Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО "Психолого- педагогические аспекты общения в системе педагог- ребенок"
учебно-методический материал

Киретова Юлия Владимировна

Расширение диапазона знаний педагогов о психолого- педагогических основах общения с детьми - дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами игры для педагогов ДОО «Психолого-педагогические аспекты общения в системе «педагог - ребёнок»»

Составитель: педагог – психолог Киретова Ю.В.

Цели: расширение диапазона знаний педагогов о психолого-педагогических основах общения с детьми, а также развитие у них умения проявлять педагогический такт в различных условиях и ситуациях в процессе воспитательно - образовательной работы в ДОО.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.

2. Обеспечение активности и участия педагогов в диалоге по проблеме педагогического общения с детьми.

3. Изучение стилей общения педагога с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.

4. Углубление знаний педагогов об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».

Стимульный материал: стикеры с рисунками корзины, чемодана и мясорубки: карточки с заданием «Определите стили руководства»; карточки с Моделями взаимодействия воспитателя с детьми. (По В.А.Петровскому);

1.Теоретическая часть «Функции общения. Формы общения воспитателя с детьми. Стили педагогического общения».

  • Выделяют несколько функций общения:

Функции представляют собой важные свойства, которые разделяют проявления общения. Всего выделяют шесть функций:

  1. Внутриличностная функция (общение человека с самим собой).
  1. Прагматическая функция (потребностно-мотивационные причины).
  2. Функция формирования и развития (способность оказывать воздействие на партнеров).
  3. Функция подтверждения (возможность познать и подтвердить себя).
  4. Функция организации и поддержания межличностных отношений (налаживание и сохранения продуктивных связей).
  5. Функция объединения-разъединения (способствует передаче необходимых сведений или дифференциации).

Понимая механизмы общения, человек начинает иначе смотреть на этот важнейший социальный инструмент, который позволяет совершенствоваться и достигать поставленных целей

  • Формы общения воспитателя с детьми.

На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых.

1.Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми. В его основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми протекает вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения.

2.Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.

3. Внеситуативно - познавательная форма общения (3-5 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.

4.Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность в «чистом виде». Ведущими мотивами на этом уровне общения являются личностные мотивы. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно - личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

  • Условия оптимизации педагогического общения.

Задание №1: «Давайте обсудим, какие условия необходимы педагогу, для оптимизации общения с воспитанниками»

1.Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека.

2.Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Признаком интересного собеседника является умение не столько говорить, сколько умение слушать. Простые житейские наблюдения показывают, что многие люди больше испытывают потребность говорить, нежели слушать. К сожалению, имеется явный дефицит благодарных слушателей, и если вам удастся стать хорошим слушателем, симпатии людей потянутся к вам, поскольку им нравятся те, с кем они могут удовлетворить свои потребности, а сильная потребность выговориться есть у многих.

3.Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека – самый важный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя, и непринужденно употребляя его, вы делаете такому человеку тонкий комплимент.

4.Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика.

5.Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения.

6.Удовлетворение потребности человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. Самый верный путь к сердцу человека – это беседа с ним о том, что он ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении.

Вопросы для обсуждения:

1.Чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость поиска новых путей и подходов к общению с детьми? (Развитие коммуникативной компетентности педагогов с неизбежностью предполагает двоякий процесс: с одной стороны, это приобретение каких-то новых знаний, умений и опыта, а с другой стороны это коррекция, изменение уже сложившихся форм. Таким образом, развитию коммуникативной компетентности педагогов будут способствовать психологические тренинги, индивидуальные и групповые консультации, проведение деловых игр, повышение уровня знаний педагогов об особенностях коммуникативной компетентности, сбор новых педагогических идей, а так же поиск путей их совместного решения).

2. Как вы понимаете проблему личностного подхода к ребенку? (Задача педагога в плане осуществления личностного подхода – внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди других, тоже единственных и неповторимых.

Поэтому важно принять установку на доброе восприятие ребенка, оптимистический взгляд на него, “забыть” о его недостатках, видеть только перспективные линии его нравственного развития.

Реализация личностного подхода в воспитании осуществляется через опору на ведущие потребности ребенка. Психологи (Э. Фромм, У. Глассер и др.) выделяют из них две главные потребности: в любви и чувстве собственного достоинства (самоуважении) – т.е. в осознании себя личностью. Можно считать любовь и самоуважение теми двумя путями, которые ведут к осознанию себя личностью, индивидуальностью.

Ребенку необычайно важно осознавать себя личностью, т.е. быть уверенным в уважении со стороны окружающих, а также в собственной значимости и положительной оценке в их глазах.

