Опыт работы на тему: "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"
материал по теме

Жирова Екатерина Николаевна

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Жирова Екатерина Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

 

Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение

сюжетно-ролевых игр

Автор:

воспитатель 

Жирова Екатерина Николаевна

                           

Валуйки

2015

Содержание:

1.

Информация об опыте……………………………………………

3

2.

Технология описания  опыта…………………………………….

10

3.

Результативность опыта………………………………………….

15

4.

Библиографический список……………………………………...

19

5.

Приложение к опыту…………………………………………….

21

Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что до недавнего времени в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывались гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировалось на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются.

Началом работы по теме опыта стало проведение с сентября 2012 года по январь 2013 года  среди детей первой младшей группы диагностики с целью выявления уровня сформированности гендерной устойчивости по стандартизированной беседе «Мальчики и девочки» Н.Е. Татиринцевой, разработанному тестовому заданию «Выбор игрушки», стандартизированному наблюдению И.П. Шелухиной (Приложение №1).

По итогам проводимых исследований было определено, что  высокий уровень  сформированности гендерной устойчивости наблюдался  только  у 20% участвовавших в диагностике воспитанников, средний уровень – у 50% дошкольников, низкий уровень – у 30%.

Опрос родителей (законных представителей) воспитанников, участвующих в родительском собрании,  показал, что 75% затрудняются в ответах на вопросы, связанных с гендерном воспитанием дошкольников.  

Анализ результатов проведенных исследований в данной группе свидетельствовал о необходимости активизации работы по гендерному воспитанию детей. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в воспитании, при которых воспитатель готов организовывать игровую деятельность дошкольников таким образом, чтобы у них формировались представления о своём гендерном образе, о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты, об элементарных правилах полоролевого поведения, а также развивались интерес к познанию ценностей полоролевой культуры, качества и поведения, соответствующие нормам, обусловленным гендерной принадлежностью детей. Так возникла идея о создании системы работы по формированию полоролевых представлений посредством использования сюжетно-ролевых игр.

Актуальность опыта

В дошкольном возрасте игра — основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у ребенка это будет получаться, во многом будет зависеть формирование успешного собственного жизненного стиля. Важно также отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом наиболее эффективно гендерное воспитание будет реализовываться при использовании в педагогическом процессе сюжетно-ролевых игр.

В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, выступает окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.д.). В игровом сюжете раскрывается содержание жизненных ситуаций и отношений. В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения [11; 327].

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек как в детском саду, так и в семье и организовать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Разрешение противоречия между необходимостью осуществления в группах детского сада дифференцированного подхода в играх девочек и мальчиков и недостаточным использованием в педагогическом процессе системы сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование полоролевой идентификации, определяет актуальность: усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, то есть процесс половой социализации - неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в гендерном воспитании детей посредством создания и реализации модели, обеспечивающей активное усвоение детьми дошкольного возраста гендерной роли через игровую деятельности, а также организации процесса взаимодействия воспитателя с семьей, обеспечивающего полноценную социализацию личности ребенка-дошкольника.

Длительность работы над опытом

Работу по разрешению противоречия между необходимостью осуществления в группах детского сада дифференцированного подхода в играх девочек и мальчиков и недостаточным использованием в педагогическом процессе системы сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование гендерной устойчивости, разделена на несколько этапов:

 1 этап – начальный (констатирующий)  –  сентябрь 2012 года-январь 2013 года.

 2 этап – основной (формирующий)  – февраль 2013 года-апрель 2015 года.

 3 этап – заключительный  (контрольный) – май 2015 года-сентябрь 2015года.    

Начальный период был направлен:

- на обнаружение проблемы, подбор и разработку диагностического материала, выявление уровня  сформированности гендерной устойчивости  у детей дошкольного возраста, знаний родителей по гендерному воспитанию детей посредством сюжетных игр;

- на разработку плана работы с родителями для повышения гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития дошкольников;

-  создание  системы сюжетно-ролевых игр полоролевой направленности;

- организация насыщенной, многофункциональной, трансформируемой предметно-развивающей среды.

