требующие чьего-либо посредничества, потому что взрослые не находят время на чтение книг и общение с ребенком.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка .

Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.

Исследования учёных (Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович) помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.

Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста являются:

  • непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;
  • незнание истории её развития и современного состояния;
  • ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;
  • слабое представление о функциях литературы;
  • отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей младшего дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

1.2. Роль художественной литературы в жизни ребенка

    Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.                                             На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохни, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).           Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.                                                                 

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.

    Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. 

    В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Поэтому основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. При анализе любого литературного текста педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

    Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего, конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе развитие детского художественного творчества.

    На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

    Под словесным творчеством подразумевается деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений рассказов, сказок, стихов и т. п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознавать их. Сюда же относится и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения. 

    В старшей группе детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

   Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

     Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.

    При ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

        Знакомя ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.                                                                                                                          В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

    Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

    Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.

    Необходимо знакомить детей с эпитетами, сравнениями, метафорами. Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогают ребенку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим.

    Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

    Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок и рассказов. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведет к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы,

   При целенаправленной работе можно развить поэтический слух каждого ребенка. У детей повышается внимание к слову, к его точности, уместности употребления в определенном контексте, вырабатывается критическое отношение к собственной речи.

1.3. Пути приобщения дошкольников к художественной литературе в ДОУ

                 Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.  Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём  к  формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе.

Дошкольный возраст – важный период в социализации и культуризации ребенка. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры.

III этап – итогово-диагностический, позволяет выявить эффективность проведенной работы, и наметить пути дальнейшего взаимодействия.

Таким образом, система работы по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье с использованием различных форм и методов работы с родителями способствует повышению уровня их компетенции в области домашнего чтения и общего культурного уровня.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:

  • Создание условий
  • Организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг «книжкиной больницы»
  • Создание театрального уголка
  • Создание мини-музея детской книги
  • Совместная деятельность с воспитателем
  • Ознакомлению  детей с художественной литературой в режимных моментах
  • Изготовление  книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности  по ручному труду (полечим книгу)
  • Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению  детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)
  • Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование  по произведениям художественной  литературы)
  • Словарное творчество ( придумывание рассказов, загадок, сказок)
  • Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)
  • Литературно-музыкальные праздники
  • Конкурсы
  • Экскурсии в библиотеку
  • Посещение музея

          3. Самостоятельная деятельность детей

  • Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» (см. приложение №1) - старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…
  • Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
  • Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

4. Организация работы с родителями

  • Анкетироание
  • Литературные вечера
  • Конкурсы
  • Совместные праздники, досуги
  • Консультации
  • Выставки

  Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии?

            Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

Схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой следующая: (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 - основная часть -работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 - заключительная часть.)

-  Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов,  показ иллюстраций,

—   Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на  ходу, например, в  ожидании еды, умывания и т.п. ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть;  другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста

2.1 Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста

Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось на базе старшей группы № 8.

 Все дети были поделены на экспериментальную (6 человек) и контрольную группу (6 человек).

Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:

  • интерес к слушанию чтения книг;
  • рассматривание иллюстраций;
  • понимание содержания литературного произведения,
  • пересказ прочитанного, беседа о произведении.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:

Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 25 минут.

Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 20 минут.

Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Может слушать чтение книги не более 15 минут.

Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразнымым воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).

«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.

«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.

«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.

С целью выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей мы использовали следующие диагностические методики:

Методика 1. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»

Цель: выявить интерес ребенка к книге

Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:

В экспериментальной группе:

  • высокий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %;
  • средний уровень – 3 детей, что составляет 50%;
  • низкий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %.

В контрольной группе:

  • высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;
  • средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;
  • низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %.

Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей в «Книжкиной больнице»

Цель: выявить уровень отношения ребенка к книге

Подготовка материла: порванные книги.

Наблюдение фиксируется.

Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:

В экспериментальной группе:

  • высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;
  • средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;
  • низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %. В контрольной группе:
  • высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;
  • средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;
  • низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %.

Количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в таблице 3.

Таблица 3. Оценка уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной и экспериментальной группах

Критерии

уровень

интерес к книге

интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций

интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Эксперимен-тальная группа

1

3

2

2

3

1

1

3

2

Контрольная группа

2

3

1

2

3

1

1

3

2

Диаграмма уровня сформированности интереса к книге и чтению в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

Диаграмма уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной группе на констатирующем этапе.

