Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой
рабочая программа (старшая группа) на тему

Даутова Аминат Даутовна

  Я, воспитатель, Даутова Аминат Даутовна, хотела сказать несколько слов о нашей работе по программе «Миры детства: конструирование возможностей», по которой мы уже работаем третий год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_programme.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность экспериментальной площадки программы

«Миры детства: конструирование возможностей»

МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой 

В 2014 г на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования в г Екатеринбурге, Татьяна Николаевна Доронова презентовала программу «Миры детства: конструирование возможностей». Программа заинтересовала наш коллектив и в наш город был приглашен один из разработчиков – Сергей Геннадьевич Доронов, на встрече присутствовали педагогические коллективы детских садов города.

После встречи с разработчиками программы нашим коллективом было принято решение участвовать в эксперименте и представить программу родительской общественности нашего ДОУ. В обсуждении участвовали родители детей 2-3 летнего возраста (71 ребёнок), как итог собрания был проведен опрос родителей о желании участвовать в реализации программы. В результате были сформированы две группы: группа «Капелька» - участвующая в эксперименте и группа «Ягодка», работающая по ООП с учетом программы «Детство». В последствии этот факт очень положительно скажется на сравнении результатов внедрения программы.    

В соответствии с приказом ФГАУ ФИРО от 24.06.2016г № 198 о присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МБДОУ «ДС «Снегурочка» присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Проектирование социальной ситуации развития для детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей».

На подготовительном этапе организована и проведена следующая работа:

*разработка локальных актов ДОУ;

*разработка Основной образовательной программы ДОУ с учетом вариативной программы «Миры детства: конструирование возможностей»

*разработка рабочей программы педагога и календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой ДОУ;

*подготовка методического обеспечения Программы;

*создание условий образовательной пространственно-развивающей среды в группе;

* курсовая переподготовка педагогов;

С сентября 2016 года во второй младшей группе «Капелька» МБДОУ «ДС «Снегурочка» началось внедрение программы «Миры детства: конструирование возможностей».

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (ФГОС 2.6.); 

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка) (ФГОС 2.7.) 

Целью Программы является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребёнка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности с взрослым.

 Образовательная деятельность в Программе выстроена на основании культурных видов деятельности ребёнка (культурных практик): сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и физическая культура.

В основу Программы положен принцип партнёрской деятельности взрослого с детьми, образование сводится к освоению ребёнком различных культурных практик, а не отдельных умений и навыков. Соответственно предметно-пространственная среда строится на совершенно других условиях, она полностью насыщается продуктами деятельности ребенка с педагогом и ребенка с родителем, на основе этих материалов строится образовательная и игровая деятельность, в результате среда насыщается дидактическими играми, счетным материалом, коллекциями, библиотекой и т.д

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.

Целевые ориентиры - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Образовательная работа по Программе осуществляться с ребенком в различных формах активности совместно со взрослыми и самостоятельно, в детском саду и семье. Образование строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка, предполагает возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка».

Помогает нам в этом дидактическое пособие «Детский календарь». «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы заданий для детей от 3 лет в условиях семейного воспитания.

- материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;

- дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в саду, вплетен в общий образовательный контекст;

- использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов из вне.

- предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Согласно тематического планирования педагог предлагает родителям совместно с ребенком выполнить задания по календарю, на следующий день результат совместной работы дома находит продолжение в образовательном процессе в группе. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.

Работая с «Детским календарём», родители столкнулись с некоторыми трудностями

- Часть родителей жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать других членов семьи.

- У других было много вопросов, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь?

В решении таких вопросов помогали родительские круглые столы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы. На сегодняшний день данных трудностей не возникает.

Считаем, что данные календари помогают решать множество задач воспитания и развития. Развивают у ребенка ответственность, усидчивость, самостоятельность. На своем опыте наши родители поняли, что работа по детским календарям несложная, занимает всего 5-10 минут, весь материал под рукой, ничего искать не надо. Детский календарь позволяет родителям развивать познавательные способности, любознательность, воображение ребенка; занятия входят в систему; регулярное чтение детям художественной литературы; развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитии его творческих способностей. Наше сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы и активны в развитии своего ребёнка; большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.

 Это дидактическое пособие «Детский календарь» является бесспорным помощником педагогу в его работе. Из него можно черпать наглядно-демонстрационный материал, разнообразные дидактические игры, развивающая среда группы наполняется большим количеством продуктивной деятельности детей и родителей.    

 -Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно интересными, привлекательными. Во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле. Во-вторых, по окончании выполнения задания ребёнок получает результат своей деятельности, активизирует познавательную деятельность.

- Общение между сверстниками стало более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям. Дети приобретают конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала. У всех детей возросли коммуникативные навыки.

 - А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.

   Эта программа позволила намного повысить результаты педагогического мониторинга воспитательно-образовательной деятельности. Для целенаправленной и продуктивной работы важно, чтобы эта оценка затрагивала все стороны личности ребенка: его интеллектуальную и мотивационные сферы (используются нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым)

От реализации данной площадки мы ожидаем

  • формирования новых партнерских отношений.  
  • регулярная целенаправленная образовательная деятельность не только в детском саду, но и в семье;
  • построение содержания образования с учетом интересов детей;
  • посредством реализации программы педагоги и родители более точно смогут направить развитие ребенка в соответствии с его интересами, талантом, успехами и способностями в будущем.

Анализируя работу на сегодняшний день, мы получили следующие результаты:

  1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса выходит на уровень партнерских отношений: «родитель -  ребенок», «педагог -  ребенок», «педагог -  родитель»
  2. Благодаря дидактическому материалу «Детский календарь» совместная деятельность взрослых и детей в семье и в детском саду представляет целостный и неразрывный образовательный процесс.
  3. Изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.
  4. Воспитанники положительно относятся к окружающему миру и самому себе, хорошо владеют устной речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

В эксперименте нам еще находиться 1,5 года, но уже сегодня для размышляющих и сомневающихся, хочется сказать, что программа интересная, отвечает современным требованиям и интересам детей, мы советуем попробовать поработать и уверены, всем участникам образовательного процесса она понравится.

Подготовила: Рабочая группа МБДОУ «ДС «Снегурочка»

по сопровождению экспериментальной

деятельности ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличия экспериментальной программы «Миры Детства: конструирование возможностей» от множества других …

В этой статье представлен материал из опыта работы ОУ по опробации примерной образовательной программы ДО «Миры детства: конструирование возможностей» (Т.Н. Доронова, Н.В. Тарасова)....

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Конспект совместной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности педагога и детей "История планера" по комплексной программе "Миры детства: конструирование возможностей".

С Древних времён человек стремился познавать что-то новое необычное. Овладев передвижением по земле и воде, люди стали задумываться о покорении неба....

Экспериментальная деятельность. Программа"Миры детства: конструирование возможностей."

Детский календарь включает не только демонстрационный материал для детей, но и материал для практик и экпериментов. Бумажные кораблики дети изготавливали самостоятельно,заранее. Во время прогулки мы с...

Отчёт об участии в экспериментальной площадке по программе «Миры детства: конструирование возможностей»

Группа №7 «Солнечные зайчики» январь 2015г – май 2019 гЭкспериментальная площадка по теме: Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет...