Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Фриккель Елизавета Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ

 «Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования»

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

«Детский сад №12 г.Калининска

Саратовской области»

                                                                                               Фриккель Е.В.

 

 

 

Калининск, 2017 год

 

 

Дошкольный возраст – важный период в жизни детей.  С радостью и удивлением открывают для себя незнакомый, удивительный окружающий мир. Но в данном возрасте у детей отмечаются проблемы, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой рук.

Наблюдая за деятельностью детей  младших и старших групп  в НОД и самостоятельной деятельности и опираясь на труды и высказывания учёных, можно сделать вывод, что необходимо развивать мелкую моторику рук для преодоления общей неловкой моторностиРазвитие рук, движение пальцев влияет на развитие мозга, т. к. через руки проходит огромный поток информации. Систематические упражнения по тренировке пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга .

 

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский

 

Степень развития мелкой моторики рук у ребёнка определяет самые важные качества:

 -речевые способности,

-внимание,

-координацию,

-концентрацию и воображение,

-формирование интеллектуальных способностей.

 

Существует огромное количество пальчиковых игр, упражнений, самомассажей, развивающие мелкую моторику.

Одной из форм развития мелкой моторики также является изобразительная деятельность, где применяются нетрадиционные техники рисования. Использование тех или иных нетрадиционных техник рисования зависит от возраста детей.

 А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

 

Для более эффективного результата в развитии мелкой моторики я в своей работе использую «нетрадиционные техники рисования».

Нетрадиционные техники рисованияэто удивительный способ общения ребенка с миром и самим собой, это способы создания нового, оригинального изображения образа в рисунке, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

 Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Я считаю очень важным в дошкольном возрасте,  как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий в нетрадиционной технике рисования - разнообразие и вариативность .  Для освоения нетрадиционных способов предоставляется широкий спектр разнообразных материалов, доступных дошкольному возрасту:

- бумага разной фактуры, формы и размера;

- гуашевые и акварельные краски;

- кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

- восковые и цветные мелки;

- маркеры, фломастеры;

- простые и цветные карандаши;

А также дополнительные средства: бумажные салфетки, доски для лепки, формочки для лепки, палитра, поролон, зубная щетка, двойные баночки для воды, коктейльная трубочка, высушенные цветы и  листья деревьев, шишки, семена растений, крупа, соль ,черная плакатная тушь, нитки и  т. д.

 

По моему мнению, рисовать  с использованием нетрадиционных техник  можно и нужно начинать с младшего возраста - по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в нетрадиционном рисовании:

 Младшая группа:

 -рисование пальчиками,  

 -ладошками

-рисование тычками (точками) из поролона,

-ватными палочками

Средняя группа:

- тычок жёсткой кистью, 

-печатание листьями, картофелем, морковкой;

- восковые мелки + акварель;

- оттиск смятой бумагой;

- рисование поролоном;

- оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

Старшая группа:

- рисование по сырому;

- кляксография;

- рисование солью, манкой;

- набрызг:

-рисование мыльными пузырями.

- пластилинография.

 

В своей практике я использовала следующие нетрадиционные техники рисования:

Рисование ладошкой: «Деревья», «Цветы», «Зайчик»

Так к примеру: При рисовании ладошкой я столкнулась с трудностями. Чтобы отпечаток получился чётким, не размазался, надо помочь ребёнку правильно расположить ладошку на листе. Малышам трудно поворачивать и вращать запястье. Чтобы мелкие движения были более точными им необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. В этом может так же помочь применение нетрадиционных техник рисования.

 

Рисование пальчиком:  «Веточка мимозы для мамы»

Пластилинография: «Цветы»

Рисование тычками из поролона, ватной палочкой: «Бантик для клоуна Клёпы»

Манка и песок: доступность этой техники делает процесс рисования естественным ,не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы.

Очень часто ,начиная работать,  ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Манка (песок) разрушает все эти сомнения. Её податливость, мягкость, сыпучесть- открывает  безграничные художественные возможности.

Рисование стопами- «Цветы»

Рисование вилкой.- «Цветы», «Трава».

 

Взаимодействие с родителями:

-привлечение к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе – пополнение уголка творчества изобразительными материалами, бросовым и природным материалом;

- оформление наглядной информации в родительском уголке;

-оформление уголка «Наше творчество»;

- выставка литературы по теме;

-проведение мастер-классов ;

 

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Я считаю, что данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, дает полную свободу для самовыражения; лучше развивается моторика рук.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга – нужно больше с ними наблюдать, фантазировать, рисовать и импровизировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. При использованиии нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а г...

Развитие мелкой моторики у ребенка с использованием нетрадиционных техник рисования

При использовании нетрадиционных техник рисования, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим дошкольным, происходит активное, захватывающее, а главное полностью готовая мелкая моторика к школьн...

Развитие мелкой моторики руки дошкольников через использование нетрадиционных техник рисования

Проблема подготовки детей к школе как фактор, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным образованием и успешность обучения, возникло давно. Её решению придавали большое значение и фил...

Развитием мелкой моторики и тактильных ощущений через нетрадиционную технику рисования по манной крупе

Продолжаем развивать наши пальчики, работать над развитием мелкой моторики, сенсорным восприятием и тактильными ощущениями.Сегодня пойдет речь о рисовании на манной крупе.Подобные занятия очень ...

Самообразование «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

laquo;Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....