Чтобы повысить уровень самоуважения, самооценки, признания со стороны окружающих, необходимо создание ситуаций успеха. Создание ситуаций успеха обеспечивается такими технологическими операциями, как

– снятие страха перед деятельностью;

– авансирование ожидаемого положительного результата;

– прием «персональной исключительности»;

– усиление мотивации;

– скрытая инструкция;

– краткое экспрессивное воздействие.

Осуществление личностного подхода происходит через воспитание ответственности у ребенка, ответственности за свой выбор, за ход своей жизни.

Ключевым здесь будет философское и педагогическое понимание личности. Личность – это свободный человек, ответственный за себя (И. Кант) и цельная личность внутренне нравственно свободна и ответственна (Б.Т. Лихачев). Ядром цельной личности является внутренняя нравственная свобода, раскрепощенность, независимость от внешних оценок, свобода выбора образа мыслей и поведения, осознание полноты ответственности за свое бытие и результаты своих поступков.

  • Стили педагогического общения.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является чёткость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения.

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны, от индивидуальности педагога, от его профессионализма, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей детского коллектива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Стиль общения и руководства зависит и от нравственных установок педагога — от любви к детям, доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личности учителя. Стиль зависит также от знаний основ педагогики и психологии общения.

Стиль педагогического руководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающих способах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарных и организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, форме обращения.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

Задание №2: «Охарактеризуйте каждый стиль педагогического руководства».

  • Авторитарный (тактика диктата и опеки).
  • Демократический (тактика сотрудничества).
  • Попустительский (тактика невмешательства).

При авторитарном стиле руководства педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как детского коллектива, так и каждого ребенка. Исходя из собственных установок, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».

При попустительском (либеральном) стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Учитель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь преподаванием. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Задание №3: «Определите стили руководства»

Воспитатели вытягивают карточки и читая на них задание определяют стиль руководства.

  1. Любая инициатива рассматривается преподавателем как проявление нежелательного самоволия.
  2. Руководитель первую очередь оценивает факты, а не личность
  3. Педагог старается как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность воспитанника.
  4. В глазах такого педагога, воспитанник характеризуется как человек с низким уровнем ответственности и заслуживают жесткого контроля.
  5. Воспитатель опирается на группу, стимулирует самостоятельность воспитанников.
  6. Ограничиваться формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
  7. Проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям воспитанников, старается принимать посильное участие в их личных делах и проблемах.
  • Анализ проведения диагностики и самодиагностики педагогического общения.

Вывод: В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения и руководства. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности педагога могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль руководства, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с маленькими детьми или постарше, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

2.Блок Практический «Модели взаимодействия воспитателя с детьми. Тренинговое упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка»

  • Модели взаимодействия воспитателя с детьми. (По В.А.Петровскому).

1. Тренинговое упражнение «Модели взаимодействия взрослого с ребенком»

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной

Задание: изучите представленные модели взаимодействия и составьте согласно предложенным моделям педагогическую ситуацию и продемонстрируйте. Каждой группе дается одна модель.

Модель учебно-дисциплинарная

В основе: обучение ребенка умениям и навыкам

Способы общения: наставление, требование, запрет, угроза, наказание

Тактика общения: руководство и контроль, диктат и опека

Результат общения: подчинение, отсутствие самостоятельности, иногда агрессия, жестокость.

Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе: самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам.

Способы общения: холодное наблюдение; реагирование уходом; реагирование раздраженным непринятием.

Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.

Результат общения: разрыв эмоциональных связей.

Личностная позиция: педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить; взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.

Модель «личностно - ориентированная»

В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.

Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.

Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

2. Игра «Рекламная пауза»

Каждой команде сделать рекламу на тему «Эффективное общение путь к плодотворному сотрудничеству».

Воспитатели разбиваются на группы по три человека, каждая команда придумывает видеоролик и по очереди показывает рекламу.

Групповая рефлексия, у кого реклама была ближе к теме.

3. Тренинговое упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка».

Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

Предлагается три больших листа (см. приложение), на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить» наклеивалось в лист «мясорубка». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

hello_html_5e7099c9.png

Литература

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.
  4. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. «Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Роль игры в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень педагогической культуры родителей;Задачи:- Сформировать у родителей знания о значении игры в развитии и воспитании ребенка;- Заинтересовать проблемой приобщения ребенка к и...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...

«Современные технологии межличностного общения в системе «Педагог-воспитанник-семья»

Необходимость в организации условий для осуществления возможностей ребенка, является главнейшей задачей дошкольного воспитания. Огромная роль в этой отрасли отведена детскому саду, но необходимо помни...

семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»

семинар практикум  «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Семинар - практикум для воспитателей "Театрализованные игры в общении с детьми"

Театр – это всегда праздник для детей! С театром связаны радость, яркие впечатления. Театр развивает фантазию, формирует культуру, обогащает внутренний мир ребенка. Через театр ребенок знакомить...