Семинар-практикум для педагогов "Педагог и ребенок: барьеры в общении"
материал ( группа) по теме

Ситникова Елена Викторовна

Цель:

·         Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.

·         Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.

·         Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

·         Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК: БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Цель:

  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

Мини-лекция «Трудности взаимопонимания между педагогом и ребенком»

Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим наиболее типичные из них:

- «Барьер боязни детского коллектива» характерен для начинающих педагогов; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творчество и т. п.;

- «барьер негативной установки на детский коллектив», который может формироваться априорно на основе мнений другого педагога, работавшего в этом детском коллективе или в результате собственных педагогических неудач;

- «барьер несовпадения установок» – педагог приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а дети равнодушны, несобранны, невнимательны;

- «барьер прошлого негативного опыта общения с данным детским коллективом или ребенком»;

- «барьер подражания»: подражание манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

- «барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам.

- «барьер отрицательной установки», введённой в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога, формируется так называемый «неверный педагогический характер».

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

 В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

Психологические приёмы достижения расположенности детей.

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

В процессе педагогического общения весьма важно устанавливать личностный контакт. Вспомним, что все люди делятся на 3категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребёнку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

Нужно продемонстрировать собственную расположенность к ребенку. Она проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринуждённо или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).

Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаться со взглядом нужно очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый.

Дети очень чувствительны к взгляду. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние заставляет зрачки сужаться. Лицо воспитателя становится неприветливым, дети чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов: нежный, добрый, участливый, утешающий, сопереживающий, веселый, прощающий, довольный, взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный. Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице воспитателя теряется до 10—15% информации.

 Жесты открытости: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположения: руки, прикладываемые к груди (открытость, приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом.

«Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия,  доброжелательности, психологического  комфорта.  Всё это детьми воспринимается  бессознательно.

“Открытая” поза определяется:

- поворотом корпуса и головы к собеседнику;

- раскрытостью ладоней;

- не скрещенным положением ног;

- расслабленностью мышц;

- прямым взглядом в лицо.

Взрослому необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения. Установлено, что «закрытые» позы воспитателя воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Следует также избегать жестов, демонстрирующих пренебрежение (взрослый указывает на ребенка большим пальцем собранной в кулак руки), руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими; превосходство (рука взрослого на голове ребенка, разговор с высоты своего роста), отдаленности и отстранения (разговор с большого расстояния или из-за стола, что является барьером, препятствием в возникновении коммуникации).

Ребенок, "считывая"данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус.

Чтобы это не происходило, взрослому мало это знать, ему необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговаривать с ребенком можно только на уровне его глаз, т.е. стать таким же "большим" как ребенок, уметь подняться до его роста. Устанавливая контакт с ребенком, необходимо учитывать какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели), которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений.

Не следует забывать, что физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо, как и духовное общение.

Психологи считают, что для того, чтобы ребенок просто существовал, ему требуется четыре (4) объятия в день, двенадцать (12) – для нормального развития и семнадцать (17) для того, чтобы он был счастлив. А ведь есть дети, которым не хватает объятий даже просто для существования. Это – мы взрослые, не придаем должного значения этим физическим прикосновениям. Помимо этого, любому человеку, как и ребенку приятны поглаживания, легкие похлопывания, массаж. Не надо забывать, что все мы животные в хорошем смысле слова, и как любому другому представителю животного мира нам приятен физический контакт.

Чтобы ни делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. 

Приветствие «Передай чувство»

Цели:

  • проанализировать тактильное восприятие друг друга;
  • создать теплую атмосферу в группе;
  • проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребенку в педагогической деятельности.

Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к сидящему рядом — так, чтобы он почувствовал легкое ласковое прикосновение. «Получивший» это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к пославшему его. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение», а завершить упражнение более длительным, теплым, спокойным прикосновением.

Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.

Беседа «Самооценка ребенка»

Цели:

  • информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей;
  • проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.

Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—7 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.

Проблема неприятия ребенка окружающими (родителями, педагогами и т. д.) отражается не только на самооценке, она становится почти универсальной причиной формирования неврозов и личностных нарушений. В случаях, когда и родитель, и окружающие ребенка люди относятся к нему жестоко, издеваются, обзывают, кричат, у детей включается механизм саморазрушения. Для того что бы ребенку выжить и стать полноценным человеком в такой ситуации, судьба посылает кого-то, кто может восполнить дефицит родительской любви. Носителем тепла, внимания, хорошего отношения, как раз может стать воспитатель.

Упражнение «Закончи предложение»

Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои слова для ребенка — это…» (с использованием спектрокарт)

Упражнение «Ярлыки».

