Семинар-практикум для воспитателей "Педагог и ребенок: общение без барьеров"
консультация

Вахитова Лилия Григорьевна

Подготовила воспитатель Вахитова Лилия Григорьевна

2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem-praktikum_pedagog_i_rebenok.docx99.47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №3 «Сказка»

МР Калтасинский район РБ

Семинар-практикум для воспитателей

«Педагог и ребенок: общение без барьеров»

Выполнила воспитатель

Вахитова Лилия Григорьевна

Калтасы 2018 г.

Цель:

  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

 «Трудности взаимопонимания между педагогом и ребенком»

Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим наиболее типичные из них:

- «Барьер боязни детского коллектива» характерен для начинающих педагогов; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творчество и т. п.;

- «барьер негативной установки на детский коллектив», который может формироваться априорно на основе мнений другого педагога, работавшего в этом детском коллективе или в результате собственных педагогических неудач;

- «барьер несовпадения установок» – педагог приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а дети равнодушны, несобранны, невнимательны;

- «барьер прошлого негативного опыта общения с данным детским коллективом или ребенком»;

- «барьер подражания»: подражание манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

- «барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам.

- «барьер отрицательной установки», введённой в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога, формируется так называемый «неверный педагогический характер».

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

 В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

Психологические приёмы достижения расположенности детей.

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

В процессе педагогического общения весьма важно устанавливать личностный контакт. Вспомним, что все люди делятся на 3категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребёнку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.

Неэмоциональные лица непонятны ребенку, безразличные или злые глаза при деланной улыбке на лице взрослого воспринимаются ребенком как маска. «Язык» эмоций считается самым первым способом коммуникации в окружающем мире. Взгляд имеет колоссальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться, можно направить эту силу на создание или разрушение. Понимая это, обращаться со взглядом нужно очень осторожно. Дети не должны встречаться с такими взглядами, как горделивый, подозрительный, пронизывающий, отсутствие взгляда, блуждающий, рассеянный, тяжелый.

Дети очень чувствительны к взгляду. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние заставляет зрачки сужаться. Лицо воспитателя становится неприветливым, дети чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

Ребенок должен «купаться» в спектре ярких, светлых, солнечных взглядов: нежный, добрый, участливый, утешающий, сопереживающий, веселый, прощающий, довольный, взгляд с хитринкой или с искорками, благодарный, теплый, взгляд разделённой радости, любящий, признательный, сияющий, заботливый, приятно удивленный. Немаловажное значение в невербальном общении с ребенком имеют жесты, поза взрослого. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице воспитателя теряется до 10—15% информации.

 Жесты открытости: «открытые руки» (протянутые вперед ладонями вверх) и жесты расположения: руки, прикладываемые к груди (открытость, приближение) скажут ребенку о расположении взрослого к общению с малышом.

«Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия,  доброжелательности, психологического  комфорта.  Всё это детьми воспринимается  бессознательно.

“Открытая” поза определяется:

- поворотом корпуса и головы к собеседнику;

- раскрытостью ладоней;

- не скрещенным положением ног;

- расслабленностью мышц;

- прямым взглядом в лицо.

Взрослому необходимо понимать и помнить, что скрещенные руки и (или) ноги говорят о том, что человек закрыт для общения. И даже если взрослый во время разговора смотрит на ребенка, но носки его обуви не повернуты к малышу, это значит что, взрослый не заинтересован им и он выпадает из общения. Установлено, что «закрытые» позы воспитателя воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Следует также избегать жестов, демонстрирующих пренебрежение (взрослый указывает на ребенка большим пальцем собранной в кулак руки), руки заведенные за голову, выражают превосходство над другими; превосходство (рука взрослого на голове ребенка, разговор с высоты своего роста), отдаленности и отстранения (разговор с большого расстояния или из-за стола, что является барьером, препятствием в возникновении коммуникации).

Ребенок, "считывая"данную информацию с поведения взрослого, на подсознательном уровне ощущает свой низкий социальный статус.