На формирующем этапе апробированы приемы и методы обучения детей игровым действиям в соответствии с их гендерной принадлежностью, реализован план работы с родителями.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность работы над опытом  по организации сюжетной игры, способствующей гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы по развитию детей в игровой деятельности и воспитанию их с учетом гендерных особенностей. В опыте представлена система работы в группе через приемы и методы обучения детей игровым действиям согласно их полоролевой идентификации. Структурными компонентами системы являются:

- создание предметно-игровой среды;

- гендерное воспитание детей;

- мониторинг по получению объективных данных в работе по формированию у детей представлений о гендерной модели поведения.

Теоретическая база опыта

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о половой роли или гендерной модели поведения, которой должен придерживаться человек, чтобы его определяли как девочку или мальчика, а в дальнейшем как женщину или мужчину. Сформированность этих представлений необходима для нормальной и эффективной социализации личности.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения [4; 11];
  • эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности [5];
  • поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения [6; 11].

Анализ научной литературы по гендерному воспитанию показывает, что проблема содержания работы с детьми дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей разработана недостаточно. По мнению исследователей Т.А. Репиной, Л.Э. Семеновой, И.С. Кона и других это приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки − нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов [6; 12; 14].

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны, призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола, в результате чего у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я – девочка и буду ею постоянно» и «Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в своих личностных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими и чуткими, проявлять заботу в отношении других людей: родных, близких и т.д. Девочки, как будущие женщины, помимо традиционных женских качеств, должны быть активными, инициативными, уметь отстаивать свои интересы и т.д. [15, 123-134]

Н.К. Радина и Е.Ю. Терешенкова обращают внимание на то, что содержание гендерной социализации может быть рассмотрено с помощью биполярного конструкта, на одном полюсе которого находится «традиционная (патриархатная) социализация», а на другом – «современная (альтернативная) социализация». Традиционная социализация предполагает жесткую гендерную дифференциацию мужского и женского, иерархично выстроенные статусы мужчин и женщин. Эта модель социализации имеет древнюю историю, что отчасти и позволяет ей быть достаточно распространенной и в наше время. Современная социализация, напротив, предполагает отсутствие гендерной дифференциации и поляризации. Полярные варианты социализации встречаются редко, однако в целом в обществе существует стремление к традиционной социализации [10].

Г.М. Андреева подчеркивает, что гендерная социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на среду) [1, 78].

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В качестве ведущей деятельности для дошкольника признается игра, связанная с формированием новых мотивов, обеспечивающая моделирование человеческих отношений. По мнению Д.Б. Эльконина только тогда, когда предметное действие включается в систему человеческих отношений, раскрывается его подлинно общественный смысл, его направленность на других людей. Такое «включение» и происходит в игре. Игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности [18, 81-89].

Наибольшего расцвета на 4 году жизни детей достигает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Значение сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании огромно. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности не потому, что ребёнок большую часть времени проводит в играх, а потому, что игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры многообразно:

1. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля.

2. В игре формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознание.

3. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действие и взаимоотношения взрослых. Свидетельство тому – сюжеты и содержание игр [3].

Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Игры мальчиков более предметны, девочек – более словесны. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят трактора, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек. В связи с этим детей надо учить играть, как в детском саду, так и в семье.

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой при организации сюжетно-ролевых игр в рамках гендерного воспитания следует учитывать следующее:

1. Необходимо избегать шаблонных действий и реплик.

2. Игра должна обладать хорошим сюжетом и идентичными ролями.

3. Действие ребёнка в игре подобны действиям режиссёра: ребёнок в такой игре исполняет все роли сам или, по крайней мере, становиться озвучкой того, что происходит [8, 48-54].

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил сделать вывод, что успешность использования сюжетно-ролевой игры в ДОУ зависит от организационной деятельности детей педагогом, поэтому:

1. Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

2. Сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

3. Организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативу детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную.

4. Если игра «затухает», педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Кроме того, опытный педагог нередко сам принимает позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с детьми. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные воспитательные задачи [7].

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы нацеленных на гендерное воспитание приёмов и методов обучения дошкольников игровым действиям в соответствии с их полоролевой идентификацией.

Характеристика условий, в которых возможно применение опыта

Материалы данного опыта могут быть использованы в различных дошкольных образовательных учреждениях с воспитанниками младших и средних возрастных групп, при организации воспитательно-образовательного процесса, независимо от определенного учебно-методического комплекта.

Раздел II

Технология описания опыта

Целью педагогической деятельности является создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в детском саду и в семье с учетом  их гендерной идентичности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • создание развивающей среды, способствующей полоролевой социализации дошкольников в игровой деятельности;
  • активизация представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно-ценных) посредством ролевых игр;
  • воспитание нравственных качеств, характерных для мальчиков и девочек посредством игровой деятельности;
  • формирование гендерной компетентности у родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;

В основу работы по теме опыта легли следующие педагогические принципы:

принцип последовательности и концентричности, обеспечивающий постепенное обогащение содержания различных сфер гендерной культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам к обобщенным представлениям по системе существенных признаков);

принцип прогностичности, ориентирующий на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере межполового взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;

принцип системности, предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимоотношениях между людьми разного пола как целостной системе, в которой все объекты, процессы, явления, поступки, переживания находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;

принцип культуросообразности, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе приобщения к гендерной культуре;

принцип интегративности, предусматривающий возможность использования содержания гендерной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной).

Свою деятельность по гендерному воспитанию дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры осуществляла в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Работа по определению эффективных приемов и методов, способствующих полоролевой социализации  детей через игровые действия в соответствии с гендерной ролью, проходила в несколько этапов.

На первом этапе в ходе родительского собрания проведен опрос двадцати родителей по данной проблеме, который показал, что 75% затрудняются в ответах на вопросы, связанных с полоролевым воспитанием детей (Приложение №3).

После подведения итогов сбора и анализа полученной  информации  начался второй этап. 

В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Для оказания помощи родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей был подобран консультационный материал.

В рамках формирования полоролевой компетентности   использованы следующие формы работы: беседа, консультация, оформление папки-передвижки, устные рекомендации, обмен опытом и т.д. План работы с родителям представлен в приложении №2.

Результаты изучения педагогической литературы позволили предположить, что планомерная и успешная организация педагогического процесса, направленного на формирование представлений детей дошкольного возраста возможна при условии, что:

1) воспитатель готов организовывать игровую деятельность дошкольников таким образом, чтобы у них формировались представление о своём гендерном образе, о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты, об элементарных правилах полоролевого поведения, а также развивались интерес к познанию ценностей полоролевой культуры, качества и поведения, соответствующие нормам, обусловленным гендерной принадлежностью детей;

2) воспитатель создает систему работы по формированию полоролевых представлений посредством использования сюжетно-ролевых игр.

На основании этого были запланированы различные сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию со сверстниками у детей дошкольного возраста (Приложение №4).

На третьем этапе первоочередной задачей являлось создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежала сюжетно-ролевой игре. Поэтому организации предметно-развивающей среды для игровой деятельности уделялось особое внимание.

При подборе материалов и оборудования для игры руководствовалась, как задачами общего развития детей, так и федеральными государственными стандартами дошкольного образования.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, акцентировалось внимание на:

· привлекательности игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

· достаточном объеме и полноте материала для игровой деятельности, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери, а мальчики – модель поведения мужчины-отца.

Для успешного формирования игровых умений у детей данного возраста совместная игра с детьми, разворачивалась в такой последовательности: 1) привлечение ребенка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулирование его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого; 2) привлечение ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами; 3) ориентирование ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулирование словесного обозначение игровых действий. Таким образом изменялся  характер участия ребенка в игре.

Совместная сюжетная игра организовывалась в отрезки времени, отведенные режимом для свободной самостоятельной деятельности детей. Наиболее удобным было время перед и после полдника, когда дети находились в помещении групповой комнаты. Организовав самостоятельную деятельность всех детей группы на доступном для них уровне, уделялось время для игры с тем или иным ребенком или с парами детей, преследуя цели формирования у них игровых умений, соответствующих определенной гендерной роли.

Девочки гораздо охотнее брали «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Процесс одевания и раздевания кукол дети отождествляли с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствовало осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто воспроизводил в игре действия взрослых, то постепенно он начал обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я — папа». Когда у кукол привлекательный вид, гораздо проще вызывать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получали необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

Девочкам и мальчикам предлагалось назвать или указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществили свой выбор, детям предлагалось рассмотреть игрушки, которые выбрали мальчики и девочки.

Процесс рассматривания игрушек был нацелен на проявление у детей расположения и симпатии к ним, желание участвовать в обустройстве группы. Оказывалась помощь девочкам в придумывании имен куклам, а мальчикам — кличек животных. С девочками обсуждалась расстановка мебели в уголке сюжетно-ролевых игр и место хранения постельных принадлежностей, одежды, посуды и т.п.

С мальчиками обсуждалось расположение конструктора и игрушечного «автопарка». Для маленьких «автослесарей» были подобраны наборы игрушечных инструментов. По окончании игры набор складывается и возвращается на то место, которое определено для хранения «мужских» материалов.

Сюжетно-ролевые игры включались в досуговую деятельность. По возможности в игре принимали участие все дети, но, в случае, если ребенок отказывается играть, его не принуждали к этому, поскольку известно, что наблюдение за игрой других детей также дает свой положительный эффект. Важно было, чтобы дошкольники научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью широко использовался приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей, игра начиналась взрослым с объединением при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей. Дети внимательно наблюдали за действиями. Через некоторое время игрушка передавалась детям, словесно направлялся дальнейший ход событий. Важным являлось, чтобы к куклам и другим игрушкам дети относились как к живым существам: ласково, заботливо, с любовью, добротой. Если кто-то из детей бросал игрушку на пол, обращалось внимание на то, что ей больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова.

Таким образом, вся проведенная работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Постепенно дети учились самостоятельно распределять игровые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формировались навыки владения инструментами, поведения в семье, у девочек – умение украшать интерьер, ухаживать за малышами и т.д.

Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики располагались в группе по обоюдной договоренности.

При подборе материалов и оборудования учитывался тот факт, что девочки и мальчики дошкольного возраста еще не всегда могли в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Мальчики-дошкольники охотно выполняли игровые действия, а затем принимали на себя роль сотрудника ГИБДД, если надевали на себя плащ-накидки, полицейские фуражки и в руки брали полосатый жезл. Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» мальчикам были предложены протирочные материалы, инструменты и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его располагали в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. На полках или рядом с ними выставлялись машины, которые мальчики использовали в играх со строительными материалами.

Девочки дошкольного возраста не могли осуществлять уход за куклой-«дочкой» в воображаемом плане. Поэтому для того, чтобы «приготовить обед» изготовили плиту, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые девочки могли  использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. Для ухода за «ребенком» девочкам были предложены ванночки, губки, полотенца, ковшики для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения

Таким образом, вся проведенная работа способствовала развитию у детей интереса, стремления к игровой деятельности. Постепенно дети учились самостоятельно распределять игровые операции с учётом пола партнёра.

В результате работы над темой опыта  убедилась в том, что методически правильная и систематическая организация сюжетно-ролевой игры дает возможность качественно улучшить работу по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Раздел III

Результативность опыта

Успешность работы по гендерному воспитанию дошкольников посредством сюжетной игры может быть определена по росту следующих показателей:

  1. рост уровня сформированности у детей представлений об образе «Я» в соответствии с их гендерной принадлежностью;
  2. повышение уровня сформированности у них полоролевого поведения;
  3. систематическое проведение сюжено-ролевых игр и ситуаций, направленных на повышение полоролевой воспитанности детей.
  4. повышение уровня заинтересованности родителей в гендерном воспитании и организации сюжетно-ролевой игры своего ребенка.

Критерием результативности опыта является уровень сформированности гендерной устойчивости дошкольников.

Показатели гендерной устойчивости и методики для ее измерения представлены в таблице.

Наименование показателя

Используемая методика

Полоролевая идентификация

Стандартизированная беседа «Мальчики и девочки» по Н.Е. Татиринцевой

Сформированность представлений детей о специфике использования предметов в соответствии с полоролевым поведением.

Разработанное тестовое задание «Выбор игрушки»

Полоролевая воспитанность

Стандартизированное наблюдение по  И.П. Шелухиной

Данные методики использовались на констатирующем и контрольном этапах опыта для отслеживания динамики формирования гендерной устойчивости с детьми, регулярно посещающими первую младшую и среднюю группы (Приложение №1).

На начальном этапе проведено родительское собрание, с целью выявления гендерной компетентности родителей. В ходе опроса им были заданы следующие вопросы: с какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола; нужно ли, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему; испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания;  какие черты характера следует формировать у девочек;  какие черты характера следует формировать у мальчиков; считаете ли вы данную тему актуальной и почему. Выяснилось, что 75% опрашиваемых затрудняются в ответах на вопросы, связанных с полоролевым воспитанием детей. На итоговом собрании, в ходе которого родители знакомились с результатами проведенного исследования, организован повторный опрос, включающий представленные выше вопросы, а также продемонстрирован видеожурнал «Мы играем» (Приложение №5) и печатный журнал «Формирование полоролевой идентификации посредством сюжетно-ролевых игр» (Приложение №6).  Следует отметить, что только 20% родителей не смогли дать точных и полных ответов, 80% продемонстрировали высокий уровень знаний по гендерному воспитанию дошкольников.

Результаты, полученные в ходе проведения беседы, представлены в таблице.

Уровни

Полоролевая идентификация (в процентах)

Исследование на начало 2012 уч.года

Исследование на конец  2015 уч.года

Высокий

15

55

Средний

50

40

Низкий

35

5

Из таблицы видно, что после проведения формирующего этапа показатели сформированности представлений детей о гендерной принадлежности и особенностях полоролевого поведения изменились. На 40% увеличилось количество детей, которые демонстрируют высокий уровень сформированности представлений о себе как представителе гендера и о поведении, обусловленном гендерной принадлежностью. Количество детей, продемонстрировавших низкий уровень полоролевой ориентации, уменьшилось на 30%.  Кроме того, из таблицы следует, что после проведения основного этапа, у большинства детей полоролевая идентификация  представлена высоким (55%) и средним (40%) уровнями. Таким образом, большинство детей знают и называют собственное имя и идентифицируют себя со своим полом, осознают различия девочек и мальчиков, указывают, в какие игры должны играть девочки, а в какие – мальчики, понимают то, кем они станут (мамой или папой, тетей или дядей) в будущем, осознают роль отца и матери в семье.

Результаты, полученные после проведения тестирования, представлены в таблице.

Уровни

Сформированность представлений детей о специфике использования предметов в соответсвиий с полоролевым поведением (в процентах)

Исследование на начало 2012 уч.года

Исследование на конец  2015 уч.года

Высокий

25

55

Средний

45

40

Низкий

30

5

Из сводной таблицы следует, что количество детей с низким уровнем представлений о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению после формирующего этапа уменьшилось с 30% до 5%. Средний уровень уменьшился на 5%. Однако  количество детей с высоким уровнем возросло с 25% до 55%. Это  свидетельствует о том, что дети лучше стали ориентироваться в выборе той или иной игрушки, предмета для игровой деятельности в соответствии со своей гендерной принадлежностью.      

Результаты наблюдения за проявлениями полоролевого поведения детей в реальных условиях жизнедеятельности представлены в таблице.

Уровни

Полоролевая воспитанность (в процентах)

Исследование на начало 2012 уч.года

Исследование на конец  2015 уч.года

Высокий

20

45

Средний

55

50

Низкий

25

5

Как видно из таблицы, в поведении детей в реальных условиях жизнедеятельности (в игре, на прогулках, в группе) также произошли некоторые изменения. Так, на 20% уменьшилось количество детей в группе, которые ранее демонстрировали низкий уровень соответствия поведения гендерным нормам. Также увеличилось на 25% количество детей в группе, которые после участия в формирующем этапе опыта продемонстрировали высокий уровень (45%)  соответствия поведения «мужским» и «женским» признакам.  Средний уровень уменьшился на 5%. Следовательно у большинства детей сформированы адекватные представления о собственном половом образе и о различиях полов (включая физический, поведенческий и нравственный аспекты), наблюдается ярко выраженный интерес к познанию ценностей полоролевой культуры, они обладают представлениями об элементарных правилах полоролевого поведения и способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола, постоянно демонстрируют качества личности и проявляют способы поведения, присущие представителям своего пола.

В ходе мониторинга выявилась динамика уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников по индивидуальному признаку и по группе в целом. Распределение детей по уровням сформированности гендерной устойчивости осуществлялось в соответствии со следующей шкалой: высокий, средний, низкий. Представленные результаты обследования дошкольников свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Данные мониторинга динамики степени проявления показателей сформированности гендерной устойчивости дошкольников представлены в таблице.

Диагностируемые показатели

Динамика степени проявления показателей сформированности гендерной устойчивости

Первая младшая группа

сентябрь 2012г - январь 2013г.