Также мы провели анкетирование среди родителей (Приложение 2). В результате выяснилось:

– родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» – это игрушки, сладости);

– совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

– подписываются на периодическую печать для детей практически единицы.

Как видно, уровень сформированности интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста требует создания специальных условий. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.

2.2. Организация работы с детьми по формированию интереса к художественной литературе

В ходе нашего исследования была разработана система работы с детьми по формированию интереса к художественной литературе, которая включала следующие направления:

  1.  Создание предметно-развивающей среды

В группе создана предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобраны и систематизированы дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ( "Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался"), совершенствующие звуковую культуру речи  ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит?", "Слушаем звуки улицы"), развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.).

Создана копилка выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки);

Оформлены наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", "Многозначные слова", "Антонимы. Глаголы", "Антонимы. Прилагательные" и др., подобраны сюжетные картинки. Оформлен альбом с иллюстрациями к сказкам разных авторов.

 

2.      Работа с детьми

      Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы.

В целях формирования у дошкольников интереса к художественной литературе нами был разработан проект.

Проект «Давайте, любить книгу»

Проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг.

Тип проекта:  познавательно-творческий

Вид проекта:  долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, библиотекарь.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительские собрания, стенгазеты, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом (библиотека): тематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

План реализации проекта

«Давайте, любить книгу»

Этапы проекта

Содержания деятельности

Практические материалы

1 этап.

Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов

участия детей в предстоящей деятельности

1.Попросить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании (провести игру «Интервью»).

2.Посмотреть с воспитанниками книги в группе, чтобы привести их в порядок. Организовать мастерскую по ремонту книг.

Разработать памятку «Как правильно относиться к книгам»

3.Отобрать в книжном уголке книги в подарок детям средней группы, приготовиться к встрече гостей.

  1. Конспект беседы «Моя любимая книга»

  1. Конспект игры-занятия

«Книжкина больница»

3.Беседа «Правила гостеприимства»

2 этап.

Выбор идей, поиск путей решения проблемы.

4.Посетить детскую библиотеку.

5.Провести беседу о необходимости переустройства книжного уголка в группе.

6.Разработать план по его оформлению .

4.Экскурсия в  библиотеку.

5.Беседа «Книжный дом».

6. План «Как устроить книжный уголок».

3 этап.

Реализация идеи.

7.Цикл познавательных занятий «Что такое книга?», «Откуда книга к нам пришла?».

8.Чтение произведений.

9.Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, дать упражнения и задания.

10.Литературная гостиная «В гостях у сказки».

11. Познакомить с творчеством А.С. Пушкина

12.Изготовить макет по произведению «У Лукоморья».

13.Провести беседу «Как сыграть сказку».

14.Изготовление приглашений и атрибутов на спектакль «В гостях у бабушки Арины»,  к родительскому собранию «Воспитываем будущего читателя».

15. Провести викторину по сказкам Пушкина

7.Конспекты НОД из цикла «Что такое книга?», «Откуда книга к нам пришла?».

9.Игры, упражнения и задания в книжном уголке.

10.Литературная гостиная «В гостях у сказки».

11.Изготовление ландшафтного макета.

12.Беседа «Как сыграть сказку».

4 этап.

Презентация проекта

14.Показ  спектакля «В гостях у бабушки Арины» (по сказкам Пушкина) для детей младшей и средней групп.

15. Презентация выставки «Моя любимая книга»

16.Проведение  праздника открытия книжного уголка.

17. Литературный вечер по творчеству А.С. Пушкина

13. Конспект спектакля.

14.Открытие книжной галереи. (Праздник открытия книжного уголка.)

                           

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов:

- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- рассматривание иллюстраций;

- пересказ произведений, пересказ по ролям;

- игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и  эмоций с помощью разных выразительных средств;

- объяснение значений некоторых слов;

- использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

- беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

- выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

- чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок;

- литературные вечера, посвященные творчеству детских писателей и поэтов, художников – иллюстраторов, одному конкретному произведению

- просмотр презентаций, видеофильмов по прочитанному произведению

 

Взаимодействие с родителями по реализации проекта

Содержания деятельности

Практические материалы

1.Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту 2.Подготовить приглашения на родительское собрание.