Чтобы это не происходило, взрослому мало это знать, ему необходимо уметь владеть своим телом и жестами. Разговаривать с ребенком можно только на уровне его глаз, т.е. стать таким же "большим" как ребенок, уметь подняться до его роста. Устанавливая контакт с ребенком, необходимо учитывать какое расстояние (оно не должно быть ни близким, ни далеким) так и барьеры (например, предметы мебели), которые не способствуют в установлении теплых доверительных взаимоотношений.

Не следует забывать, что физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо, как и духовное общение.

Психологи считают, что для того, чтобы ребенок просто существовал, ему требуется четыре (4) объятия в день, двенадцать (12) – для нормального развития и семнадцать (17) для того, чтобы он был счастлив. А ведь есть дети, которым не хватает объятий даже просто для существования. Это – мы взрослые, не придаем должного значения этим физическим прикосновениям. Помимо этого, любому человеку, как и ребенку приятны поглаживания, легкие похлопывания, массаж. Не надо забывать, что все мы животные в хорошем смысле слова, и как любому другому представителю животного мира нам приятен физический контакт.

Чтобы ни делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить одно – ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. Словами у ребенка загружается левое полушарие, которое отвечает за логику и речь. А ребенок – правополушарное существо, его мышление образное. Поэтому добрая улыбка, подбадривающий теплый взгляд, ласковое прикосновение и приятное поглаживание рукой со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов. 

Приветствие «Передай чувство»

Цели:

  • проанализировать тактильное восприятие друг друга;
  • создать теплую атмосферу в группе;
  • проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребенку в педагогической деятельности.

Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к сидящему рядом — так, чтобы он почувствовал легкое ласковое прикосновение. «Получивший» это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к пославшему его. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение», а завершить упражнение более длительным, теплым, спокойным прикосновением.

Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.

Беседа «Самооценка ребенка»

Цели:

  • информировать педагогов о некоторых причинах возникновения различных категорий самооценки у детей;
  • проанализировать значимость позитивного/негативного отношения к детям, характеристик и установок, даваемых воспитателем.

Из случайно высказанных взрослыми фраз, действий по отношению к ребенку, одобрительных или осуждающих взглядов, мелких ситуаций или значительных событий у человека складывается о себе мнение как единственно верное, и он делает его своим. Специалисты указывают на очень раннее формирование самооценки — в 5—7 лет. Этот возраст связан с периодом самоосознавания и формирования структур, ответственных за нравственность.

Проблема неприятия ребенка окружающими (родителями, педагогами и т. д.) отражается не только на самооценке, она становится почти универсальной причиной формирования неврозов и личностных нарушений. В случаях, когда и родитель, и окружающие ребенка люди относятся к нему жестоко, издеваются, обзывают, кричат, у детей включается механизм саморазрушения. Для того что бы ребенку выжить и стать полноценным человеком в такой ситуации, судьба посылает кого-то, кто может восполнить дефицит родительской любви. Носителем тепла, внимания, хорошего отношения, как раз может стать воспитатель.

Упражнение «Закончи предложение»

Каждый педагог (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов: «Мои слова для ребенка — это…» (с использованием спектрокарт)

Упражнение «Ярлыки».

Группа воспитателей проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью:

«Улыбайся мне»,

«Будь пасмурным, хмурься мне»,

«Корчи мне гримасы и передразнивай меня»,

«Одобряй меня»,

«Строй презрительную гримасу и говори, что я ничего не знаю и ничего не умею»,

«Жалей меня»,

«Делай все, что я делаю»,

«Внимательно слушай все, что я говорю»,

«Не слушай ничего, что я говорю»,

«Указывай мне, что нужно делать»,

«Подлизывайся ко мне», так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».

Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:

- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом? Как вы думаете, что написано на ваших коронах? 

После того, как все высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.

Задача для обсуждения.

  • Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
  • Было бы легче работать без ярлыков?
  • Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
  • Навешивают ли люди друг на друга ярлыки в реальной жизни? Навешивают ли дети и взрослые друг на друга ярлыки хорошего, плохого, красивого, даже хорошо не зная другого?
  • Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
  • Как ребенок реагирует на ярлык?
  • Что плохого в навешивании ярлыков?
  • Легко ли избавиться от ярлыка после того, как он уже "прилипнет"? Как можно избавиться от ярлыка?
  • Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других? (От друзей, родителей, братьев и сестер, учителей и так далее).

