Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других …
статья ( группа) на тему

Зименко Наталия Александровна

В этой статье представлен материал из опыта работы ОУ по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, Н.В. Тарасова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_miry_na_sayt.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Отличия экспериментальной программы

«Миры Детства: конструирование возможностей»

от множества других …

Наше образовательное учреждение является экспериментальной площадкой по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов и др.).

Эта программа  ставит перед собой цель создания в ДОУ условий для полноценного развития детей в пяти образовательных областях, способствующих эмоциональному благополучию детей и поддержке их естественного положительного отношения к самим себе и окружающим.

 Чем же отличается эта программа от многих других? Авторы предлагают нам новые средства осуществления образовательной деятельности, дают их подробное методическое описание. Так, вся образовательная деятельность строится на использовании «Детских календарей» для каждого ребенка, в которых  выполняются разнообразные задания – дети лепят, рисуют, раскрашивают, считают, знакомятся с художественной литературой и т.д.

Программа позволяет реализовать  продуктивную деятельность, сюжетная игра, игра с правилами, познавательно-исследовательская деятельность.

Каждое занятие – это мини-проект, который оставляет свой «предметный след».  Итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, макет, стенгазета, плакат. Образовательная деятельность и сотрудничество с родителями воспитанников взаимосвязаны, так как значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье, находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе. Родители, понимая это, стараются обеспечить непрерывность образовательной деятельности и выполняют все задания совместно с детьми вовремя. «Детские календари» продуманы таким образом, что домашние задания дети могут выполнить  только с участием родителей. Задания в «Детских календарях», просты, нетрудоемки и являются обязательными для выполнения. Использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов. Кроме того, у родителей появляется дополнительное общение и возможность оценить образовательную деятельность в ОУ.

Обращаем ваше внимание на то, что данные средства ранее широко не использовались, однако они имеют большие перспективы, так как с их помощью «взрослый может направлять инициативу ребенка в различных видах деятельности: игре, лепке, рисовании, коммуникации, исследовании, чтении». Этими средствами являются новые формы взаимодействия взрослого и ребенка  

 - это отказ от строгой структуры образовательной деятельности;

 -продуманная предметно-развивающая среда, которая побуждает детей

 развивать игровую, продуктивную и исследовательскую деятельность;

 - тесное сотрудничество ОУ с семьями воспитанников, которое

   строится на принципах взаимного доверия и уважения.

Все перечисленные средства  позволяют педагогу направлять детскую инициативу в педагогическое русло и тем самым эффективно реализовывать Стандарт педагога и ФГОС ДО.

 Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы. Его  ответственное  отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный контакт с родителями воспитанников - определяют взаимодействие семьи и детского сада.

Но и нельзя недооценивать роль специалистов ОУ: педагога-психолога, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Период адаптации по программе «Миры Детства» в младшей группе удлинен до 6 месяцев и помощь педагога-психолога в этот период неоценима. Очень эффективной в этот период оказалась песочная терапия с участием родителей воспитанников. Инструктор по физкультуре обучает детей основным движениям только через подвижные игры, в том числе и сюжетные. Музыкальный руководитель в экспериментальной группе тоже изменил подход к занятиям. Так, на осенний праздник к малышам пришли дети из средней группы с концертом. Праздник проходил в группе и закончился совместным чаепитием. Используется много классической музыки и не только на музыкальном занятии, но и в процессе другой деятельности детей.

 Таким образом реализация программы подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Содержание Программы заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в разных видах детской деятельности.

К средствам, которые позволяют взрослому направлять инициативу ребенка в педагогическое русло, а не ущемлять ее, которые дают возможность детскому учреждению реализовать Стандарт, мы относим:

–рациональную организацию предметно-пространственной среды;

–изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

–эффективное взаимодействие детского сада с семьей;

–реструктуризацию содержания образовательной деятельности.

Все перечисленные особенности взаимосвязаны и эффективны в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

           

Список литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа «Миры детства: конструирование возможностей»/Т.Н. Доронова (и др.). – Москва: АСТ: Астрель, 2015. – 206 с.
  2. Журналы «Дошкольное образование», «Обруч».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми разных возрастных групп, в том числе в рамках реализации программы «Миры детства – конструирование возможностей».

Конспекты занятий в разных возрастных группах: 1.5-2 года ЦИПР, 2-3 года ГКП, 3-4 года 2-я младщая группа....

Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.

Данный конспект  занятия  представляет собой инсценирование сказки  "Летучая мышь"  в совместнгой днеятельности воспитателя и детей.   Рекомендован для работы с детьми 5-...

Экспериментальная деятельность. Программа"Миры детства: конструирование возможностей."

Детский календарь включает не только демонстрационный материал для детей, но и материал для практик и экпериментов. Бумажные кораблики дети изготавливали самостоятельно,заранее. Во время прогулки мы с...

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на основе программы : "Миры Детства: Конструирование Возможностей"

Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства конструирование возможностей» под редакцией Т.Н. Дороновой (авторский коллектив: Т.Н.Доронова, С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова,...

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой

Я, воспитатель, Даутова Аминат Даутовна, хотела сказать несколько слов о нашей работе по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по которой мы уже работаем третий го...

Отчёт об участии в экспериментальной площадке по программе «Миры детства: конструирование возможностей»

Группа №7 «Солнечные зайчики» январь 2015г – май 2019 гЭкспериментальная площадка по теме: Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет...