сообщение из опыта работы "Познавательное развитие посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича»
материал (средняя группа) по теме

Немченко Наталья Анатольевна

Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 33»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Сообщение из опыта работы

«Познавательное развитие посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича»

Воспитатель: 1 квалификационной категории

Немченко Н.А.

                                  2016 г.

Сообщение из опыта работы на тему:

«Познавательное развитие посредством использования развивающих игр В.В. Воскобовича»

Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.

Работая много лет по развитию интеллектуальных, математических способностей детей, я использую алгоритмы, "Оригами", развиваю творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребенка.

Подтвердились мои наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм.

Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

По словам В.В.Воскобовича: «Это — не просто игра, это — познавательная деятельность».  Которая включает в себя: сенсорное развитие – восприятие (цвет, форма, размер); интеллектуальное развитие – мышление, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование; математическое развитие – форма, размер, количество, пространственные отношение; творческое развитие – воображение; обучение чтению; а также психические процессы. Принцип по которому работает Вячеслав Воскобович - «интеллект – познание – творчество»

Прослушав семинар «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Вячеслава Воскобовича, меня заинтересовали развивающие игры, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей, мышления, творчества детей. Я приобрела несколько игр, продемонстрировала их на родительском собрании, заинтересовала родителей своих воспитанников. И вот с начала учебного года в нашей группе мы стали использовать в работе развивающие игры Воскобовича. У нас сейчас средняя группа, но так как мы только первый год используем новую технологию, то мы сейчас на первом этапе. Нельзя сразу переходить на второй этап, минуя первый.  

Мы используем игры: «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Прозрачный квадрат», «Фонарики», «Лепестки», «Логоформочки 3», «Чудо - Цветики», «Игровизоры», «Шнур – затейник», «Коврограф «Ларчик». Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними. Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.

Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Решив взять для работы развивающие игры Воскобовича В.В., я стала изучать литературу:

  1. В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая, «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2007.
  2. В.В. Воскобович, « Нетающие льдинки Озера Айс, или сказка о Прозрачном квадрате» С.-П.: ООО РИВ, 2003.- 36 с.
  3. В.В. Воскобович, «Тайна ворона Метра или сказка об удивительных приключениях квадрата» С.-П.: ООО РИВ, 2003. -28с.
  4. Т.Г. Харько  Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» С – П: Детство – пресс, 2012

Изучив имеющий материал по развивающим играм, я поставила перед собой цель: "Использовать развивающие игры Воскобовича В.В., для познавательного и интеллектуального развития детей".

Чтобы реализовать свою цель я определила следующие задачи:

  1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей, желание узнавать новое;
  2. Развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
  3. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение;
  4. Развивать сенсорные способности восприятия цвета и формы;
  5. Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов;
  6. Формировать базисные представления об окружающем мире, математических умений;
  7. Построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально – творческому развитию детей в игре.

Используя игры Воскобовича В.В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где мы разместили все пособия и игры, которые хорошо вписались в нашу развивающую среду, благодаря их хорошему оформлению и многофункциональному применению. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки, в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки, глаза. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дощкольников.

    Фиолетовый лес представляет собой сказочную поляну, на которой есть своя область и свой герой. А также здесь дети знакомятся с временами года и их последовательностью, закрепляют представления о частях суток, учатся замечать и объяснять происходящие в природе сезонные и суточные изменения. Формируют представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие – в озерах, третьи на - лугу).

     Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи: совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; раскладывать по 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, конусе, призме, пирамиде. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости.

       Развивающие игры, такие как «Двусторонний квадрат» и «Прозрачный квадрат» развивают умения складывать предметные формы по схемам и собственному замыслу или описанию взрослого, придумывают новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия. 

В нашей группе Коврограф, Фиолетовый лес и развивающие игры Воскобовича часто используются как часть занятия. Очень часто мы используем физминутки, с героями, придуманными В. Воскобовичем. Для побуждения ребенка к занятиям по "Развивающим Играм Воскобовича" достаточно организовать один раз объяснение правил и задач. 

Наилучший результат в развитии и образовании детей даёт использование технологии «Сказочные лабиринты игры» в разделах образовательной программы, направленных на развитие познавательных способностей, математических представлений, экологическое воспитание, ознакомление с предметным миром и конструирование. Дети с удовольствием играют, и мы решили, что будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми.

Приложение

ФИЗМИНУТКИ

  1. Гусь отважный капитан     (шагают на месте)

   Он всегда и тут и там.       (поворот вправо, влево)

   Ну а с ним подружки        (приседают)

   Зелёные лягушки.            (прыгают)

   Плавают, ныряют            (имитация плавания, наклон)

   Всех нас удивляют.           (руки в стороны)

  1. Как на нашем на лугу         (дети сидят на корточках)

Выросли цветы.               (встают)

Там цветок и там цветок      (правую руку в сторону, левую руку в сторону)

Удивились мы.                (показывают руками удивление)

Пчёлка Жужа прилетела       (взмахи руками)

На цветок красивый села.      (присесть)

Собрала скорей нектар         (показывают сбор нектара)

Полетела в гости к вам.         (встают и «летят»)

  1. По дорожке чок – чок           (шагают по кругу)

Шёл внучок – паучок.          

На дорожке сделал круг         (встали в круг)

Большой паук Юк.      

Вправо – шаг, влево – шаг       (шагают вправо, влево)

Все мы делаем вот – так.

В середину все пойдём          (идут все в середину)

И назад все отойдём.            (отходят назад)

Вправо – шаг, влево – шаг      (шагают вправо, влево)

Все мы делаем вот – так.

Только Фифа всё стояла         (стоят, руки на поясе)

Головой она кивала.              (кивают головой вперёд, назад)

Раз – два, раз – два

Заболела голова.

Пчёлка Жужа прилетела          (взмахи руками)

И всем телом повертела.          (покружились)

Сели дружно мы в кружок        (сели)

Помахал нам Лопушок.           (помахали рукой)

С Лопушком мы распрощались   (встали)

В детский садик возвращались.   (ходьба по кругу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Экзамен для водителя» (старшая группа) по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, уметь работать в команде. Задачи: §     Знать виды транспорта и его части, отличительные особенности, названия профессий, свя...

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»

Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...

Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...

Сообщение из опыта работы " Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» "

Игра -  это  не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобрет...