Творческий отчет
материал на тему

Зоя Александровна Овсянникова

«Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста через дидактические игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.docx55.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад « Чебурашка» п. Алябьевский

По теме:

Составила:

Овсянникова З.А.

2015 год

п. Алябьевский

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Ожидаемые конечные результаты

4. Описание  по этапам

5. Заключение

6.Список используемой литературы

7. Приложение

Диагностика для младших и средней группы

№ 1 Перспективное планирование

дидактических игр по сенсорному развитию для детей младших и средней группы.

№2 Картотека дидактических игр по сенсорике в младших и средних группах

№ 3 консультации для родителей и педагогов

№4 Родительское собрание « Путешествие в страну Сенсорику.»

 Слайд - Богатство ощущений и восприятий –

предпосылка для полноценного

познания окружающего мира,

развитие мыслительных процессов, т.к.

«внешние чувства составляют материал

для всех рассудительных работ»

К.Д. Ушинский

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание  уделяли многие ученые и психологи.

Выдающиеся зарубежные ученые (Ф. Фребель, М. Монтессори,Ф.Н.Блехер.), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.П.Усова. Н.А.Ветлугина.), справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

 Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. Результатом целенаправленного сенсорного воспитания детей дошкольного возраста является сенсорное развитие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, поэтому

я решила работать над темой «Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста, через дидактические игры»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Детей окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Принципиальная новизна данной темы в том, что данный опыт работы реализован с детьми младших и средних групп и в процессе работы были модифицированы существующие игры по сенсорному развитию, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.

В процессе обучения опиралась на принципы построения общей дидактики:

  • Принцип насыщенной предметно-игровой среды;        
  • Принцип активности;
  • Принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения;
  • Принцип последовательности;
  •  Принцип систематичности;
  • Принцип повторности;
  • Принцип доступности.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- развивает наблюдательность, внимание ;влияет на эстетическое чувство

- является основой для развития воображения ;-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка,  на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Начиная работу, с I младшей группы поставила

Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего ,среднего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы, осязаний в процессе проведения дидактических игр.

Для  сенсорного развития детей  в первой младшей группе поставила следующие задачи:

1.Познакомить с цветом, формой, величиной.

2. Помочь детям научиться обследовать предметы.

3. Научить малышей выполнению простейших продуктивных знаний.

 Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.   Дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Многие не знают цвет, форму не могут определить  величину.

Эффективная работа - это плановая работа и в первый же год, я составила перспективный план (приложение 1)

 (Диагностика) Так же в  самом начале своей работы, я провела обследование(приложение 2), в процессе которого дети учились различать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма,  цвет.

 (Книга 3 книги) -Хочется отметить, для того чтобы провести диагностику, я пользовалась практическим руководством по тестированию М.Г. Борисенко и Н.А Лукиной с помощью тестов в игровой форме можно выявить соответствуют ли  знания детей норме.

В первой младшей группе обследование показало, что из 17 детей  основных цветов различали только 3 ребенка (18%),   10 детей (59%) могли определять величину предметов, 4 ребенка (23%) могли найти и назвать форму предметов  (кубик, кирпичик и крышу (призму).

Учитывая разную степень подготовки детей, я  строила свою работу таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Сначала учила детей находить предмет по образцу или по такому же предмету. Чтобы избежать однообразия и поддержать интерес к игре, в работе использовала сказочные сюжеты, разные игровые ситуации, новые игрушки.

Например, для изучения цвета провела игру с цветными шариками, которые принес медвежонок в волшебной коробочке – я предлагала посмотреть красивые шарики, раздала детям по два шарика синего и красного цвета, затем показывала красный шарик и просила показать такой же, конечно же, дети показывали и синий шарик, тогда я предлагала приложить свой шарик к моему, таким, образом добивалась от каждого ребенка, чтобы он показал именно красный шарик и называл цвет. По такому же образцу, были проведены  другие игры с остальными цветами и другими персонажами.

 Представления о цвете связывала не только  со словом, но и с действиями, показывала куклу  в красном платье, и просила найти для нее красный бантик так были проведены дидактические игры такие как:

 - « Найди гараж машинке»

 - « Собери машину по цвету»

 Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление.

 Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Подобным образом знакомила детей с формой и величиной – основная роль отводилась таким приемам, как обведение контура предметов рукой ребенка.

Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Кубики одинаковые. Кирпичики разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать кубики, шарики, кирпичики по признаку цвета, величины. Для этого проводила индивидуальную работу. Старалась, постоянно, разнообразить дидактический материал. Использовала, как приобретенные игры в магазине, так и    игры-самоделки, которые изготовила сама и с помощью родителей: такие как:

- « Собери снеговика», Укрась елочку»

- « Собери пирамидку, матрешку» - с этими играми дети учились различать предметы по величине и форме

- Дидактическая игра. «Найди такой же формы и цвета»- дети подбирали фигуры по форме и цвету, Так же в группе были приобретены игрушки – вкладыши « Волшебный кубик», «Чудо - Теремок» « Большие и маленькие пирамидки»  Матрешки и др., которые вызывали у ребят не поддельный интерес.

 Для свободного выбора игрушек- домиков, объемных кубов, шаров, пирамидок в группе был оформлен развивающий сенсорный стол и  была оформлена стена « разноцветная поляна» - где были изображены букеты цветов с основными цветами.

Малышам доступно сооружение несложных построек из строительного материала (кубиков, кирпичиков) – действуя с ними ребята закрепляют цвет, форму предметов их величину, а так же приобретали пространственные представления, во время таких игр учила детей называть словом те признаки предметов, с которыми они познакомились – кубик красный ,кирпичик зеленый, домик получился маленький, а забор высокий.

 - Детям очень нравились такие игры, где они самостоятельно выполняли действия. Когда у них что-то получалось, все вместе радовались успеху,  дети  увлеченно рассматривали материал, действовали, сопоставляли его, подбирали к эталону.

 Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, форму, размер,  через дидактические игры у детей развивался словарный запас.

Важным шагом к решению поставленных задач являлась работа с родителями. Для проведения работы по повышению знаний родителей по вопросу сенсорного развития и активному участию мной были проведены консультации « сенсорное развитие для малышей», « Сенсорное развитие младшего возраста посредством дидактических игр» была изготовлена ширма « Дидактические игры для детей 2-4 лет»,  ( которые в последствии были предложены в другие младшие группы), было предложено нескольким родителям изготовить дидактические игры своими руками для группы. Так же были даны рекомендации родителям проводить такие игры дома.

 ( диагностика и результат) В конце года провела диагностику и увидела, что результат улучшился  по сравнению   с началом года

Высокий уровень у 8 детей, что составило 47 %

 Средний уровень у 7 детей - 41%

 Низкий уровень у 2 детей -12%

 - « Нам необходимо добиться того,

чтобы дидактическая игра была

не только формой усвоения

 отдельных знаний и умений

но и способствовала бы общему развитию ребенка,

служила  формированию ее способностей»

А.В. Запорожец.

«В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорного опыта ребенка.

Окружающая действительность познается через анализаторы – эта система интенсивно развивается от2 до 5 лет. Очень существенно формирование у детей умения слушать, наблюдать, видеть, для сенсорных способностей важно, чтобы дети не только получали сведения о том, где употребляется, как это называется, но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними: перенося предметы почувствовать меру их тяжести, беря в руки  ощутить и определить качество поверхности (гладкий, шершавый), температуру (теплый, холодный).

Поэтому на каждом возрастном этапе задачи сенсорного воспитания детей должны соответствовать уровню сенсорного развития детей.

Продолжая работу над темой: « Сенсорное развитие детей младшего и среднего возраста, через дидактические игры»

 я так же составила перспективный план

 (диагностика) и в начале года провела диагностику. В связи с тем, что критерии во 2 младшей группе по сенсорному развитию усложнились, и стало больше заданий на логическое мышление, результаты показали недостаточный уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Было выявлено, что в группе с высоким уровнем сенсорного развития 3 ребёнка (19%). Эти дети по образцу и просьбе без ошибок находили предметы такого же цвета, ориентировались в контрастных величинах, а так же без затруднений ориентировались в формах, подбирали их по образцу, группировали однородные предметы.

