Опыт работы: Современные подходы в приобщении дошкольников к восприятию художественной литературы
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Липкина Надежда Андреевна

 Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.

Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребёнке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

Я сама очень люблю читать. Поэтому решила привить эту любовь к чтению и своим воспитанникам.

Цель, которую я поставила перед собой – это воспитание у дошкольников интереса и потребности к чтению.

Мне предстояло решить следующие задачи:

-познакомить детей с разными жанрами художественной литературы, их авторами;

-учить бережно обращаться с книгами;

-развивать речь детей.

 

Работа начиналась с создания проекта.

Цель проекта:

·        Формировать устойчивый интерес к художественной литературе

·        Развивать литературность речи

·        Способствовать поддержанию традиций семейного чтения

Направление проекта:

·        Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой

·        Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе

·        Формирование у детей  потребности к опосредованному(чтение ребёнку вслух) и самостоятельному чтению

 

Мероприятия, проводимые для реализации проекта:

 

1.     Анкетирование родителей:"Приобщение детей к детской художественной литературе". Мне хотелось узнать: читают ли родители детям книги. Что предпочитают читать?

 

2.     Следующим этапом работы стал подбор библиотеки, который вызвал бы интерес у детей интерес к детской художественной литературе.

 

3.     Была проведена акция среди детей и родителей"Подари книгу группе"(по данной тематике)

Темы: Сказки, книги о природе.

Цель: Пополнить библиотеку группы книгами по выбранной тематике, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.

 

4.     Оформление родительского уголка

- консультации;

- календарь "Мы идём в библиотеку"(дата и тема мероприятия)

- фотовыставка "Мы в библиотеке"

Цель: Просвещать родителей.

 

5.     Оформление книжного уголка.

- тематические выставки детских книг разных авторов

(дети приносили книги из дома)

- знакомились с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя

В книжный уголок "В гостях у писателя" помещался портрет автора. Я знакомила детей с биографией, выбирала наиболее интересные и доступные для понимания детей сведения. Особенно из детства автора. На занятиях по речевому развитию рассказывала детям интересные факты из жизни авторов различных произведений. Весь материал преподносился детям в доступной форме.

 

6.     Чтение произведений, рассматривание книг, иллюстраций.

Мы читали произведение, рассматривали портрет автора, иллюстрации, беседовали, обсуждали прочитанное, дети отвечали на вопросы. Я провела беседу с детьми "Правила пользования книгой". Повторяли эти правила и поместили их в книжный уголок. Все это делалось для того, чтобы дети понимали идею произведения, умели оценивать поступки героев. Чтобы у детей развивался устойчивый интерес к книгам.

 

7.     Как одна из эффективных форм работы использовалось придумывание различных вариантов продолжения произведений. Для развития творческой активности и развития коммуникативных навыков.

 

8.     Экскурсии в библиотеку.

На протяжении нескольких лет мои воспитанники  посещают районную библиотеку №9(Богатырский пр.36), которая находится недалеко от детского сада. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках.

 

Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Ребёнок и книга», «Книга как средство знакомства с природой», «О воспитании в стихах».

 

Все эти формы работы с детьми расширяют непосредственно-личностное ощущение художественного материала, приближают нас к авторам и их произведениям.

Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать – вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе научились читать, многие записались в библиотеку и регулярно её посещают вместе с родителями. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги.

 

 

В течении всего периода работы по проектам, дети познакомились с писателями:

 

Пришвин Михаил Михайлович

Чарушин Евгений Иванович

Гераскина Лия Борисовна

Туве Янссон

Сутеев Владимир Григорьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич(стихи)

Сладков Николай Иванович

 

Но наиболее близкими для них стали произведения писателей, с которыми знакомила ребят более подробно:

 

С.Я.Маршак

К.И.Чуковский

С.В.Михалков

В.В.Бианки

Х.К.Андерсен

 

 

Проводимые мероприятия:

 

1)    Тематические выставки детских книг

2)    Рассматривание иллюстраций

3)    Чтение произведений

4)    Вечера поэзии.

Звучали стихи о природе, временах года, животных, растениях, весёлые стихи, потешки и песенки. На таких вечерах дети не только слушали, но и сами участвовали. Подключались и малоактивные и неуверенные дети.

5)    Совместные вечера досугов, театрализованные представления. Литературно-познавательные досуги:

- "Что? Где? Когда?"С.Я.Маршак

- "Мы читаем С.Михалкова"

- "В гости к Корнею Чуковскому"

- "Сказки - несказки В.Бианки"

- "В гости к Снежной королеве"

- "Путешествие по книгам Е.Чарушина"

- "Беседа-игра по сказке Х.К.Андерсена"Гадкий утёнок"

- "Беседа-игра "Волшебная шляпа" по сказке Т. Янссон о Муми Троллях

- Вечер загадок "Угадай кто это?"

- Театрализованное представление к Дню Матери по произведению Лии Гераскиной "Синий Цветочек для мамы"

- Игровое развлечение "Весенние посиделки"

6)    Драматизации

- Игра драматизация по стихотворению "А что у вас?"

- Инсценировка сказки совместно с родителями "Как старик корову продавал"

- Драматизация диалога "Волк и лиса", стихотворения "Перчатки"

- Драматизация сказки "Телефон"

- Драматизация сказки "Под грибом"

7)    Литературная викторина по произведениям детских писателей "Умники и умницы"

8)    "Новогодний калейдоскоп"

- Праздник детского чтения "Читаем вместе"

9) Игра-развлечение "Сундучок добрых дел"

10) Конкурс "Копилка вежливых слов" по произведениям писателей

11) Продуктивная деятельность

 Оформление выставок художественного творчества по произведениям писателей:

- рисование по книгам С.Михалкова, С.Маршака, К.Чуковского, В.Бианки, Лермонтова М.Ю. "Ашик-Кериб"

- рисование обложки для книги

- выставка рисунков в библиотеке "Война глазами детей"

- коллективная лепка "Зоопарк"(по произведению С.Маршака "Детки в клетке"); "Тараканище" К.Чуковский

- изготовление книжек-малышек

- коллективная аппликация к сказке "Федорино горе", "Чудо дерево"

- конструирование из бумаги(оригами) "В гости к Мухе Цокотухе"

- мастер-класс для родителей и детей "Лебедь на озере"(аппликация на тарелке)

- изготовление снежинок вместе с родителями "Подарок Снежной королеве" (выставка в библиотеке)

 

 

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

1) повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

2) создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3) помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формирование у дошкольников интереса к художественной литературе»

Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно....

Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.

Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закла...

Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»

Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....

Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству

В статье характеризуются современные тенденции в области приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, рассматривается технологическая сторона процесса приобщения дошкольников к ...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Опыт работы "Современные подходы в физическом воспитании детей в семье и ДОУ"

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная п...

ОПЫТ РАБОТЫ «Современные подходы к экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста»

Данный опыт работы будет полезен педагогам, в котором представлен диапазон конспектов непосредственно-образовательной деятельности, консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей, а так...