Средняя группа

май 2015г. – сентябрь 2015г.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Полоролевая идентификация

15

50

35

55

40

5

Сформированность представлений детей о специфике использования предметов в соответствии с полоролевым поведением.

25

45

30

55

40

5

Полоролевая воспитанность

20

55

25

45

55

5

Уровень сформированности гендерной устойчивости

20

50

30

50

45

5

Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности гендерной устойчивости дошкольников, достигнутая посредством разработки системы сюжетно-ролевых игр, организации развивающей среды группы, повышения компетентности родителей в вопросах полоролевого воспитания детей, оптимальна.

Библиографический список

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е изд., дополн. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 149 с.
  2. Владимирова, Н.Ю. Серия консультаций для родителей по гендерному воспитанию [Электронный ресурс] / Н.Ю. Владимирова. – 2014. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/04/seriya-konsultatsiy-dlya-roditeley-po-gendernomu, свободный.
  3. Гаспарова, Е.М. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. – №7. – с. 45-50.
  4. Исаев, Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е. Каган. − Л.: Медицина, 1980. – 184 с.
  5. Колесов, Д.В. Ролевая дифференциация пола у дошкольников / Д.В. Колесов //  Вопросы психологии. - 1985. – №3. − с. 146-152.
  6. Кон, И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон // Соотношение биологического и социального. − 1975. − с. 163-176.
  7. Конькова Н.О. Организация сюжетно-ролевых игр [Электронный ресурс]/ О.Н. Конькова. – М.: ИД «Первое сентября», 2009 – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582897/, свободный.
  8. Михайленко, Н.Я. Огранизация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009, - 96с.
  9. Пруцкова, Т.Г. Картотека сюжетно-ролевых игр с детьми младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т.Г. Пруцкова. – 2013. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/15/kartoteka-syuzhetno-rolevykh-igr-s-detmi-mladshego-doshkolnogo, свободный.
  10. Радина, Н.К.Гендерная социализация подростков / Н.К. Радина, Е.Ю.   Терешенкова //  Мир образования − образование в мире. -  2007. − № 1. − с. 131-138.
  11. Репина, Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии / Т.А. Репина // Вопросы психологии. - 1987. − № 2. − с. 159-165.
  12. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т.А. Репина// Вопросы психологии. - 1984. − № 7. − с. 62-70.
  13. Рубинштейн, С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. Проблемы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн; под ред. Е.В.Шорохова. - М.: Педагогика, 1976. -  487 с.
  14. Семенова, Л.Э. Содержание основных моделей процесса гендерной социализации в современном обществе / Л.Э. Семенова // Ярославский педагогический вестник. - 2009. – №3. – с. 143-147.
  15. Смирнова, Е.И. Дошкольник в современном мире / Е.И. Смирнова. – М.: Дрофа, 2006. – 270 с.
  16. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры: Учебно-методическое пособие / Н.Е. Татаринцева; под ред. Р.М.Чумичевой. – Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. – 558 с.
  17. Шелухина, И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И.П. Шелухина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  18. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труд. / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд., стереотипное  – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. –  416 с.

Приложение

1. Приложение №1 - Методики, направленные на измерение гендерной устойчивости дошкольников.

2. Приложение №2 - План работы с родителями.

3. Приложение №3 - Родительское собрание.

4. Приложение №4 - План сюжетно-ролевых игр.

5. Приложение №5 – Видеожурнал для родителей.

6. Приложение №6 – Журнал для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....

Статья на тему "Организация процесса гендерного воспитания дошкольников через применение сюжетно-ролевых игр"

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его гендерной принадлежностью является на сегодняшний день актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. При этом, как...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Доклад для педагогов из опыта работы на тему: «Развитие социально–коммуникативных навыков у дошкольников через обогащение сюжетно – ролевой игры»

laquo;Развитие   социально–коммуникативных навыков у дошкольников 5-7 лет через обогащение сюжетно – ролевой игры»  «Игра – это огромное светлое окно...

Гендерное воспитание дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры..pdf

Сюжетно-ролевая игра является одним из важных средств воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, в целом полоролевого развития. Она позволяет ребенку приобщиться к самым разнообразным сферам...

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с дошкольниками в процессе проведения квест – игры»

В ходе организации квест-игр реализуются следующие задачи:- образовательная – вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;-  развивающая – развитие интереса, творческих с...