 6 детей (37%) показали средний уровень сенсорного развития, здесь дети по предложенному образцу с помощью находили предметы названного цвета, ориентировались в величинах, но путались в названиях контрастных форм, с подсказкой группировали предметы.

 7 детей (44%) были выявлены с низким уровнем сенсорного развития. Эти дети затруднялись по образцу найти предметы данного цвета, путали цвета, так же плохо ориентировались в величинах, формах, не смогли группировать однородные  предметы.

Исходя из этого работа по  сенсорному развитию, через дидактические игры усложнилась, и я включила следующие  задачи:

1. Продолжать создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

2. группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

3.Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.

Хотя дети  младшего возраста еще не совсем готовы к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств. Большое значение для сенсорного развития имеет правильно организованная среда: оборудование групповой комнаты, обдуманный подбор игрушек и т. п.

- При соблюдении принципа насыщенной предметно-игровой среды в группе оформила уголок  по сенсорному развитию ,назначение которого – развитие восприятия, создание условий для реализации сенсорных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними.

 – в этом уголке находились игры для изучения цвета, формы, величины, тактильных ощущений.

С детьми 3-4 лет,. Учились сравнивать окружающие предметы с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник). Дети играли в дидактические игры на тактильные ощущения с прищепками « солнышко»,

 « Разноцветная карусель», с закручиванием крышек

 « Гномик с шарами», « Божья коровка»

 С детьми второй младшей группы проводила дидактические игры на формирование представлений о различных признаках: цвете, форме, величине.

- В игре «Найди домик малышам» дети подбирали, цветовые спектры для каждого малыша находили по цвету домик, в игре «Сенсорное лото» учились группировать картинки с изображением предметов в соответствии с цветом поля, на которое они выкладывались. Закрепляли названия основных цветов и знакомились с оттенками.

- «Цветочная полянка». Вязаный коврик-полянка из цветных квадратов дети «украшали» цветами такого же цвета. Собирали красивый букет, состоящий из цветов, закрепляли называние цвета в игре «Красивый букет». В таких играх дети не только знакомились с цветом, но еще у них развивалась мелкая моторика пальцев.

В играх: «Назови геометрическую форму»,

- «Найди предмет такой же формы»,

– « Укрась бабочку» «Какая фигура лишняя» через игровое действие и правила подводила детей к логическому мышлению, заставляла больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления. Особенно нравятся детям игры: «Что лежит в мешочке», «Ящик ощущений». Им нравиться на ощупь определять геометрическую фигуру. У кого-то получалось с первой игры, а у других нет, потому что, не видя фигуру очень сложно определить ее на ощупь. С такими детьми проводила индивидуальную работу: обследовали фигуры, уточняли их особенности.

Очень много значит в этом возрасте похвала детей. Для них это огромный стимул к деятельности. Всегда стараюсь хвалить всех детей и ни в коем случае не сравнивать их друг с другом.

Строили с детьми башню из кубиков при проведении игры «Башня из кубов». Учились сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей  величине, определяли словом отношения трех соседних элементов («большой», «поменьше», «самый маленький»). Были проведены игры

- «Подари матрешкам мячи» - дети  сравнивали по величине

Матрешек и мячи, дарили большим матрешкам большие мячи, по меньше матрешке – поменьше мяч, маленькой матрешке маленький мяч.

– по такому же принципу раскладывали  ягоды по тарелочкам.  В игре «Сравни предметы по высоте» -

– «поселили матрешек в домики». При проведении новой игры четко, эмоционально знакомила детей с ее содержанием, правилами и действиями, уточняла их понимание, вместе с ними играла, чтобы выяснить, насколько  правила игры усвоены. Затем предлагала детям поиграть самостоятельно, но при этом следила за ее ходом. Когда дети усваивали  правила, то они самостоятельно объединялись в группы для игры и выбирали игры по желанию.

