Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.
консультация на тему

Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в крайних случаях – сильные увечья, вплоть до инвалидности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhestokoe_obrashchenie_s_detmi_2.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в крайних случаях – сильные увечья, вплоть до инвалидности

Проблема жестокого обращения с детьми шире, чем кажется на первый взгляд. Насилием  (спросить педагогов??????????)часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей, пренебрежение их потребностями и нуждами.

Жестокое обращение пагубно сказывается на самых разных аспектах жизни ребенка: здоровье, развитии, самооценке, общении, социальной адаптации. Опыт перенесенного жестокого обращения в детстве существенно влияет на то, как ребенок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми и, прежде всего, с собственными детьми, мешает повзрослевшему ребенку выбирать позитивные социальные роли.

Существует  такая организация как  Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения – это некоммерческая организация, учрежденная в 2004 г. ведущими российскими специалистами. Основной целью деятельности фонда является защита прав детей, содействие государственным органам в решении задач сокращения сиротства и жестокого обращения с детьми в РФ.

Результаты исследования данного фонда позволили сформулировать основные направления работы по снижению уровня насилия в семьях:

  • психологическая поддержка родителей посредством консультирования по наиболее сложным вопросам воспитания и организации обмена успешным опытом воспитания детей;
  • обучение родителей эффективным технологиям, направленным на избавление от «силовых стереотипов воспитания», неконструктивных и травмирующих ребенка способов приучения к дисциплине, развитие умения владеть собой. (Какие методы знают педагоги – спросить)?????????

С учетом этих направлений Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения была разработана программа «На пути к объединению семьи», нацеленная на профилактику и снижение жестокого обращения с детьми 3–7 лет, качественное предоставление услуг по поддержке детей и семей с детьми, развитие ответственного материнства и отцовства, сохранение развивающего потенциала семьи.

Программа предназначена для реализации в дошкольных образовательных организациях. Традиционно профилактикой жестокого обращения с детьми занимаются учреждения социальной защиты населения. Как правило, в поле их зрения оказываются семьи, в которых степень родительской некомпетентности возрастает настолько, что приводит к кризисным ситуациям, часто – к случаям нанесения серьезного физического или психического вреда ребенку. Обычно такие семьи называют неблагополучными или находящимися в социально опасном положении. Но на этой стадии потенциал семьи к восстановлению детско-родительских отношений уже слишком низок, и социальные работники могут только оказывать поддержку семье, стараясь предупредить дальнейшее усиление жестокого обращения с ребенком.

«Приличные», «положительные» семьи в поле зрения специалистов социальных служб не попадают, но, как показывает практика, и они могут испытывать различного рода трудности, связанные с воспитанием ребенка, а под воздействием внешних факторов (стресса, потери работы, проблем в отношениях между родителями и т. д.) может возрасти риск развития кризиса в семье. Таким семьям необходима своевременная помощь, и педагогические работники и специалисты, которые ежедневно общаются с воспитанниками и с их родителями, могут на ранней стадии заметить проблему и помочь семье в ее решении.

Однако, как отмечают педагогические работники детских садов, разговаривать с родителями о жестоком обращении с детьми и недопустимости физических наказаний крайне трудно. (Почему)???? Отчасти это связано с убеждениями родителей о том, что в дела семьи не стоит вмешиваться, в каждой семье свои культурные нормы и правила. Кроме того, физические наказания зачастую вызваны благой целью – прекратить нежелательное поведение ребенка: к призы, непослушание, грубость, лень, драчливость.

Специалисты детского сада предпочитают не вмешиваться еще и из опасений навредить ребенку, ведь дома его могут еще жестче наказать за то, что «опозорил» родителей. Поэтому идея поговорить с родителями, а тем более предложить им обратиться за помощью к специалистам, кажется воспитателям небезопасной.

Все это связано с тем, что педагогическим работникам не хватает методической поддержки в выстраивании диалога с родителями на тему жестокого обращения, а также знания специфики работы по изменению убеждений и позиции родителей и коллег.

В связи с этим подготовка в детских садах специалистов, способных на ранней стадии выявить признаки жестокого обращения с детьми, помочь родителям повысить свои воспитательные компетенции, обучить их эффективным и ненасильственным стратегиям воспитания, позволит существенно улучшить качество жизни детей дошкольного возраста.

Целью программы «На пути к объединению семьи» является создание в детских садах условий для ранней профилактики семейного неблагополучия, безопасного развития дошкольников посредством формирования культуры ненасильственных, толерантных отношений в семьях с детьми раннего возраста.

В программе «На пути к объединению семьи» приняли участие 20 дошкольных образовательных организаций г. Москвы                          Уникальность программы «На пути к объединению семьи» состоит в том, что в нее вовлекаются все участники образовательного процесса: педагогические работники, дети и их родители. Причем для каждой целевой группы предусмотрены определенные мероприятия:

  • для детей – игровые занятия;
  • для родителей – индивидуальные консультации и групповые формы работы;
  • для педагогических работников – обучение, и методическое сопровождение.

Таким образом, программа «На пути к объединению семьи» реализуется одновременно по нескольким направлениям:

обучение специалистов дошкольных образовательных организаций раннему выявлению признаков жестокого обращения с детьми

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

  • Следующее направление данной программы

2.организации индивидуальной психолого-педагогической работы с семьями таких детей и дальнейшее методическое сопровождение педагогических работников в процессе данной деятельности;

3.проведение занятий для детей по программе «мягкой социализации», направленной на формирование у них первичных навыков уверенного общения;

4. работа с родителями в групповых формах (занятия по повышению уровня родительских компетенций «Тренинг воспитательной уверенности для пап и мам», родительские клубы, тематические родительские собрания и т. д.);

5организация консультационной психолого-педагогической помощи родителям дошкольников.

Вследствии чего воспитатели и родители замечают изменение характера взаимоотношений с ребенком, улучшение понимания родителями потребностей ребенка, применение ненасильственных методов воспитания.

Педагогические работники детских садов должны знать:

*признаки жестокого обращения с ребенком в семье и владеть навыками выявления рисков жестокого обращения;

  • уметь устанавливать поддерживающий контакт с семьей воспитанника;
  • владеть информацией о местах получения помощи и поддержки и могут передать ее родителям воспитанников;
  • проводить мероприятия для родителей по снижению рисков жестокого обращения с детьми в семье.

У детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет), можно сформировать следующие навыки уверенного поведения:

  • умение в повседневных ситуациях преодолевать свое нежелание выполнять какое-либо действие, на котором настаивает взрослый;
  • элементарные навыки эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
  • понимание, что нельзя бить и дразнить другого ребенка;
  • осознание того, что можно себя защитить, обратившись за помощью к взрослому;
  • умение описывать словами или изображать на рисунке свои страхи.

У детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) можно сформировать такие навыки уверенного поведения, как:

  • умение оценивать поведение сверстников и собственное поведение в повседневных ситуациях;
  • умение сдерживать импульсивные реакции при общении со сверстником;
  • умение устанавливать партнерские отношения в игре;
  • проявление волевых усилий при выполнении социальных норм;
  • соблюдение общепринятых правил поведения в соответствии с возрастными возможностями;
  • умение в доверительной беседе со взрослым рассказать о несправедливости по отношению к нему или к сверстнику.

Педагогические работники детских садов, реализующие программу На пути к объединению семьи, отмечают, что воспитанники успешно применяют в общении со сверстниками и взрослыми умения, которые были проработаны в игровых ситуациях, при обсуждении сюжетов литературных произведений. Кроме того, снижается частота конфликтных ситуаций в группах, случаев применения детьми физической силы для разрешения конфликтов.

Дети старшего дошкольного возраста, которые до проведения занятий демонстрировали повышенную тревожность, замкнутость и застенчивость, в процессе занятий и после них общаются со сверстниками более уверенно, Таким образом, можно утверждать, что программа «На пути к объединению семьи» актуальна и востребована как специалистами, работающими с воспитанниками дошкольных образовательных организаций, так и родителями дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

План МБДОУ № 28 по организации профилактической деятельности предотвращения жестокого обращения с детьми дошкольного возраста

Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми....

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуаль...

Буклет "Профилактика семейного насилия, жестокого обращения с детьми"

Буклет "Профилактика семейного насилия, жестокого обращения с детьми"...

Профилактика по предотвращению жестокого обращения с детьми

для родителей ( законных представителей)...

Профилактика и выявление жестокого обращения с детьми .

С целью выявления насилия в отношении ребенка, а также для профилактики физического и психологического насилия детей, обеспечения всесторонней правовой защиты специалистом необходимо знать:какие формы...