Семинар - практикум для воспитателей "Театрализованные игры в общении с детьми"
методическая разработка

Никулкина Ольга Борисовна

Театр – это всегда праздник для детей! С театром связаны радость, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребенка. Через театр ребенок знакомиться с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из основных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно - эстетическое развитие ребенка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_v_obshchenii_s_detmi.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для воспитателей

«Театрализованные игры в общении с детьми»

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

Идет развитие духовного мира детей…»

(Б.М.Теплов)

Театр – это всегда праздник для детей! С театром связаны радость, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребенка. Через театр ребенок знакомиться с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета. Одним из основных направлений в работе дошкольного учреждения является художественно - эстетическое развитие ребенка, которое решается посредством привлечения дошкольников к театральному искусству.

Театрализованная деятельность оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка, это самый распространенный вид детского творчества. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, познанию окружающего мира. С первыми театрализованными действиями дети знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр - забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Взрослые должны использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, увидев котика мы обращаем внимание: «Посмотрите, какой красивый, пушистый котик к нам пришел. Давайте ему улыбнемся и поздороваемся. А теперь давайте походим, помяукаем, как котик». Жизнь ребенка насыщена игрой. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. В повседневной жизни я использую разнообразные кукольные театры (би-ба-бо, пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). Дети участвуют в инсценировках, смотрят спектакли и обсуждают увиденное. Сопереживание героям сказок, инсценировок развивает у ребенка представление о плохих и хороших поступках человеческих качествах.

Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослые должны помочь ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно – эстетической деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

     Социально – коммуникативное развитие:

  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности.
  • Воспитание культуры познания взрослых и детей.
  • Развитие эмоций.
  • Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

  Речевое развитие:

  • Овладение выразительными средствами общения: словесными и невербальными.
  • Обогащение словаря.
  • Содействие развитию монологической и диалогической речи.

Художественно – эстетическое развитие:

  • Приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору.
  • Развитие воображения.
  • Создание выразительного художественного образа.
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Театрализованная деятельность связана и с другими видами деятельности: физическая культура, развитие речи, игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и др.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.

  • Инсценировка потешек
  • Инсценировка песен, сказок
  • Инсценировка небольших литературных текстов.

Театрализованное действие:

  • Праздники
  • Развлечения
  • Театрализованное шоу.

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.

Знакомясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что мы на правильном пути и на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Например, разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Ход: дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие – детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, или гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например: воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только чириканьем; кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок – кваканьем.

«Больной зуб».

Ход: детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Капризуля».

Ход: дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

Игры – стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.

Ход: воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту.

Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

«Мотылек».

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на веселый цветок.

Игры с воображаемым объектом: «Котенок»

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами.

Ход: дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой. Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем маленький. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова. Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Игры на имитацию движений. Игры пантомимы.

Дети показывают, кто как ходит. Маленькие ножки шагали по дорожке, большие ножки шагали по дорожке. Старичок – Лесовичок, принцесса, серый волк, заяц – прижав уши, убегает от лисы.

«Покажи предмет».

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

Задание «идти». Возможные варианты:

1. идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

2. идти по горячему песку;

3. идти по бревну или узкому мостику.

Задание «размахивать» руками. Возможные варианты:

1. отгонять комаров;

2. подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

3. сушить мокрые руки и т.д.

Задание «ловить зверушку». Возможные варианты:

1. кошку;

2. попугайчика;

3. кузнечика.

«Был у зайца огород».

Цель: развивать пантомические навыки.

Ход: воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом – в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Он сначала все вскопает,

А потом все разровняет,

Семена посеет ловко

И начнет расти морковка.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

«Покажи».

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега – протопчем тропинку.

3. Моем посуду, вытираем.

4. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, кушаем.

5. Рыбалка: сборы, поход, закидывание удочки, улов.

6. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова, потушили.

7. Лепим снежки.

8. Зуб болит.

9. Принцесса капризная, величественная.

10. Холодно: мерзнут руки, ноги, тело.

11. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

12. Ребенок ласкает котенка.

13. Котик лапкой умывается.

Игры на мышечное напряжение и расслабление.

«Мельница».

Свободное круговое движение рук, описывающих большие круги вперед и вверх. Движение маховое: после быстрого, энергичного толчка руки и плечи освобождаются от всякого напряжения, описав круг, свободно падают. Движение выполняется непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как «не свои»). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых сразу нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

«Паровозик».

Круговые движения плечами. Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулачок. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх-назад-вперед. Локти от корпуса не отводятся. Амплитуда во всех направлениях должна быть максимальной. При отклонении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз без остановки. Желательно, чтобы движение плеч начиналось вверх и назад, а не вперед, т.е. расширяя, а, не сужая грудную клетку.

«Маятник».

Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед и на переднюю, часть ступни и на пальцы; пятки от пола не отделяют; все тело слегка наклоняется вперед, корпус при этом не сгибается. Затем тяжесть тела так же переносится на пятки. Носки от пола не отделяются. Перенесение тяжести тела возможно и в другом варианте: с ноги на ногу из стороны в сторону. Движение осуществляется на расставленных ногах, рука правая и левая прижаты к корпусу. Раскачивание с ноги на ногу медленное, без отрыва от пола.

Игры в кукольный театр заключает в себе потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость от созданного ими, если процесс творчества вызывает хорошее настроение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Эффективное общение"

Данный семинар - практикум предназначен для психологов и методистов ДОУ. Он раскрывает вопросы эффективного общения педагогов с родителями, детьми и колегами. Сам семинар выстроен в виде тренинга, что...

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...

Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми!"

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!». Цель: формирование у родителей знаний о значении игры в развитии ребенка, о ее влиянии на развитие коммуникативных способностей ...

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками...

Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми»

Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности....

Семинар - практикум для родителей "Играйте с детьми в музыкальные игры"

Семинар - практикум для родителей "Играйте с детьми в музыкальные игры"...

Семинар практикум для родителей "Играем с детьми ,играем вместе"

Семинар практикум для родителей"Играем с детьми ,играем вместе"...