3.Провести родительское собрание «Воспитываем будущего читателя» в форме «круглого стола».

4.Анкетирование родителей:

- по вопросам игры «Интервью»;

- по итогам родительского собрания.

5.Консультации:

- по организации домашнего чтения «Воспитывайте будущего читателя» ;

- « Что и как читать ребенку дома».

7.Готовить  информационные стенды, папки-передвижки ,ежедневные информационные листки по теме.

8.Привлечь родителей к участию в презентации книжного уголка, созданию рукописных книг.

10.Организовать серию открытых мероприятий по ознакомлению с художественной литературой в рамках проекта.

11.Организовать литературные праздники с участием родителей.

1.План - схема по реализации проекта

2.Примерная форма приглашения на родительское собрание.

3.Родительское собрание «Воспитываем будущего читателя».

4.Итоговая анкета по результатам родительского собрания (Анкету по вопросам игры «Интервью»)

6.Консультации:

-памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

-консультация «Что и как читать ребенку дома».

7.Методические разработки: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами».

  1. Работа с родителями по формированию у детей интереса к художественной литературе

Одной из основных причин на наш взгляд является семья, как носитель культурных ценностей. Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами создаем трудности для будущего школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет. Только при этом условии ребенок придет в школу читателем и не обязательно читающим, то есть на детском уровне понимающим смысл и значение книги как ценности. К сожалению, очень многие родители сами не любят читать литературу или относятся к книге как к средству развлечения. Как следствие, в такой семье дошкольник также не проявляет интерес к книгам.

По данным российских СМИ, приблизительно лишь 15% родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают детям вообще.

Не менее важной проблемой приобщения ребенка к чтению детской литературы является неграмотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т.д). Именно поэтому воспитатель является проводником в решении данных проблем в семье, через просвещение родителей.

 Современный воспитатель должен владеть тем набором методов и форм взаимодействия с родителями, которые бы способствовали осознанию значимости чтения детской литературы для развития дошкольника.

Анализ анкет родителей позволил отметить, что 75% родителей стараются регулярно читать детям, но в основном сказки или комиксы, 5% читают с детьми развивающие книги. 25% родителей обсуждают с детьми прочитанные произведения, остальные ограничиваются чтением.

65 % родителей не знают особенности организации чтения в домашних условиях, а значит им не знакомы приемы организации домашнего чтения. 75%, родителей слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей дошкольного возраста довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим с детства.

Все опрошенные родители (100 %) хотели бы, чтобы их дети любили читать книги, однако не имеют четкого представления как этого достичь.

Таким образом, анкетирование позволило установить, что у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для развития ребенка, но не все родители готовы к этому. В детском саду работа по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье, проводится эпизодически через традиционные формы работы: консультации, информационный уголок. А этого явно недостаточно для современной семьи, необходимы действенные меры, по разрешению данной проблемы.

Полученные результаты исследования привели нас к идеи создания методических рекомендации организации работы с родителями по приобщению дошкольника к чтению детской литературе в семье. Определяя основные направления работы с родителями, мы опирались на исследования Микляевой Н.В., МишинойТ.С., Гриценко З.А., Арнаутовой Е.П.

 Система работы ДОУ по приобщению детей к чтению литературе в семье должна строиться поэтапно

I этап – организационно-подготовительный, который включает в себя диагностику, выявления уровня читательского интереса у родителей и детей, определения проблемы, с которыми сталкиваются родители в организации чтения. На основе чего, разрабатываются способы взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития читающего ребенка

II этап – содержательно-технологический направлен на реализацию разработанной модели приобщения семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, к миру книг.

Становление и обогащение культуры семейного чтения у родителей на втором этапе должно осуществляться с помощью следующих современных форм работы:

Выпуск газеты, памяток по актуальным вопросам приобщения детей к домашнему чтению.

Дни открытых дверей.

Семинары-практикумы по приобщению детей к домашнему чтению.

Тематические встречи с родителями.

Актуальной остается и традиционные формы работы, такие как родительские собрания с использованием активных методов развития у родителей рефлексии (осознания) собственных воспитательных приемов. Е.П. Арнаутова выделяет следующие методы активизации и обогащение опыта родителей.[ 1]

Обсуждение разных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление. Например: «Зачем ребенку читать художественную литературу?»