Группа воспитателей проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью:

«Улыбайся мне»,

«Будь пасмурным, хмурься мне»,

«Корчи мне гримасы и передразнивай меня»,

«Одобряй меня»,

«Строй презрительную гримасу и говори, что я ничего не знаю и ничего не умею»,

«Жалей меня»,

«Делай все, что я делаю»,

«Внимательно слушай все, что я говорю»,

«Не слушай ничего, что я говорю»,

«Указывай мне, что нужно делать»,

«Подлизывайся ко мне», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом? Как вы думаете, что написано на ваших коронах? 

После того, как все высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения.

  • Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
  • Было бы легче работать без ярлыков?
  • Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
  • Навешивают ли люди друг на друга ярлыки в реальной жизни? Навешивают ли дети и взрослые друг на друга ярлыки хорошего, плохого, красивого, даже хорошо не зная другого?
  • Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
  • Как ребенок реагирует на ярлык?
  • Что плохого в навешивании ярлыков?
  • Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже "прилипнет"? Как можно избавиться от ярлыка?
  • Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других? (От друзей, родителей, братьев и сестер, учителей и так далее).

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…»

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Подумать и ответить на вопрос: «В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел, работая сегодня в группе?»



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК: БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Часть 2

Тема: "Приемы эффективного,

конструктивного взаимодействия с детьми"

Цели:

  • Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
  • Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.
  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

Ход семинара-практикума

1.Вступительное слово педагога-психолога

        Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Эффективное взаимодействие с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем с приветствия.

2.Приветствие

        Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.

3. Мини-лекция "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми"

        Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

Что это такое?

«Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказывания», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.

«Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и,

следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится"

Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.

«Ты-высказывания»

«Я-высказывания»

Ты можешь закрыть рот, в конце концов? Ты мне мешаешь. Прекрати разговаривать.

Когда разговаривают во время занятия, мне трудно говорить, я начинаю раздражаться, и от этого мне еще сложнее. Пожалуйста, перестань разговаривать.

Ты не убираешь за собой игрушки

Я расстраиваюсь, когда оставляют в беспорядке на ковре игрушки, потому что на них можно наступить и сломать.

Обратите внимание на модель построения «Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы   вы желали.

 При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирования "Я-сообщения" вызывает большие трудности у педагогов. Они привыкли скрывать свои чувства, игнорировать их, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении - "сверху".

4. Упражнение  "Овладение языком "Я-высказывания"                                     ("Я-сообщения")

        Ведущий предлагает педагогам потренироваться в применении «Я»-высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.

Например:

- Ты меня утомил своим криком. 

(Вариант: - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы в группе все разговаривали спокойно.)

- Тебе бы только играть, а не заниматься. 

(Вариант: – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.)

- Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых? 

(Вариант: - Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.)

- Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. 

(Вариант: – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.)

- Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? 

(Вариант ответа: – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.)

- Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? 

(Вариант ответа: – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.)

Далее первая группа называет свои «Ты»-высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я»-высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты»-высказывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вызывало сложности при составлении «Я»-высказываний?

2. Какие ошибки чаще всего допускались?

3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

5. Упражнение "Обратная связь"

        Участникам предлагается заполнить таблицу. Для этого каждый получает бланк, сложенный таким образом, что участник видит только первые две колонки: "Ситуация" и "Оценка". В колонке "Оценка" участники

записывают высказывания, с помощью которых они дали бы оценку ребенку, столкнувшись с описанной ситуацией. Примеры ситуаций ведущий заранее вносит в бланк.

Ситуация

Оценка

Чувства

"Я-сообщение"

  • Играя, девочка пытается оторвать кукле ногу.

"А если бы тебе пытались оторвать ножку - тебе было бы приятно?"

"Что ты делаешь?! Ей же больно!"

Сострадание

Огорчение

"Мне очень жаль, что дети так обращаются с куклами, и если так будет дальше продолжаться, то кукол у нас не останется"

"Мне не нравится, когда дети ломают игрушки, потому что потом нам не с чем будет играть"

  • Двое детей бегают по группе друг за другом и кричат

"Что за табун носится!

Раздражение

"Мне очень обидно, что наши беседы по правилам поведения в группе прошли даром"

  • Наблюдая за игрой детей, вы слышите, что кто-то из них ругается матерными словами.