 - В конце года провела диагностику и получила такие результаты из 16 детей высокий уровень -10, что составило 62%, на стадии формирования 4 ребенка – «25,5% , низкий уровень 2 детей 12,5%

Для успешной и результативной работы с родителями было проведено родительское собрание « Путешествие в страну Сенсорику» - где родители могли сами поиграть  и вникнуть в важность изучения сенсорных навыков детей для повседневной жизни.

Так же были изготовлены памятки с  сенсорными играми на разные виды сенсорной деятельности.

Совместно с детьми было проведено развлечение «Чудесный мешочек» - где дети рассказывали стихи о геометрических фигурах, читали стихи о цвете, узнавали предметы на ощупь.

Оформили альбом « Цвет и форма»

В этой группе,  так же как и в 1 младшей подключала к оформлению игр по сенсорике родителей, которые очень активно откликнулись и изготовили своими руками новые дидактические игры.

Свою работу планировала в тесном сотрудничестве с педагогами. Во взаимодействии с педагогами использовала  разнообразные формы. Провела: консультации «», «Роль развивающих сенсомоторных игр для детей 3-4 лет» Приготовила  памятки «Дидактические игры по сенсорике» на тактильные ощущения»,  перед педагогами детского сада  было выступление из опыта по теме самообразования, где познакомила их с дидактическими играми, которые изготовила сама, а так же поиграли с ними в некоторые игры.

здесь же педагоги были ознакомлены с картотекой дидактических игр по сенсорному воспитанию для младшей группы

 - «Дидактические игры и игровые упражнения

Позволяют повысить восприимчивость детей,

Разнообразят учебную деятельность ребенка,

Вносят занимательность»

А.П.Усова

Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольников.

Дидактические игры, включающие в себя сенсорное развитие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Ценность дидактических игр заключаются и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно проверяя себя .

Исходя из вышеизложенного, мной было составлено, перспективное планирование и картотека игр для средней группы.

Для развития сенсорного развития детей поставила перед собой следующие задачи:

1.Формировать у детей представления о семи цветах спектра, и их оттенков, совершенствовать знания о форме и величине.

2. Развивать тактильные, слуховые, вкусовые качества предметов

3. Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

4.Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.

В средней группе число воспитанников возросло, списочный состав стал 28 детей. Поэтому, так же как и во 2 младшей группе провела диагностику по данным задачам

 (диагностика)

Из полученных данных, я увидела, что у детей средней группы высокий уровень у 9 детей, что составило  32%, средний уровень 12 детей, что составило 44%  у  низкий уровень 6 детей 24% ( один ребенок не посещал детский сад)

  Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.     Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

      С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов.

- В игре «Формы» - закрепляли название геометрических фигур, знакомились с новой формой – многоугольник.

- Очень нравится детям игры с палочками, здесь не только у детей развивается мелкая моторика, но и мышление, нужно составить какой то предмет и закрепляется геометрическая форма

 В игру «Чудесный мешочек»

 - « Ящик ощущений» так любимую детьми мы продолжали играть и в среднем возрасте. Усложненные правила игры дали детям возможность выбирать фигуры на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу. Эта игра проводилась в дальнейшем с еще одним усложнением. Я брала два набора плоскостных и объемных фигур, один – на столе, другой – в мешочке. Сначала дети определяли геометрическую фигуру на ощупь, а затем находили такую же на столе. Путешествовали по группе, находя предметы, соответствующие заданной форме. Например: прямоугольнику соответствуют столы, книги, шкафы; кругу – часы, обруч ; квадрату – окна, плакаты, сиденья стульчиков..

- В играх «Дроби»,

-«Составь предмет из геометрических фигур»

       -« Составь узор»

-  « Чудо – соты» - учились с детьми не только зрительно расчленять геометрическую фигуру  на равные части,-  но и составлять ее из таких же частей. Используя несколько наборов плоскостных форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) для составления узора запоминали расположение геометрических фигур в сложном узоре, конструкции, затем воспроизводили по памяти.

– через дидактическую игру « Разложи фигуры по цвету, форме, величине» - дети учились делить предметы на  группы.

- Так же как и в других группах,  дети любят играть с крупным строителем,  они учатся не только строить, но и одновременно закрепляют названия формы и цвета.

