Место проектной деятельности в образовательной программе ДО в соответствии в ФГОС
презентация к уроку ( группа) на тему

Представлен анализ ФГОС ДО, образовательной программы дошкольного образования, определено место проектной деятельности в содержании этих документов. Теоретический материал сопровождается мультимедийной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на РМО

для старших воспитателей и заместителей заведующих ДОУ

Место проекта в образовательной программе дошкольного образования

старший воспитатель

МБДОУ №3 «Тополёк»

ст.Фастовецкой

Подольская О.А.

Слайд 1

Я расскажу Вам о том, какое место занимает  проектная деятельность в образовательной программе  дошкольного образования  в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 2

В системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения в связи с введением в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» (Приказ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.), ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.) дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Оно также осталось необязательным, но существенным образом поменялось отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Слайд 3

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.  В ФГОСе дошкольного образования это определено как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Рассмотрим с Вами подробнее некоторые пункты документа ФГОС ДО, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.

Слайд 4

Часть I.  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

  1.    Основные принципы дошкольного образования:

3)         содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)         поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  1. сотрудничество Организации с семьёй;
  1. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Слайд 5

Часть II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

  1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Слайд 6

Часть III. Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования

  1. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
  1. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  2. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  1. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Слайд 7

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Примерные основные образовательные программы дошкольного образования основываются на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

В Организационном разделе Образовательных программ, разработанных ДОО самостоятельно, есть пункт «Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий», который посвящен развитию культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам и позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие способствует формированию умения занимать себя. Также представлены модели воспитательно-образовательной деятельности с детьми

Слайд 8

на день,

Слайд 9

на месяц,

Слайд 10

на год.

В примерных основных образовательных программах дошкольного образования представлена Модель организации воспитательно-образовательной деятельности на год с учетом комплексно-тематического принципа.  Тематическое планирование построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.

Одной теме уделяется от 1 до 3 недель.

Слайд 11

Схема комплексно-тематического планирования включает в себя такие пункты, как:

  • месяц, неделя;
  • тема;
  • развернутое содержание работы;
  • варианты итогового мероприятия.

В основе комплексно-тематического планирования лежат темы предложенные авторами примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Однако, при разработке образовательной организацией своей Программы, учитываются особенности региона, уровень профессионализма педагогов, а так же традиции учреждения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в основе реализации принципа комплексно-тематического планирования лежит технология проектной деятельности.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Модель организации воспитательно-образовательной деятельности

на год с учетом комплексно-тематического принципа

в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности

 «Буратино»

Тематические недели

Развернутое содержание работы

Вариант итоговых мероприятий

День знаний

1 неделя

 Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам.  Закрепление знаний о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д.

Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности.

Праздник «День знаний»

Правила и безопасность дорожного движения

2 неделя

Закрепление знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Продолжение знакомства с дорожными знаками.

Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Расширение представлений детей о работе ГИБДД.

Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.

Выставка детского творчества.

Развлечение, викторина по правилам дорожного движения.

Создание макета, схемы улицы, местности.

Осень

3 неделя

Расширение знаний детей об осени продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями.

Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Закрепление знаний о временах года, последовательности месяцев в году.

Воспитание бережного отношения к природе.

Расширение представлений детей об особенностях отображения осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Развитие интереса к изображению осенних явлений в рисунках, аппликации. Расширение знаний о творческих профессиях.

Праздник Осени.

Выставка детского творчества.

Моя малая Родина

4 неделя

Расширение представлений детей о малой Родине, о знаменательных и памятных датах. Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.  Знакомство с историей малой Родины, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших родной край; Краснодар – краевой центр, Тихорецк — муниципальный центр.

Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за достижения своей страны.

Беседа о праздновании Дня станицы.

Выставка детского творчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районное методическое объединение старших воспитателей и заместителей заведующих Место проектной деятельности в образовательной программе ДО в соответствии с ФГОС Подольская Ольга Алексеевна старший воспитатель МБДОУ №3 «Тополёк» ст.Фастовецкой

Слайд 3

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 4

Часть I . Общие положения 1.4. Основные принципы дошкольного образования 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности 5) сотрудничество Организации с семьёй 7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Слайд 5

Часть II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.4. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

Слайд 6

Часть III . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.1. 3)способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4)создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 6)создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Слайд 7