"Нельзя так говорить, это нехорошие слова"

"Что это за слова появились в твоем лексиконе? Так ругаются нехорошие люди"

Удивление

Огорчение

"Я удивлена, что некоторые дети говорят такие плохие слова"

"Меня огорчают дети, которые ругаются матерными словами"

  • Во время обеда мальчик ложкой изображает стрельбу из пистолета, бросает в других детей хлебными крошками

"Ну вот, приехали! Вместо еды - одно баловство"

"Ну ты и свинтусик! Как ты себя ведешь? Отправлю на перевоспитание в ясли"

Недовольство, возмущение

Удивление, недовольство

"Я возмущена тем, что хлеб используется в стрельбе из пистолета, потому что знаю, как его тяжело выращивать"

"Мне становится очень печально, когда ты занимаешься подобными вещами. Не уважаешь труд людей, выращивающих хлеб"

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличаются между собой высказывания во второй и четвертой колонках?
  • Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (вторая колонка таблицы), а какую из "Я-сообщения" (четвертая колонка)?
  • Легко ли было сформулировать "Я-сообщение" в каждой из ситуаций?

6. Беседа "Похвала"        В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица).  Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение.

Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка.

7. Упражнение "Азбука похвалы"

        Ведущий делит группу на три мини-группы. Каждая из групп записывает свой список слов для похвалы. Упражнение выполняется 10 минут. После этого садятся обратно в большой круг. Один из участников каждой подгруппы (по очереди, по одному слову) начинает зачитывать текст. Если это слово есть у других подгрупп, то у них это слово вычеркивается. Затем создается общий список "Азбуки похвалы"

Используйте также разные формы не словесной поддержки ребенка — они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи — словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.

8. Рефлексия. Игра «Ромашка»

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… ».

9. Обратная связь.

Что в сегодняшней занятии было самым ценным именно для вас?

Что запомнилось больше?

 10. Прощание.

Страница  из



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК: БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Часть 3

Тема: "Умение слушать в работе педагога"

Цели:

  • Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
  • Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.
  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • Познакомить с приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.

Ход семинара-практикума

1.Вступительное слово педагога-психолога

        Важным элементом психологически грамотного общения с детьми является активное слушание ребенка.

Оно способствует лучшему взаимопониманию. Неправильное понимание другого человека зачастую разрушает или существенно осложняет наше общение с ним. С помощью активного слушания мы пытаемся понять, что действительно хочет передать нам собеседник.

Например, ребенок говорит взрослому: "У меня другие дети забрали игрушку!" На что взрослый может ответить: "Я их сейчас накажу" - он понял, что именно этого хочет ребенок. Но насколько верно взрослый "расшифровал" послание ребенка, его жалобу? Например, ребенок далее может сказать: "Я хочу другую игрушку". Получается, что он хотел сообщить взрослому о том, чтобы тот дал ему или позволил взять новую игрушку, а не о том, чтобы взрослый наказал обидчика. Взрослый в этом случае, ошибся с интерпретацией сообщения ребенка. Вместо того чтобы уточнить, правильно ли он понял ребенка, он сразу сделал вывод и начал действовать. Получается, он "неправильно" услышал ребенка.

Активное слушание помогает взрослому "остановиться", попытаться понять ребенка и лишь затем реагировать на услышанное. Активное слушание всегда начинается с "Ты-сообщения".

Если вернуться к предыдущему примеру:

Ребенок: "У меня другие дети забрали игрушку!"

Взрослый: "Ты очень зол на них за это?"

Ребенок: "Да".

Взрослый: "Хочешь, чтобы я вернул игрушку и наказал их?"

Ребенок: "Нет. Я хочу другую игрушку".

        Получается, что активное слушание - это не более чем последовательное уточнение или проверка правильности нашего восприятия послания ребенка.

Благодаря активному слушанию и отражению чувств, переживаний и мыслей ребенка мы помогаем ему в них лучше сориентироваться, глубже понять собственный внутренний мир и свои потребности.

Кроме того, активное слушание создает ощущение теплоты между ребенком и взрослым, облегчает решение проблем ребенка, дает ребенку образец полноценного диалога и помогает самому научиться быть внимательным к чувствам и потребностям другого человека. И пожалуй, самое важное в активном слушании то, что оно "оставляет мяч" у ребенка, то есть последнее слово всегда остается за ним, а не за взрослым.

В активном слушании взрослый пытается глубже понять ребенка и, демонстрируя ему свое понимание, помогает ему лучше разобраться в самом себе и своей проблеме. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок сам нашел пути решения своих трудностей.

Активно слушать ребенка - значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Это способ установить контакт с ребенком и сказать ему: "Я понимаю тебя и я принимаю то, что ты переживаешь".

Применяя в практики "активное слушание", также как и "Я-сообщение" вы заметите, как эти способы общения делают удивительные вещи для ребенка.

2. Разминка.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, снятие напряжения, сплочение группы.

Ведущий. А теперь, поиграем.

«Пересядьте те, кто…».Все сидят в кругу, в центре один водящий. Лишний стул убирается, а стоящий в центре говорит: «А сейчас пересядут все те, кто…» и задается условие, относящиеся к большинству сидящих. Например: пили кофе сегодня, ехали в автобусе, в черной обуви и т.п. Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садится на места справа и слева. Водящий занимает первое освободившееся место. Тот, кто остался без места, становится водящим – и он задает следующее условие и т.д.

3. Основная часть. 

Упражнение «Испорченный телефон» 

Ведущий. Сегодня тема нашей встречи «Активное слушание». Давайте посмотрим: умеем ли мы с вами слушать и слышать друг друга. Для этого придется вспомнить игру из с детства «Испорченный телефон». Мне нужны четыре участника. Кто хочет?

Инструкция для тех, кто выходит: Я буду приглашать по одному, и предлагать вам задание после того, как Вы войдете в сенсорную комнату. Попрошу выйти участников из комнаты. (Участники выходят).

Инструкция для остальных участников: фиксируйте ошибки, искажения смысла, появляющиеся у каждого передающего.

Прошу войти первого (входит первый участник). Послушайте меня, пожалуйста. Я сейчас зачитаю Вам текст, а Вы должны будете пересказать тому, кто войдет следующий.

Текст передачи: «В марте в детском саду № 15, который находится на перекрестке улиц Крупской и Ивановской, произошло необычное событие: из раковины в помещении старшей группы вылез крокодил. Вася Сидоров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Петров стал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Корткиной, который  пришел в это время за своей дочкой от 2-го брака, с перепугу забыл взять ее домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 3 жена оказалась без мужа, без прописки, а 1-я жена – без алиментов. На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто-то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай».

Входит второй участник. Первый сообщает ему тот текст, который слышал. Затем заходит третий, второй сообщает ему то, что слышал. Затем четвертый выслушивает то, что сообщает ему предыдущий участник.

Ведущий. Спасибо! Вы все выполнили, что от вас требовалось. А теперь послушайте, что было сказано первому. (Читается текст).

Обсуждение.

Участники пытаются ответить на следующие вопросы:

– Какое впечатление произвело это упражнение?

– Что мешало слушать более внимательно?

– Какие моменты запомнились лучше и почему?

– Вы обратили внимание на то, что мало того, что эта история видоизменилась, так еще и был утерян смысл. Как вы думаете почему? (большое внимание к деталям, неспособность структурировать информацию).

Вывод: потому, что у каждого из нас информация перерабатывается по разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

4. Упражнение "Активное слушание"

        Участники разбиваются на пары, где один играет роль "говорящего" а второй роль "слушающего". В каждой паре обыгрывается несколько вариантов беседы:

1. "Говорящий" в течение одной минуты рассказывает что-нибудь о себе, но при этом он и "слушающий" сидят спиной друг к другу.

2. Участники меняются ролями и поворачиваются лицом друг к другу. Теперь "говорящие" должны смотреть на "слушающих", а "Слушающие" не смотрят на "говорящих" (а разглядываю, например, часы, рисунок на обоях, вид за окном)

3. Затем в каждой паре участники снова меняются ролями и "слушающий" теперь должен внимательно слушать "говорящего", сидя лицом к нему и демонстрируя знаки внимания.

4. И последний вариант упражнения:"говорящий" рассказывает, сидя на стуле, а "слушающий" стоит перед ним (здесь моделируется пространственное расположение собеседников по вертикали, так как очень часто взрослые не считают нужным опуститься до уровня роста ребенка, чтобы выслушать его).

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • В каком из четырех вариантов упражнения участники чувствовали себя наиболее комфортно?
  • Что чувствовали участники на разных этапах выполнения упражнения?
  • Что могут чувствовать дети, когда видят, что их не слушают?
  • Каким способом слушающий может продемонстрировать партнеру по общению свое внимательное слушание? (Участникам предлагается составить список таких способов).

                 (Информация для ведущего) Ведущий обобщает названные приемы активного слушания и дает им названия: "односложные реплики" ("поддакивание"), "эхо", "зеркало чувств", "перефразирование".

Обычно, составляя список приемов внимательного слушания, участники упоминают все известные в психологии общения приемы активного слушания, просто называют их другими словами. Ведь интуитивно каждый из нас знает, как продемонстрировать собеседнику свое внимание, и использует эти приемы время от времени. Задача ведущего — вместе с участниками обобщить названные ими приемы активного слушания и дать им названия: «односложные реплики» («поддакивание»), «эхо», «зеркало чувств», «перефразирование».

