Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
статья по теме

Жирова Екатерина Николаевна

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как показывает обзор литературы по данной проблеме, наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как показывает обзор литературы по данной проблеме, наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у ребенка это будет получаться, во многом будет зависеть формирование успешного собственного жизненного стиля.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину. Сформированность этих представлений необходима для нормальной и эффективной социализации личности.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения [4; 11];
  • эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности [5];
  • поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения [6; 11].

Анализ научной литературы по гендерному воспитанию показывает, что проблема содержания работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработана недостаточно. По мнению исследователей Т.А. Репиной, Л.Э. Семеновой, И.С. Кона и других это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов [6; 12; 14].

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола, в результате чего у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ею постоянно» и «Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу в отношении других людей: родных, близких и т.д. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.д. [15, 123-134]

Следует отметить точку зрения Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова, которые обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации [10].

Г.М. Андреева подчеркивает, что гендерная социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на среду) [1, 78].

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В качестве ведущей деятельности для дошкольника признается игра, связанная с формированием новых мотивов, обеспечивающая моделирование человеческих отношений. По мнению Д.Б. Эльконина только тогда, когда предметное действие включается в систему человеческих отношений, раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей. Такое «включение» и происходит в игре. Игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности [18, 81-89].

Наибольшего расцвета на 4 году жизни детей достигает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании огромно. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть времени проводит в играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.д.). В игровом сюжете раскрывается содержание жизненных ситуаций и отношений. В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения [11; 327].

Таким образом, развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно:

1. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля.

2. В игре формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание.

3. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действие и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр [3].

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье.

По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой при организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:

1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.

2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.

3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит [8, 48-54].

Нельзя не согласится с мнением Н.О. Коньковой о том, что успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому:

1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.

4. Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи [7].

Таким образом, процесс половой социализации, неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Обобщая всё выше сказанное, можно сделать следующие выводы: для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Библиографический список

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 149 с.
  2. Владимирова, Н.Ю. Серия консультаций для родителей по гендерному воспитанию [Электронный ресурс] / Н.Ю. Владимирова. – 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/04/seriya-konsultatsiy-dlya-roditeley-po-gendernomu, свободный.
  3. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. – №7. – с. 45-50.
  4. Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. − Л.: Медицина, 1980. – 184 с.
  5. Колесов, Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Д.В. Колесов //  Вопросы психологии. - 1985. – №3. − с. 146-152.
  6. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон // Соотношение биологического и социального. − 1975. − с. 163-176.
  7. Конькова Н.О. Организация сюжетно-ролевых игр [Электронный ресурс]/ О.Н. Конькова. – М.: ИД «Первое сентября», 2009 – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582897/, свободный.
  8. Михайленко, Н.Я. Огранизация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009, - 96с.
  9. Пруцкова, Т.Г. Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.Г. Пруцкова. – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/15/kartoteka-syuzhetno-rolevykh-igr-s-detmi-mladshego-doshkolnogo, свободный.
  10. Радина, Н.К.Гендерная социализация подростков / Н.К. Радина, Е.Ю.   Терешенкова //  Мир образования − образование в мире. -  2007. − № 1. − с. 131-138.
  11. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1987. − № 2. − с. 159-165.
  12. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т.А. Репина// Вопросы психологии. - 1984. − № 7. − с. 62-70.
  13. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн; под ред. Е.В.Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. -  487 с.
  14. Семенова, Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе / Л.Э. Семенова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. – №3. – с. 143-147.
  15. Смирнова, Е.И. Дошкольник в современном мире / Е.И. Смирнова. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
  16. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно-методическое пособие / Н.Е. Татаринцева; под ред. Р.М.Чумичевой. – Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. – 558 с.
  17. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И.П. Шелухина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  18. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труд. / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стереотипное  – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. –  416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру"

Расширение активного и пассивного словаря младших дошкольников через современную сюжетно-ролевую игру...

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры..pdf

Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам...