"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
план-конспект занятия ( группа) на тему

Юрченко Галина Николаевна

Мастер-класс с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx198.71 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П.Павлов

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

2. Практическая часть.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

• Пальчиковая гимнастика

• Физкультминутки.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

   Самомассаж с прищепками: прищепкой, на ударные слоги стиха, поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. У вас на столе лежат прищепки, каждый возьмите по прищепке и начинаем. После 1-го двустишия – смена рук.

  • Кусается сильно котёнок – глупыш,
  • Он думает: это не палец, а мышь.
  • Но я же играю с тобою, малыш!
  • А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!»

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, игы- шнуровки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

А теперь возьмите орех. Орехи я использую для катания между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют  интенсивному развитию движений пальцев рук.  

Еще я использую счетные палочки . Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику. У вас на столе стоят счетные палочки, сейчас мы выполним упражнение «Грибок».

Картотека заданий и упражнений со счетными палочками

Также я использую «Игры с прищепками».  Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Я приглашаю одного педагога. Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре вы должны прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило.

С помощью фасоли и гороха мы выкладываем предложенные по схеме дорожки, затем можно попросить придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Я вам тоже предлагаю выложить дорожки из фасоли и гороха.

Развитие мелкой моторики. Игры с фасолью и горохом.

Математический планшет Геометрик прост в использовании и очень функционален. С помощью доски с кнопочками и резиночек ваш ребенок сможет самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Уникальная методика "рисования резиночками" даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, а так же поспособствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость. Игра способствует развитию логики и мелкой моторики. Я приглашаю одного педагога.

Можно подобрать загадки и предложить сделать схемы-отгадки, которые будем рисовать на планшете. Например, такая загадка:

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды).

   Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек.

Застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.

   Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

  Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей.

Например: «У Мити был День рождения. Ему подарили много игрушек. А какие игрушки, ты узнаешь, если сумеешь отгадать загадки». Попросите ребенка ниточкой «нарисовать» отгадки. 
Задание для детей четырехлетнего возраста:
 
Его бьют, а он не плачет, 
Только выше, выше скачет. ( Мяч)

Возьми за палочку, дружок, 
И подними вот так ... (флажок).

Твой хвостик я в руке держал. 
Ты полетел, я побежал. (Шарик)

В старшей  и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики,  я использую графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...