Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству
статья

Нерсесова Наталья Геннадьевна

В статье характеризуются современные тенденции в области приобщения детей дошкольного возраста к изобразительному искусству, рассматривается технологическая сторона процесса приобщения дошкольников к изобразительному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству

Проблема приобщения детей к изобразительному искусству не так проста и однозначна. Не случайно вопросы «Доступно ли большое искусство маленьким?», «Каким должно быть искусство для детей?» поднимается в ряде работ на протяжении века (А.В. Бакушинский, К.М. Лепилов, Е.А. Флерина). Некоторые родители и педагоги искренне признаются, что иногда детям скучно в музее, сложно анализировать картину, понять образ, не интересно просто рассматривать, и обобщают: еще рано знакомить с искусством, лучше просто лепить или рисовать.

Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на активное использование искусства в образовательном процессе детского сада. Приобщение к искусству должно быть не очередным «модным изыском», а повседневной практикой детского сада. Особая образность искусства, эмоциональность, одновременно конкретность и обобщенность, позволяющие воздействовать на мир чувств и мыслей, делают его использование важным в работе с дошкольниками и созвучных их мировосприятию.

Изобразительное искусство. с одной стороны обладает особой наглядностью, а с другой – за «изображением» всегда есть некая идея (что волновало, чем хотел поделиться автор), для восприятия которой необходим определенный уровень визуальной культуры, подготовленность к осознанию художественно - эстетической информации. Для дошкольников восприятие произведения, понимание художественного образа, осложненно небольшим личным опытом, только формирующимися представлениями об искусстве и окружающем мире, относительным уровнем развития восприятия и освоения средств выразительности. Дети дошкольного возраста часто воспринимают образы искусства буквально с «чистого листа».

Представляется важным выделить круг ключевых слов – ориентиров, характеризующих современную ситуацию в области художественного образования и влияющих на цели и технологию знакомства дошкольников с искусством: «культурологическая направленность», «синтез искусств», «насмотренность», «художественные способности», «визуальная культура», «творчество», «интеграция познавательного и эстетического», «диалог», «социокультурная среда». Содержание условного раздела «Приобщение к искусству» в большинстве образовательных программ дошкольного образования отобрано на основе имеющихся психолого – педагогических иследований (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Н. М. Зубаревой, Р.М. Чумичевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.А. Курочкиной). Традиционно предусматривается обогащение опыта насмотренности произведений искусства, развитие восприятия, освоение средств выразительности (секреты цветовой гаммы, композиции, ритма, формы, линии, в раскрытии замысла, создания образа), расширение и начальная систематизация некоторых представлений об искусстве (жанровое разнообразие, изобразительные материалы и приемы). Знакомство с разными видами изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура,), а также знакомство с архитектурой и декоративно – прикладным искусством.

Разворачивание содержания приобщения детей к искусству и определение тематики образовательных ситуаций возможно в разных направлениях:

  • Искусствоведческим (знакомство с видовым и жанровым разнообразием искусства, изучение средств выразительности, творчества выдающихся художников и скульпторов.
  • Культурологическим (погружение детей в традиции, ценности человечества, знакомство с разными сторонами культуры).
  • Историческом (от искусства первобытности к современности, в образах и примерах
  • Этнологическом (представление искусства и культуры разных этносов, народностей).
  • Тематическом (на основе близких детскому опыту тем). Каждый подход имеет право на существование, интересен содержанием возможных тем.

Своего рода «золотой фонд» материалов по приобщению детей дошкольного возраста к искусству, составляют методические разработки Р.М. Чумичевой, основанные на тематическом принципе представления произведений, технологии знакомства с разными видами и жанрами искусства (С.Ю. Бологовой (архитектурой), Г.М. Вишневой (скульптурой), Л.В. Пантелеевой (народные промыслы), серия работ Н.А. Курочкиной по знакомству с графикой, пейзажной, портретной живописью, в которых предложены интересные образовательные ситуации.

Основные ошибки, которые допускают воспитатели при приобщении дошкольников к искусству происходят:

  • На целевом уровне (изложение искусствоведческих знаний по аналогии лекции по искусству, развертывание содержания не по содержательным темам или художественным образам, а по видам и жанрам искусства, непонимание необходимости развития художественных способностей, , обогащения опыта насмотренности.
  • На содержательном уровне (случайность в выборе произведения, , произведения традиционно используемые на школьной ступени образования, или «обывательски известных», формулирование не интересных тем образовательных ситуаций, , отсутствие современности.
  • На технологическом уровне (перегруженность описаний – рассказов искусствоведческими терминами, историко - культурными данными, несущественными деталями, тяготение к жесткому алгоритму рассматривания произведения.

Приобщение детей к искусству может осуществляться в разных организационных формах: кружках и творческих студиях в детском саду, в ходе посещения музейных абонементов. В последнее время активно используются такие формы организации деятельности детей: проекты, квесты – игры, творческие гостиные .Однако воспитателям ближе модель погружения, в которой искусство сопровождает развитие и жизнедеятельность детей (произведения представлены в предметно – пространственной среде, используются в разных образовательных ситуациях, общение с искусством культивируется не как занятие, а как увлечение или традиция.

В проектировании содержания приобщения к искусству важны не рядоположенность тем (четыре темы о скульптуре, две о портретах), а развивающая идея. Календарно – тематическое планирование должно включать увлекательные для современных дошкольников и интегрированные темы, позволяющие корректно и целесообразно объединять содержание разных образовательных областей (например образовательная программы «Мы входим в мир прекрасного» (музейная педагогика)).

Ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования относительно вариативности и индивидуализации образования, проектирования открытой образовательной среды и маршрутов образования, поддержки культурных практик могут подсказать аспекты изменений технологической стороны процесса приобщения к искусству. Сформулируем общий тезис: «Общение с искусством должно быть интересным!». Современные ориентиры предполагают не формальное знакомство детей с искусством, а именно «при-общение», подразумевающее обмен впечатлениями, эмоциями, особый диалог с искусством и диалог взрослого и ребенка.

В ряде случав рассматривания картин можно идти от детских вопросов (дошкольники после «минутки любования». Задают вопросы, проявляют активность при рассматривании, педагог «вслед» за детьми их комментирует, можно выстроить диалог вместо искусствоведческого рассказа, продумать последовательность вопросов и заданий, которые позволяют подвести детей к идее произведения (данная стратегия очень сложна для детей младше 5 лет). Само начало приглашение к общению с искусством должно быть интересным, необходима интрига «Какую позу принять для самой красивой фотографии?», «Бывает ли улыбка злая?», можно использовать предмет – активатор деятельности (черный мешочек, картина, закрытая полотном, свиток - сверток и т.д),. Первым шагом является «минутка любования», удовлетворение любопытства, эмоциональное созерцание, без активного вмешательства взрослого. После чего следует рассказ педагога яркий, образный и краткий (2-3 минуты) рассказ – описание, поддерживающий интригу, стимулирующий детей к созерцанию. Подсказывающий образ, направляющий на идею, рассказ – рассуждение, в ходе которого педагог делиться с детьми своими впечатлениями, задается вопросами. Данный рассказ – приглашение к рассматриванию и общению должен в образной форме предоставлять корректную искусствоведческую информацию, быть насыщен обращениями к детскому опыту, вопросами – размышлениями, строиться с использованием интересных слов, направляющих на внимательное рассматривание картины. При недостаточном опыте художественно восприятия именно этот рассказ педагога восполнит пробелы.

Вторым шагом является использование набора приемов, стимулирующих анализ, диалог, выражение впечатлений: вопросы, задания, направленные на выделение средств выразительности, оригинальных решений, обыгрывание увиденного.

Для приобщения к искусству целесообразно использовать арсенал приемов:

  • Приемов, фокусирующих и направляющих восприятие: поиск произведений из нескольких по названию представленной детали, ассоциации, обнаружение силуэта, отгадки на вопрос, детали в картине (например – найти бабочку), использование игровых атрибутов (бинокль, рамки разного формата, игровая лупа, что позволит применить прием акцентирования).
  • Приемов и средств, обеспечивающих действенное и увлекательное выделение детьми средств выразительности: веер оттенков для составления цветового паспорта картины, схем построения композиции в пейзажах, натюрмортах, портретах, моделей схем рассматривания предметов.
  • Приемов, направляющих на обыгрывание воспринимаемого: ролевого монолога (описание произведения в роле монолога от лица изображенного персонажа), театрализации по мотивам рассматриваемого произведения, традиционный прием вхождения в картину (что видим, что слышим, что чувствуем), придумывание событий до и после изображенных на картине или скульптуре.
  • Приемов, способствующих развитию художественных и сенсорных способностей (игровые приемы «Тихо – громко», «Дорисовывание фигур», «Преврати фигуры», «Кляксы»

Литература

Детский сад: теория и практика №7 2016, Приобщение детей к изобразительному искусству.

Вербенец А.М. «Современные подходы к приобщению дошкольников к изобразительному искусству»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к изобразительному искусству.

Сообщение на педагогическом совете....

План «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХ в».

Тематический годовой план и перспективный план работы для подготовительной группы на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь)  по теме «Приобщение дошкольников к изобразитель...

Опыт работы: Современные подходы в приобщении дошкольников к восприятию художественной литературы

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компью...

Приобщение дошкольника к изобразительному искусству и музею

Наш город - Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом, ведь здесь почти каждое здание или сооружение - это памятник архитектуры, культуры, искусства. У многих родителей возникает вопрос, с к...

«Взаимодействие педагога с родителями в вопросах приобщения детей к изобразительному искусству»

Опыт работы педагога с родителями с целью выстраивания партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам приобщения детей к изобразительному искусс...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Приобщение детей к изобразительном искусству и культуре родного края «Югорская палитра»

Дисциплина «Художественное творчество: изобразительное искусство и культура родного края» включена в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения. Курс рассчитан на дв...