5. Упражнение "Похвалилки"

Каждый участник вытягивает из стопки карточку с названием одного из приемов слушания. Затем участники объединяются в подгруппы по схожим названиям. Затем кто-то из группы начинает знакомить всех остальных с приемом слушания, который им попался. Начинает со слов: "А наш прием слушания лучше, потому что... (пример: "А наш прием слушания лучше, потому что мы используем прием односложные реплики и тем самым демонстрируем ребенку, что мы его слушаем. Говорим ему: «Ага», «Угу», «Да», «Правда?», «Понимаю», «Да-да», "Очень интересно", "Я тебя слушаю") и т.д.

Содержание карточек:

Односложные реплики —используются для демонстрации ребенку того, что его слушают. Примеры: «Ага», «Угу», «Да», «Правда?», «Понимаю», «Да-да», "Очень интересно", "Я тебя слушаю" и т.п.).

Эхо — повторение последнего слова, которым ребенок закончил высказывание.

Примеры: ребенок: «Мне сегодня приснился страшный сон!», взрослый: «Страшный сон...»

Ребенок: «Со мной никто не хочет дружить!»,

взрослый: «Не хочет дружить...»

Перефразирование — передача высказывания ребенка собственными словами т.е. это повторение сказанного ребенком в более сжатой форме или своими словами

Ключевые слова: "Ты говоришь...", "Как я понимаю...", "Другими словами, ты считаешь..."

Примеры: ребенок: «Мне сегодня приснился страшный сон!», взрослый: «Тебе было страшно сегодня во сне».

Ребенок: «Со мной никто не хочет  дружить!», взрослый: «Сегодня ты вынужден играть один, потому что никто не хочет к тебе присоединиться».

Зеркало чувств — попытка понять, что переживает ребенок, и сформулировать это своими словами.

Ключевые слова: "Мне кажется, ты обижен", "Вероятно тебя это расстроило"

Примеры: ребенок: «Мне сегодня приснился страшный сон!», взрослый: «Ты был испуган, когда проснулся».

Ребенок: «Со мной никто не хочет дружить!», взрослый: «Тебе грустно и обидно, когда с тобой никто не хочет дружить».

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Какие из приемов участникам кажутся наиболее эффективными?

Вывод: все приемы эффективные, нужно только их использовать и разнообразно использовать.

         Домашнее задание

Участникам предлагается в своей работе с детьми, с коллегами, членами семьи попробовать использовать приемы активного слушания.

Обсуждение занятия

Вопросы для обсуждения:

  • Что участники узнали нового на занятиях?
  • Считают ли участники, что данные навыки пригодятся им в работе с детьми?
  • Начались ли как-то меняться отношения участников с детьми в результате занятий?



Предварительный просмотр:

Обратная связь по семинару-практикуму

"Педагог и ребенок: барьеры в общении"

  • Понравилось ли вам участие в семинаре-практикуме?

Да;

нет;

скорее да, чем нет;

не знаю;

скорее нет, чем да;

еще не понял(а)

  • Как вы думаете, сможете ли вы использовать полученную информацию в своем общении с детьми?

Смогу;

смогу, но не хочу;

не уверен(а), что смогу;

"У меня свои методы!"

не смогу;

  • Какое из занятий для вас оказалось наиболее интересным?

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

  • Какое из занятий для вас оказалось наиболее полезным и эффективным?

Занятие №1

Занятие №2

Занятие №3

  • Какие упражнения вам больше всего понравились?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие упражнения на ваш взгляд были лишними?

___________________________________________________________________________

  • Какое открытие для себя вы сделали в ходе занятий в группе, что смогли узнать (понять) о себе, в чем смогли разобраться?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Что бы вы сделали по-другому? Что можно было бы добавить? На чем нужно было остановиться более подробнее?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей на тему: " Способы и правила общения с детьми".

              Очень эффективной формой повышения педагогической грамотности родителей являются семинары-практикумы. Такая форма взаимодействия с родителями да...

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Районное методическое объединение воспитателей на тему"Педагог и ребенок:барьеры в общении"

Тема-еффективное взаимодействие  с детьми -очень важна в наше время.Тема: "Приемы эффективного,конструктивного взаимодействия с детьми" Тема »Эффективное  взаимодействие...

Педагог и ребенок: барьеры в общении

Одна из первостепенных задач в работе современного педагога - формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии с...

Семинар - практикум для педагогов "Педагог и ребенок. Барьеры общения"

Интересные предлженные дидактические упражнения для пдагогов на сближение педагога и ребенка...

Семинар-практикум для воспитателей "Педагог и ребенок: общение без барьеров"

Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна2018 г....