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.

Ролевое проигрывание семейных ситуаций, моделирующих родительское поведение, позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком по развитию интереса ребенка к чтению литературы.

Тренинговые игровые упражнения и задания. Например, дать оценку разным способам воздействия на ребенка в процессе организации домашнего чтения и формам обращения к нему, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные, заменить нежелательные формы общения на конструктивные.

Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

Обращение к опыту родителей. Например: «Расскажите о традициях чтения художественной литературы в семье, о последующей работе».

Для того чтобы взаимодействие осуществлялось в интересах развития личности ребенка, семья для воспитателей не должна выступать лишь как объект воздействия. Необходимо чтобы родители стали непосредственными участниками образовательного процесса в приобщении дошкольника к детской литературе. Организация «Мастерских по изготовлению книжек самоделок и ремонту книг», арт-выставок (совместные рисунки «Краски прочитанной книги», семейные фотографии «Вместе с книгой я расту», «Экран прочитанных книг»), литературных викторин, театрализованной деятельности и др. повышает интерес к совместному чтению детской литературы в семье. Способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнерских отношений.

  1. Взаимодействие ДОУ с библиотекой

Не менее важным направлением по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы в семье является взаимодействие с библиотекой. Организация экскурсий, совместных досугов и встреч с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Мы систематически организуем экскурсии в библиотеку для детей старшего дошкольного возраста.
Сотрудники библиотеки знакомят детей с новинками книжных изданий, инновационными формами, используемыми в работе библиотек (электронная база).
С целью повышения эффективности работы по приобщению старших
дошкольников к книге проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители
активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.
Сотрудники ДОУ также не отстают и с интересом знакомятся с новинками и используют в работе с детьми.

Заключение

Таким образом, для формирования у дошкольников интереса к художественной литературе необходимо соблюдать следующие условия:

  • учет возрастных особенностей развития ребенка;
  • организация ежедневных чтений в свободной форме;
  • создание книжных уголков (в домашних условиях и в ДОУ);
  • тщательный подбор литературных произведений (разные жанры)
  • беседы о книгах;
  • вечера сказок, загадок;
  • кукольные драматизации;
  • сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами;
  • привлечение в процесс формирования интереса к чтению родителей,
  • взаимодействие  с библиотекой.

Подводя итоги, можно отметить - художественная литература является универсальным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. По словам известного литературоведа Ю. М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами "сгущенной информативности", т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченные временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты, при правильном их подборе могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям.

Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон для развертывания других форм совместной деятельности взрослого в детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяя их в целостном образовательном процессе.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. Воспитатель может организовать работу с родителями, устраивая литературные гостиные, где родители могут обмениваться друг с другом опытом, как они прививают любовь детей к книге.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Список используемых источников

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья.- М.: Просвещение, 2002
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…[Текст]: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2003.-176с.
  3. Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя [Текст]: литературно-художественное развитие детей 3-5 лет/ - М.: Чистые пруды, 2005.-32с.
  4. Куликовских Н. Увлечь книгой [Текст]/ Н. Куликовских //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5. - С. 33-40.
  5. Микляева Н.В., МишинаТ.С. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения [Текст]: метод. пособие/ - М.: Айрис-пресс. 2005.- 80с.

6. Материалы журнала "Дошкольное воспитание ": № 4 - 2006 год, № 10 - 2007 год.

7. Материалы журнала "Дошкольная педагогика": № 2, 5 - 2010 год

8. Миронова М. "Как научить ребенка любить литературу" "Дошкольное воспитание" - 2005 год, № 5.

9. Электронный сайт: maam.ru.

10. Электронный сайт: dohcolonok.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ»

Мой передовой педагогический опыт. В работе раскрыта взаимосвязь музыки и экологии. Разработаны методические рекомендации....

«Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе» (опыт работы)

Опыт работы План Введение…………………………………………………………….( 3-4 стр.)1. Теоретические основы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста  1.1 Исследование проблемы формир...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...

Опыт работы: Современные подходы в приобщении дошкольников к восприятию художественной литературы

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компью...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников».

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры дошкольников"...