Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме

Курдюкова Светлана Владимировна

Психолого-педагогическое сопровождение инноваций в системе образования: теория и практика: сборник методических работ. Вып. 17. Часть 2. Воронеж: воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 252 с. "Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста"

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поручения как ведущая форма организации трудовой деятельности

детей среднего дошкольного возраста

Курдюкова С.В.‚ Вострикова Е.В.‚ МБДОУ Д/С №149 г. Воронежа

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой

деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

всегда исходят от взрослого;

в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно

определена задача;

предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

в процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль

за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка

к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми среднего дошкольного

возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе

которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых

умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка,

своевременное оказание помощи, дополнительный показ [1].

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру

выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения

(кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для

формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок

определенное время (2—3 дня) отвечает за какое-то дело.

У детей среднего дошкольного возраста поручения в таком виде труда,

как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня.

Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей

в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших

знакомыми поручений. Руководствуясь государственной программой

воспитания детей дошкольного возраста «Малятко», детей среднего

дошкольного возраста следует приучать не только по указанию педагога

выполнять частные действия (снять игрушки с полки или принести тряпочку,

которой нужно протирать полку), но и понимать задание по общей

инструкции. Например, чтобы убрать полку с игрушками, ребенок должен

придвинуть к полке стол, переставить на него игрушки; достать таз, налить в него воды, поставить на стол, затем намочить и отжать тряпочку; сырой тряпочкой протереть полку, затем по очереди протирать и ставить на место

каждую игрушку [2].

дети среднего дошкольного возраста овладевают правилами

организации и выполнения различных трудовых поручений. Приведем

основные правила.

Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

З) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д.

(в зависимости от содержания поручения).

Овладев этими правилами, дети пятого года жизни могут действовать

целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все

необходимое для работы, рациональными способами достигать

качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при

которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает

детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не

только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет

делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык

верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность,

исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности,

первые проявления самоконтроля

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде

всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от

интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и

группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий.

Содержание поручений определяется также педагогическими принципами

организации труда детей, т.е. тем, что оказывает воздействие на достижение

ребенком конечного результата. От количества действий, трудовых операций

зависит сложность заданий. Иногда одно и то же поручение можно

усложнить или облегчить, в зависимости от индивидуальных возможностей

ребенка [3].

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения

является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об

окружающих. Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и

самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном

нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности

сделать что-то приятное для окружающих. Педагогу очень важно умело

поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по

собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно

для формирования у детей умения выполнять обязанности.

Таким образом, для детей среднего дошкольного возраста ведущей

формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе

их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться

умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое

отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям

оценки уровня выполнения детьми разных видов поручений относятся:

  1. сформированность общих трудовых умений:

-умение самостоятельно поставить цель труда;

-спланировать основные этапы работы;

-организовать рабочее место, отобрав нужный материал и инструменты;

-проконтролировать качество промежуточных и итоговых результатов.

2. сформированность специальных трудовых умений:

-умение намыливать;

-споласкивать;

-правильно раскладывать столовые приборы;

-умение получать теплую воду и т.д.

Изучив и проанализировав идеи, взгляды и теории философов

педагогов прошлого можно сделать вывод, что проблема трудового

воспитания присутствовала еще в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.). Задолго

до возникновения педагогики как самостоятельной науки, трудовому

воспитанию отводилась ведущая роль в воспитании детей. С развитием

производительных сил и производственных отношений, развитием общества,

трудовое воспитание рассматривалось с разных позиций философов,

педагогов конкретного общественного строя. Изучалось и исследовалось

влияние трудового воспитания на развитие личности ребенка.

Современные дошкольные педагоги, психологи, используя основные

аспекты в теориях, идеях, взглядах педагогов более раннего периода

развития педагогики создают свои концепции по проблеме трудового

воспитания наиболее актуальные в современном обществе. Так,

акцентируется внимание на трудовом обучении как средстве трудового

воспитания и исследуется с психолого-педагогической позиции:

разработка и экспериментальная проверка содержания труда для детей

разного возраста;

разработка средств, методов и форм организации труда;

изучение механизма влияния труда на развитие ребенка.

Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что овладение

навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из

основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться.

Сформированные общие и специальные трудовые умения служат основой

для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желания трудиться.

Ведущая роль принадлежит педагогу, от которого требуется четкое знание

того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это даст

ему возможность определить характер руководства трудовым обучением.

Для детей среднего дошкольного возраста ведущей формой

организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их

постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться

умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое

отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.

К критериям оценки уровня выполнения детьми разных видов

поручений относятся общие и специальные трудовые умения.

Литература

  1. Базовый компонент дошкольного образования в Украине Е.Л.

Кононко, Л.Ю. Кормилицына и др. - Симферополь, 1999. - 40 с.

2. Малятко. Программа виховання дiтей дошкiльного вiку / Киiв, 1999. -

286 с.

3. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для

воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе

трудовой деятельности: Учебное пособие по спецкурсу для студентов

пединститутов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М.:

Просвещение, 1987. - 96 с.

5. Синицына Е.И. Умные пальчики. Серия «Через игры - к

совершенству». -М.:«Лист», 1999.-144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.Различают четыре основных вида детского труда: са...

Статья на тему: " Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста".

Статья на тему : "Виды и формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"....

«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста» Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддержив...

Консультация для педагогов "ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

"Современные подходы к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста"

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является...

«Современные подходы в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном государственном обра...

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....