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд 8

Модель организации воспитательно-образовательной деятельности в группе на день № п / п Образовательные области Содержание деятельности с детьми 1 Социально-коммуникативное развитие Формирование навыков культуры общения и правил безопасного поведения ; Формирование культурно-гигиенических навыков, навыков приема пищи ; Сюжетно-ролевые игры ; Трудовая деятельность ; Театрализованные игры ; Досуги 2 Познавательное развитие ООД ; Чтение художественной литературы ; Дидактические игры ; Беседы ; Наблюдения ; Экскурсии ; Досуги ; Экспериментирование , исследовательская деятельность ; Индивидуальная работа 3 Речевое развитие ООД ; Чтение художественной литературы ; Работа в книжном уголке ; Индивидуальная работа ; Речевые игры ; Индивидуальная работа с детьми по заданию учителя-логопеда 4 Художественно-эстетическое ООД художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, музыка) ; Конструктивно-модельная деятельность ; Самостоятельная художественно – творческая деятельность ; Индивидуальная работа 5 Физическое развитие Прием детей на воздухе в теплое время года ; Утренняя гимнастика ; Гигиенические процедуры ; Упражнения после дневного сна ; Физкультминутки во врем ООД ; ООД по физической культуре ; Подвижные игры и спортивные упражнения ; Самостоятельная двигательная активность на прогулке ; Индивидуальная работа по развитию движений ; Дни Здоровья ; Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны, ходьба босиком по « дорожкам здоровья) ; Досуги , развлечения ; Спортивные праздники

Слайд 9

Модель организации воспитательно-образовательной деятельности в группе на месяц Возрастная группа Неделя Образовательные области социально-коммуникативное развитие познавательное развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие вторая младшая группа общеразвивающей направленности «Солнышко» 1-я Физкультурный досуг, развлечение 2-я Познавательный досуг 3-я Игровой досуг, развлечение 4-я Музыкальный досуг, развлечение средняя группа общеразвиваюшей направленности «Ягодка» 1-я Игровой досуг, развлечение 2-я Физкультурный досуг, развлечение 3-я Познавательный досуг 4-я Музыкальный досуг, развлечение разновозрастная группа комбинированной направленности для детей с 5 до 7 лет «Буратино» 1-я Познавательный досуг 2-я Музыкальный досуг, развлечение 3-я Физкультурный досуг, развлечение 4-я Игровой досуг, развлечение

Слайд 10

Модель организации воспитательно-образовательной деятельности в группе на год Время проведения Мероприятия Август День Здоровья Тематическая беседа: «Яблочный Спас – Успение Пресвятой Богородицы Развлечение «До свидания, лето!» Сентябрь Неделя безопасности дорожного движения День станицы Октябрь Выставка детского творчества на осеннюю тематику Ноябрь День Здоровья Развлечение ко Дню Матери, тематическая выставка Декабрь Неделя пожарной безопасности Новогодняя сказка Январь Выставка детского творчества на зимнюю тематику Зимний спортивный праздник Февраль День Здоровья Развлечение ко дню защитника Отечества, тематическая выставка Март Развлечение ко дню 8 Марта, тематическая выставка Апрель Тематическая «Неделя безопасности» Май День Здоровья Развлечение «Выпуск детей в школу» Июнь Развлечение ко Дню защиты детей Июль Летний спортивный праздник

Слайд 11

Схема организации воспитательно-образовательной деятельности на год с учетом комплексно-тематического принципа Тематические недели Развернутое содержание работы Вариант итоговых мероприятий День знаний 1 неделя Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д. Формирование представлений о профессии учителя и «профессии» ученика, положительное отношение к этим видам деятельности. Праздник «День знаний» Правила и безопасность дорожного движения 2 неделя Закрепление знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Развлечение , викторина по правилам дорожного движения. Создание макета, схемы улицы, местности. Моя малая Родина 4 неделя Расширение представлений детей о малой Родине, о знаменательных и памятных датах. Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Знакомство с историей малой Родины, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших родной край; Краснодар – краевой центр, Тихорецк — муниципальный центр. Воспитывать любовь к малой Родине, гордость за достижения своей страны. Беседа о праздновании Дня станицы. Выставка детского творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования» (презентация)

Данная презентация к методической разработке позволяет сформировать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС до...

«Приведение основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования»

Данная методическая разработка позволяет сформирвать компетентность у заместителя заведующего по УВР МБДОУ в приведении основной образовательной программы МБДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образ...

Приведение образовательных программ ДОО в соответствие с ФГОС – готовность № 1

Многих читателей нашего блога интересуют вопросы, связанные с новыми образовательными программами. В частности, и момент времени, с которого контролирующие органы смогут требовать от ДОО приведения ос...

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении  в соответствии с ФГОС ДО»...

Образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В этом методическом материале представлена образовательная программа МДОУ "ДЕтский сад № 142" в соответствиями с требованиями ФГОС ДО,...

Экспресс - конструктор образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Экспресс - конструктор образовательной программы ДОУ составлен на основании опыта работы МБДОУ "Детский сад № 30 "Зоренька" по составлению своей ОП....

«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Зак...