Упражнение «Закончи предложение»

Цель — актуализация сильных сторон личности.

Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…»

Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Подумать и ответить на вопрос: «В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел, работая сегодня в группе?»

"Приемы эффективного,

конструктивного взаимодействия с детьми"

Цели:

  • Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
  • Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.
  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

1.Вступительное слово педагога-психолога

        Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Эффективное взаимодействие с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем с приветствия.

2.Приветствие

        Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.

3. Мини-лекция "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми"

        Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания».

Что это такое?

«Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказывания», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний.

«Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и,

следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества.

«Я-высказывания» просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится"

Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.

Обратите внимание на модель построения «Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы   вы желали.

 При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирования "Я-сообщения" вызывает большие трудности у педагогов. Они привыкли скрывать свои чувства, игнорировать их, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении - "сверху".

4. Упражнение  "Овладение языком "Я-высказывания"                                     ("Я-сообщения")

        Ведущий предлагает педагогам потренироваться в применении «Я»-высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.

Например:

Ты меня утомил своим криком. 

(Вариант: - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы в группе все разговаривали спокойно.)

Тебе бы только играть, а не заниматься. 

(Вариант: – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.)

Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых? 

(Вариант: - Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.)

Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. 

(Вариант: – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.)

Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? 

(Вариант ответа: – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.)

Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? 

(Вариант ответа: – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.)

Далее первая группа называет свои «Ты»-высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я»-высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты»-высказывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вызывало сложности при составлении «Я»-высказываний?

2. Какие ошибки чаще всего допускались?

3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

5. Упражнение "Обратная связь"        Участникам предлагается заполнить таблицу. Для этого каждый получает бланк, сложенный таким образом, что участник видит только первые две колонки: "Ситуация" и "Оценка". В колонке "Оценка" участники

записывают высказывания, с помощью которых они дали бы оценку ребенку, столкнувшись с описанной ситуацией. Примеры ситуаций ведущий заранее вносит в бланк.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличаются между собой высказывания во второй и четвертой колонках?
  • Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (вторая колонка таблицы), а какую из "Я-сообщения" (четвертая колонка)?
  • Легко ли было сформулировать "Я-сообщение" в каждой из ситуаций?

6. Беседа "Похвала"        В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица).  Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение.

Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка.

7. Упражнение "Азбука похвалы"

        Ведущий делит группу на три мини-группы. Каждая из групп записывает свой список слов для похвалы. Упражнение выполняется 10 минут. После этого садятся обратно в большой круг. Один из участников каждой подгруппы (по очереди, по одному слову) начинает зачитывать текст. Если это слово есть у других подгрупп, то у них это слово вычеркивается. Затем создается общий список "Азбуки похвалы"

Используйте также разные формы не словесной поддержки ребенка — они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи — словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.

8. Рефлексия. Игра «Ромашка»

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… ».

9. Обратная связь.

Что в сегодняшней занятии было самым ценным именно для вас?

Что запомнилось больше? 10. Прощание.

Одна из первостепенных задач в работе современного педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:

• слушать и понимать ребенка;

• взаимодействовать с ребенком без борьбы;

• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;

• побудить ребенка на положительные поступки.

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

С целью повышения социально-психологической компетентности педагогов и развития их способности эффективно взаимодействовать со своими воспитанниками был разработан семинар-практикум для педагогов.

Семинар-практикум для педагогов проводится с целями:

• Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.

• Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс.

• Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

• Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

В процессе работы с педагогами были использованы активные методы:

• групповые дискуссии в форме анализа конкретных ситуаций, группового самоанализа;

• игровые методы — ролевые игры, невербальная психогимнастика;

• творческие задания;

• релаксационные и рисуночные техники;

• беседы, мини-лекции.

Занятие «Вербальные средства общения»

Цели:

• показать воспитателям, что неумение грамотно, четко и логично выстраивать фразы, нечеткое представление конечного результата планируемой совместной деятельности педагога и ребенка препятствуют достижению поставленной цели и эффективной коммуникации;

• выявить, какие условия нужно соблюдать, чтобы организовать эффективное взаимодействие в системе «педагог — ребенок».

