Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая важную роль в этом изобразительной деятельности, в частности рисования. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребёнка придавал предметам эстетического цикла (музыке, рисованию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и философы, и педагоги, подчеркивая важную роль в этом изобразительной деятельности, в частности рисования. Так, древнегреческий философ Аристотель большое значение в развитии ребёнка придавал предметам эстетического цикла (музыке, рисованию).

Великий чешский педагог Я.А. Коменский утверждал важность рисования для формирования всесторонне развитого человека.

Ф. Фребель разработал уникальную по тем временам систему воспитания малышей, в которой большое место отводилось ручным занятиям, включающим рисование и лепку.

О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. саккулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов и др.).

Отмечая значение занятий рисованием, лепкой, аппликацией в развитии детей, Н.П. Сакулина подчеркивала, что организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное, могли согласовать свои действия, доброжелательно относились к своим товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо – помогать.

Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные учёные (Б. Джефферсон, Э Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. (США), К. Роуланд (Англия) и др.).

Современные исследования (Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, Э.В. Никитина и др.) показывают, что занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию у детей эстетического отношения к природе, включающего эстетическое восприятие, оценку и суждение.

Рисование, по мнению К.Д. Ушинского и Н.К. Крупской, является одним из лучших средств развития наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению (Р.С. Буре). Как правило, ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, быстрее формируются навыки письма. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для владения письмом, создать условия для накопления у ребёнка двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Различные задания, игры на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, готовят к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Задачу развития мелкой моторики руки дошкольников можно решать без затрат времени и усилий на специальные упражнения (которые можно рекомендовать родителям), используя достаточно эффективный для этого вид детской деятельности – рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребёнка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом взрослого.

А помогут решить эти задачи (развить мелкую моторику и не превратить обучение рисованию в скучное занятие) нетрадиционные техники рисования.

Казакова Р.Г. в своих исследованиях подчёркивала, что рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им сделать что то не так.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования.

- Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

- В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов.

- Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

- Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.

- Нестандартные способы рисования помогают воспитателям развить личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных произведений изобразительного искусства. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Современные изменения общества поставили перед дошкольным образованием новые задачи. В соответствии с ФЗ «Об образовании» и ФГОС ДО (от 17.10.13 г.) художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Особенности организации в художественно-творческой деятельности на современном этапе развития дошкольного образования является интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

В работе с дошкольниками можно использовать разные техники беспредметного рисования: оттиск, тычковое рисование, монотипию, кляксографию, набрызг, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками, ладонью, нитями и др.

Условия развития мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики детей нужно создать в группе определённые условия:

- развитие восприятия;

- целенаправленное обучение;

- наличие разнообразного материала;

- разнообразные формы работы с детьми;

- создание эмоционально-положительной обстановки;

- свобода выбора;

- уважительное отношение к детскому творчеству.

Виды нетрадиционной техники рисования

Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:

Младший дошкольный возраст

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови;

- тычок жёсткой полусухой кистью.

Старший и подготовительный возраст

- «ладонная» техника;

- рисование поролоновым тампоном;

- оттиск печаткой из ластика;

- фотокопия – рисование свечой;

- отпечатки листьев.

- кляксография обычная и трубочкой;

- монотопия предметная и пейзажная;

- печать по трафарету;

- раздувание краски;

- расчёсывание краски;

- рисование нитками;

- рисование солью;

- батик (рисование по ткани) и другие.

Хочется остановить подробнее на нескольких нестандартных техниках.

Описание работы с печатками разных видов

Тычок жёсткой полусухой кистью

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материал: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображенияребёнок опускает ладонь в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Возраст: от 2х лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Оттиск печатками из картофеля

Возраст: от 3х лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

 

Оттиск поролоном

Возраст: от 4х лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

 

Оттиск смятой бумаги

Возраст: от 4х лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображенияребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Пуантилизм

Возраст: от 5 лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, кисть.

Способ получения изображения: сделать предварительный рисунок (можно положить эскиз на цветную бумагу, проколоть его по линиям для копирования). Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь. Желательно давать просохнуть каждому цвету, прежде чем накладывать следующий. Не забывайте про передачу светотени. Самые тёмные и самые светлые точки наносятся в последнюю очередь. Для рисунка в такой дробной технике очень важно, чтобы были «финальные точки» - цельные детали, которые будут держать всю композицию.

Литература

  1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  2. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  3. Жукова О.Г. Нетрадиционное рисование в художественном развитии ребёнка дошкольного возраста [Текст]: Детский сад от А до Я./Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2011.- №1.- с. 36.
  4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов [Текст] / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание.- 2006. - № 2. – с. 80-87.
  5. Котлякова Т.А. Художественные проекты гармонического развития дошкольников посредствам пластической деятельности [Текст]: методическое пособие. Лаборатория развития творческих способностей ребёнка. Выпуск 2/ Т.А. Котлякова. – Тольятти. 2011. – 470 с.
  6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей, через использование нетрадиционных техник художественного творчества»

Использование нетрадиционных техник в рисовании в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах создает хорошее настроение, способствует развитию творчества, развивает цветовосприят...