Тренинг для родителей "Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми"
учебно-методический материал

Южакова Светлана Александровна

Психологический тренинг для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1trening.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Улыбка»

Тренинг для родителей:

«Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми»

Разработала: педагог-психолог

Южакова С.А.

пгт. Смирных

2019г.

         Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру, создание доброжелательной и откровенной атмосферы в группе.

         Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.

         Ход тренинга:

Приветствие

1. Упражнение «Подари улыбку»

2. Упражнение «Правила работы»

3. Упражнение «Ожидания»

4. Упражнение «Мозговой штурм»

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

6. Работа в группах

Разминка

7. Упражнение «Моя семья»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

10. Итоги

Ход тренинга психолога для родителей

Приветствие

         Психолог. Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).

         Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга, направленном на профилактику конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Как и что надо сделать, чтобы ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это «профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми».

1. Упражнение «Подари улыбку»

         Цель: активизировать участников, создать условия для эффективного сотрудничества.

         Психолог: я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут ......, дарю свою улыбку в виде …… (например, хорошего настроения), о жестоком обращении с детьми я впервые услышала ....., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми».

2. Упражнение «Правила работы»

         Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

         Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

1. Активность.

2. Право промолчать.

3. Быть откровенным.

4. Право поднятой руки.

5. Правило «здесь» и «сейчас».

6. Работать «от» и «до».

Согласны ли вы с данными правилами? …

3. Упражнение «Ожидания»

         Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

         Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.

4. Упражнение «Мозговой штурм»

         Цель: выяснить уровень осведомленности.

         Тема нашего тренинга сложная, поскольку касается проявления родителей жестокости и насилия. К сожалению, это явление живет среди нас, взрослых, а также среди наших детей.

         Поэтому предлагаю всем продолжить предложение: «Насилие и жестокость для меня - это...»

- Почему сегодня мы поднимаем эту тему?

- Какие формы насилия над человеком существуют в нашей стране?

- Кто провоцирует насилие?

- Чем подкрепляется насилие?

         Итак, насилие-любые умышленные действия физического, сексуального, психологического или экономического направления одного человека по отношению к другому человеку, если эти действия нарушают конституционные права и свободы как человека, так и гражданина, а также наносят ему моральный вред, вред его физическому или психическому здоровью.

5. Информационное сообщение о проблеме насилия и жестокого обращения с детьми

         Насилие в семье - серьезная и распространенная проблема в мире. Оно влияет на жизнь детей и подростков: треть детей в России ежегодно наблюдают акты насилия в семьи. Дети матерей, которые подверглись издевательствам, в шесть раз чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, а 50% таких детей имеют склонности к употреблению наркотиков и алкоголя. Одна треть подростков подвергается насилию в интимных отношениях. Наиболее типичными последствиями такой ситуации становятся такие жалобы родителей или учителей на поведение детей: драки, конфликты с окружением, низкая школьная успеваемость, замкнутость и тому подобное. К эмоциональным проблемам таких детей можно отнести: повышенную агрессивность, сниженное настроение, депрессию, тревожность, страхи, неустойчивость эмоциональной системы.

         Часто родители жалуются на психоневрологические расстройства у детей -бессонница, энурезы, а также соматические – сердечно-сосудистые расстройства, нарушения пищеварения, астма и тому подобное.

         В тоталитарных семьях, где приняты директивные, жесткие формы воспитания или ребенка чрезмерно опекают, не учитываются потребности и психоэмоциональные особенности ребенка, родители не осознают жестокого поведения с детьми.

         Они считают, что жесткие условия воспитания полезны, и не понимают, что это негативно влияет как на психику ребенка, так и на состояние его соматического здоровья.

         Сами дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, обращаются за психологической помощью крайне редко. Прежде всего, это случаи сексуального насилия в отношении подростков, избиение родителями. Это именно те подростки, с которыми ежедневно сталкивается участковый - или как с правонарушителями, или как потребителями наркотиков, или как просто с несчастными бездомными детьми.