1. Приветствие «Доброе слово»

Цели:

• настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;

• развивать умение слушать и слышать говорящего, обращать внимание на его манеру устанавливать контакт.

Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли вы видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общениис каждым членом группы.

Во время высказываний остальные участники должны внимательно слушать своего коллегу. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить.

2. Упражнение «Незаконченное предложение»

Цель — развивать умение самоанализа, осмысление качеств личности, навыков, умений, которые дают чувства внутренней уверенности или дискомфорта и помогают преодолеть психологические барьеры.

Каждый участник (по кругу) высказывается. Первый начинает со слов«Педагогом быть хорошо, потому что…», второй — «Педагогом быть плохо, потому что…», чередуя «хорошо» и «плохо» по кругу. Затем происходит обмен впечатлениями. Было ли что-то, что позволило взглянуть по-другому на роль педагога? Было ли что-то неожиданным? Было ли кому-то трудно найти хорошее/плохое?

3. Игра «Робот»

Цель — развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фраз, а также навыки

эмпатического понимания собеседника, проанализировать собственные ощущения и взаимоотношения с детьми в подобных ситуациях.

Материалы:

• средний по размеру конструктор «Lego»,

• стол.

На столе из конструктора «Lego» создается игровое поле. Из числа педагогов выбирают двух «роботов» и одного «оператора». Задача «оператора» — с помощью своих «роботов» собрать постройку по замыслу. Для этого он подает «роботам» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями их рук. Задача «роботов» — точно выполнять команды своего «оператора». Необходимо помнить, что «робот» лишен собственной воли, желаний и стремлений. Исход игры ему безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках «оператора». Когда постройка будет завершена, один из «роботов» меняется ролью с «оператором», игра повторяется. Каждый робот должен побывать в роли «оператора».

По окончании игры участники обсуждают полученные впечатления. Что помогло пониманию команд? Что мешало и становилось барьером общения? Что становится барьером в общении с детьми в подобных ситуациях?

4. Игра «Ручеек»

Цели:

• провокация переживаний, связанных с оцениванием;

• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;

• найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.

Материалы:

• карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).

Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге раздаются карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.

Инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

Каждый участник проводится по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.

Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?

5. Упражнение «Заросли»

Цели:

• создать игровую атмосферу, настрой участников на экспериментирование с собственным поведением;

• снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, изменение среды общения, двигательно-пространственных стереотипов.

Группа изображает заросли, через которые должны пройти один или несколько участников.

6. Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Подумать и ответить на вопрос: «В чем состоит наиболее важный опыт, который я приобрел, работая сегодня в группе?»

Занятие «Невербальные средства общения»

Цели:

• проанализировать, как внешне выглядит человек, когда испытывает разные эмоции;

• показать, как осуществляется взаимопонимание партнеров по общению на невербальном уровне.

1. Приветствие «Неожиданная встреча»

Цель — установить доброжелательный контакт.

Члены группы встают в круг по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу. Получается два круга — внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед лицом нового партнера. Таких переходов будет несколько.

Ситуация встречи: «В компании друзей вы встречаете своего знакомого, которого не видели три года. Роль человека,

которого не видели длительное время, играют участники, стоящие во внутреннем круге. Покажите, как вы будете себя вести? Что будете делать?»

2. Беседа «Скрытые сообщения»

Цель — способствовать расширению знаний педагогов о средствах общения. Распознавание невербальных средств общения. Типы сигналов тела. Чувствительность к невербальным средствам общения. Умение выражать и контролировать свое эмоциональное состояние. Понимание и выявление несоответствия вербального и невербального поведения, что может стать барьером в общении.

3. Коммуникативная игра «Найди пару»

Цели:

• ранжирование на пары;

• способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом:

На прогулку косолапый вышел мишка погулять.

Участники расходятся по комнате.

По тропинке громко топал, друга он пошел искать.

«Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!»

Двигаются по комнате произвольно.

Встретил мишка наш лисенка и сказал«Давай дружить».

Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку.

Мишка с другом покружился…

Кружатся.

Он в лесу устроил бал.

А потом остановился,

По головке гладить стал.

Гладят друг друга по голове.

Спины звери почесали…

Поворачиваются друг к другу спинами.

Вправо, влево, вверх и вниз.

Трутся спинами.

И немного потолкались.

Слегка толкаются.

Крепко-крепко обнялись.

Обнимают друг друга.

4. Упражнение «Любовь и ярость»

Цели:

• учиться обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами;

• учиться по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства, осознавать и в определенной степени контролировать собственные эмоции;

• проанализировать, как внешне выглядит человек, когда испытывает разные эмоции;

• провести анализ того, что ощущают дети, когда видят педагога в том или ином состоянии.

Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения.

Распределившись по парам, участники встают друг напротив друга и выбирают, кто будет выполнять упражнение, а кто при этом будет наблюдателем. Инструкция выполняющему упражнение: «Закройте глаза и вспомните ситуацию нежности, проявления любви в вашей жизни (любимый человек, ребенок). Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в вашем теле? На что оно похоже? Полностью сконцентрируйтесь на чувстве любви,

которое все больше усиливается. Направьте на него все свои мысли и ощущения… (1 минута.) Теперь откройте глаза и выслушайте рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал».

Вопросы наблюдателю: «Что вы видели? Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили». Вопросы тому, кто делал упражнение: «Где в своем теле вы ощущали любовь? Можете ли вы как-нибудь описать это

чувство? (2 минуты.) А теперь снова закройте глаза и представьте человека, который выводит вас из себя. Полностью

сконцентрируйтесь на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в вашем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом (1 минута.) Теперь откройте глаза.

Пусть ваш партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле вы ощущали ненависть? Как вы можете описать это чувство? (2 минуты.)»

Затем члены группы меняются ролями в парах, упражнение повторяется.

Проводится анализ. Какое чувство вы ощущали сильнее — любовь или злость? Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь? Вы знаете, как можно прекратить чувство злости? Как вы выглядите в состоянии злости, любви? Какой вас видят ваши воспитанники в состоянии гнева, злости? Какие чувства они испытывают в этот момент?

5. Упражнение «Вторжение»

Цель — отреагирование скрытой агрессии участниками группы.

Инструкция: «Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один из членов группы остается за кругом и пытается прорваться в него. Как только участнику это удается, следующий член группы должен выйти за круг и попытаться прорваться в него. Каждый член круга решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он это будет делать и когда уступит. Как можно большее число участников должно попытаться собственными силами проникнуть в круг, в том числе и тот участник, который беспокоит ведущего. Если кто-то не в состоянии сделать это, необходимо проследить, чтобы он находился вне круга не более одной минуты, после чего группа должна впустить этого человека в круг».

6. Упражнение «Что я приобрел?»

Цель — оценить результаты личной работы в группе, проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Педагог и семья - партнеры по общению"

Семинар направлен на развитие коммуникативной компетентности и техники общения педагога с родителями. В материале представлен тест на оценку коммуникативных навыков и упражнения для отработки стратеги...

Семинар-практикум для педагогов "Как эффективно выстроить общение с родителями"

Семинар-практикум для педагогов по эффективному и бесконфликтному общению с родителями.Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанник...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Стили педагогического общения»

Рассказать педагогам об основных стилях общения с детьми; показать эффективность стилей общения, на примере результатов деятельности в процессе занятия по изготовлению салфеток (с педагогами)....

Семинар-практикум для педагогов "Педагог и ребенок: барьеры в общении"

Цель:·         Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.·...

Семинар - практикум для педагогов "Педагог и ребенок. Барьеры общения"

Интересные предлженные дидактические упражнения для пдагогов на сближение педагога и ребенка...

Семинар - практикум для воспитателей "Театрализованные игры в общении с детьми"

Театр – это всегда праздник для детей! С театром связаны радость, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребенка. Через театр ребенок знакомить...

Презентация . Семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей "Общение педагога с родителями"

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от коммуникативной культуры общения. Поэтому педагогу важно знать психологические...