Используя перечисленные игры, у детей среднего возраста формировались начальные навыки для коллективной мыслительной деятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения, развивались предпосылки творческого продуктивного мышления.

При дифференциации размера учила детей практическим приемам сравнения по размеру.

- в игре «Собери матрешку», устанавливали отношение между семью объектами по величине. В игре «Найди елочки» дети с удовольствием учились на глаз определять высоту предметов, мы с детьми проводили обследование предметов, определяли их величину и описывали словами.

Совершенствовала представление детей о цвете в играх «Радуга»

 « Лото с предметами» я просила выложить карточки, в той последовательности, в которой цвета располагаются в радуге (красный, оранжевый ,желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)

Вводила названия оттенков, где дети должны были найти предметы к своим карточкам со своим оттенком.. В этом возрасте знакомились с «холодной» и «теплой» цветовой гаммой. В игре «Теплый или холодный цвет» составляли орнаментальные узоры, но перед этим я объясняла что цвета, которые ассоциируются с огнем, солнцем, теплом, летом относятся к теплой цветовой гамме. А цвета, которые ассоциируются с холодом, стужей, льдом, зимой относятся к холодной цветовой гамме, и объяснила, что черный и белый цвет не являются ни теплыми, ни холодными, они нейтральные, т.е. сами по себе. Полученные знания дети применяли в разных видах продуктивной деятельности. например: художественно  -эстетическом развитии, конструировании. ФЭМП.

         -В конце года, так же как и в предыдущих группах провела диагностику и получила такие результаты высокий уровень у 17 детей- 62%; средний у 9- 32%; низкий 1 ребенок- 6%

Для того, чтобы дети хорошо усвоили сенсорные навыки и проявляли еще больший интерес провела с детьми « вечер загадок и отгадок», Развлечение « Вдоль по радуге – дуге».  прочитали сказки В. Катаева « Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик» , «Сказки цветочного королевства»

Так же проходила и работа с педагогами детского сада, для молодых педагогов провела мастер – класс «Использование дидактических игр в сенсорном развитии с детьми  среднего дошкольного возраста» , подготовила « Выставку дидактических игр»так же были приготовлены консультации « Игры для развития сенсорики, у детей дошкольного возраста» « Роль развивающих игр для детей 4-5 лет»

Приготовила и раздала воспитателям на группы буклеты с играми на тактильные ощущения.

Деятельность по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились, партнерские отношения. Родители являлись активными участниками процесса: активно принимали участие в изготовлении игр,  подыскивали стихи, загадки, рассказы и сказки на сенсорную тематику одна из родительниц связала своими руками овощи и фрукты для игры в магазин, участвовали в выставке игр. Для родителей провела консультации «. Игры для развития тактильного восприятия», «Сенсорное развитие детей  среднего возраста», Подробно рассказала родителям на семинаре-практикуме « В гости к королеве Сенсорике» о содержании работы по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного развития сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Подготовила памятку «Что нужно ребенку для сенсорного развития», папку-передвижку «Дидактические игры в развитии сенсорного воспитания». Оформила выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для детей, как оформить игровой уголок дома.

В этом году запланировали совместно с инструктором по физо   Спортивно - интелектуальный  праздник для родителей совместно с детьми « Путешествие в страну Сенсорики»

В итоге хочу сделать следующие выводы:

сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.

Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию личности

Главная ценность данного опыта работы заключается в том, что тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (воспитателя, родителей, детей) удалось повысить качество сенсорного развития, создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности ребенка. У детей сформировано представление о сенсорных эталонах. Дети научились способам обследования предметов, группировать их по цвету, форме, величине, выделять отдельные измерения величины. Определять тактильные ощущения в соответствии с возрастом.

Итак, исходя из полученных мной результатов моей работы, я увидела, что моя работа на протяжении всей деятельности, которая реализовалась в течении трех лет является успешной и результативной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию.
  2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.
  3. Поддъякова Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. ,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
  5. Монтессори М. Дидактические игры и упражнения.
  6. Т.В Башаева « Развитие восприятия у детей Форма, цвет, звук». М.,2005
  7. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина  « Диагностика развития ребенка»  (0-3г, 3-4г., 4-5л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...