         Что же такое жестокое обращение с детьми? Как отличить последовательные действия родителей при воспитании у ребенка дисциплинированности и ответственности от их насильственных действий?

Виды и формы жестокого обращения с детьми.

         Специалисты выделяют 4 типа жестокого обращения в отношении детей:

1. Физическое насилие;

2. Пренебрежение;

3. Сексуальное насилие;

4. Психологически жестокое обращение.

6. Работа в группах

(с помощью карточек, которые получили участники, они объединяются в группы)

         Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.

I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.

III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры

IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»

Разминка

         Психолог: поменяйтесь местами, те у кого ……… (например, светлый волос и т.д.)

7. Упражнение «Моя семья»

         Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.

         Родителям раздают по 10 кружочков.

         Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.

         Положите кружочек с вашим именем (статусом) посередине, потом расположите вокруг него кружочки с вписанными туда именами членов семьи по степени близости с ними.

         Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.

         Как бы вы хотели изменить свои отношения?

         Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»

8. Упражнение «Ограничения и разрешения»

        Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.

Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:

1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;

2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.

Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»

9. Ролевая игра «Обрати внимание»

         Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.

         Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.

         Они получают задание проиграть ситуацию:

         «Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».

         Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.

         Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».

         Своими впечатлениями делятся наблюдатели.

10. Итоги

         Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга. Рефлексия.

         Психолог обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания?

        Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по - новому взаимоотношения в своей семье.

         Психолог раздает памятки и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

Памятка для родителей

1. Дети - основа семьи. В процессе воспитания учитывайте индивидуальные особенности развития ребенка.

2.  Не обижайте, не бейте, не унижайте ребенка. Помните, обучение - это радость (негативные эмоции не способствуют усвоению материала, убивают желание учиться). Криком вы ничего не измените.

3.   Найдите время для беседы с ребенком. Во время общения не реагируйте бурно, не осуждайте, а будьте тактичными, толерантными в выражении своих суждений, мыслей. Старайтесь контролировать режим дня ребенка.

4. Помните, что ребенок – это ваше отражение (грубость порождает грубость, крик - крик, а взаимопонимание и доброжелательность – добро и согласие в семье). Спросите себя: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок был похож на меня?»

5.  Ребенок - это целый мир, воспринимайте его как цельную личность, взрослого человека, который имеет свои права (на обучение, отдых и т.п.) и определенные обязанности (учиться, соблюдать правила для учащихся).

6.  Если вы заметили, что у ребенка «трудный» период, тогда поддержите его.

7.  Не отдаляйте ребенка от себя - найдите время поговорить, понять, вспомнить себя в его возрасте, помогите, если нужно, ласковым добрым словом.

8.  Не жалейте нежных слов, строя отношения с собственным ребенком.

9. Вы дали ребенку жизнь, поэтому помогите сориентироваться в бурном море жизненных событий.

10. Принимайте и любите ребенка таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План МБДОУ № 28 по организации профилактической деятельности предотвращения жестокого обращения с детьми дошкольного возраста

Создание условий для развития толерантности и бесконфликтного общения детей и взрослых, предупреждение насилия над детьми....

Профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми.

Дети, особенно дошкольного возраста, нередко страдают от жестокого обращения со стороны взрослых или становятся свидетелями насилия в семье. Результатом являются психологические и физические травмы, в...

Презентация "Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми"

В последнее время участились случаи нарушения законных прав и интересов ребенка, основными из которых, к сожалению, являются жестокое обращение с детьми и уклонение родителей от воспитания собственных...

Выступление на августовской научно – практической конференции педагогических работников: «Выявление фактов жестокого обращения с детьми. Алгоритм действий при выявлении фактов жестокого обращения с детьми».

В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:- совместно с заинтересованными службами (медицинские работники, психологи, специалисты по социаль...

Профилактика по предотвращению жестокого обращения с детьми

для родителей ( законных представителей)...

Семинар- практикум для педагогов с элементами тренинга "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни....

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....