Как жили раньше на Руси
учебно-методический материал ( группа) на тему

           План – конспект

          тематического мероприятия (НОД)

          по патриотическому  воспитанию в                                                                                                                          подготовительной       группе « ПЧЁЛКИ »

        «   КАК  ЖИЛИ  ЛЮДИ  НА  РУСИ »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_ranshe_na_rusi.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                                  учреждение детский сад №21 д. Лосня .  

             

                       План – конспект

          тематического мероприятия (НОД)

          по патриотическому  воспитанию в                                                                                                                          подготовительной       группе « ПЧЁЛКИ »

        «   КАК  ЖИЛИ  ЛЮДИ  НА  РУСИ »

                            Воспитатели : Саттарова А.М.

                                                     Шестункина Л.А.

                             2014 г.

 Зал убран в старинном стиле: макет деревянного дома, плетень, белоствольная берёзка, на стене макет мельницы, солнца, стаи улетающих птиц.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»

Воспитатель за руку заводит детей в зал.

В:  Ребята, мы  с  вами живём в  стране, у  которой  удивительное  красивое  имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди. Но Россия -  единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина!  Значит родная, как мать и отец.   Давайте подойдём к карте. Посмотрите, какая она - наша Родина.

Д:  Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса. Россия самая большая страна в мире.

В: А всегда ли наша Родина была такая?

Д: Она была меньше,  здесь жило мало людей.

В: Ребята,  сегодня   мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Д: Это люди, которые жили много-много лет назад.

В: Правильно, наши предки называли себя славянами,  от них и  ведёт  начало русский народ. Сейчас я хочу познакомить вас с тем,  как  зарождалась  наша Русь, как развивались  на Руси ремесла, письменность, быт.

Для этого  предлагаю отправиться в далёкое прошлое, к нашим предкам.

А  для  этого у нас есть « машина времени»,  садитесь в « машину времени» (дети садятся в макет « машины времени» и под музыку « летят в прошлое ») - полетели.

В:  Вот мы и добрались в прошлое, к нашим предкам. Селились славяне по берегам рек, озер, рядом с лесом.  Они очень ответственно относились к выбору места. Что для них было  главным?

Д: Они выбирали ровное место на пригорке, чтобы  вода не затопила жилище. Нужна была плодородная земля, чтобы сеять хлеб; река богатая рыбой; нужны были  щедрые леса (дети ставят отдельные фрагменты картинок -  пазлов  в виде карты)

В: Жили славяне племенами, несколько семей объединялись вместе и назывались они по – разному.  Те,  которые жили на  полях,  как назывались?

Д: Поляне,  (ребёнок ставит конусного человечка на  соответствующий - пазл)

В: Кто жил в лесу, среди деревьев?

Д:  Древляне,  (ребёнок ставит человечка с топором на соответствующий пазл)

В: Рыболовством  занимались люди,  какого племени?

Д:  Северяне, да,  они жили на севере, (ребёнок ставит человечка с рыбой на соответствующий пазл)

В:  А где ещё могли жить люди?

Д:  В горах.

В:  Да, это племя называли себя кривичами,  они быстро бегали, метко стреляли  и при стрельбе кривили, щурили один глаз, (ребёнок ставит человечка с луком на соответствующий пазл)

В:  Было ещё племя дреговичи, где жили эти люди?

Д:  Дреговичи – это племя, которое жило на болотах, (ребёнок берёт человечка с лукошком и ставит его  на соответствующий пазл)

В: Каждое племя огораживало своё поселение валом,  рвом. Называлось такое поселение – городище. Но тяжело было славянам жить разрознено, и давать отпор « врагам» и решили они объединиться.

(под музыку дети соединяют картинки -  пазлы с человечками в единое « государство» и сами становятся вокруг)

В:  Так более 1000 лет назад  образовалось русское государство -  Русь.

Было оно вначале маленькое, но для предков славян, это была Родина.

Давайте сложим нашу древнюю карту и пойдём в деревню к людям, (дети с помощью полосок «крепостной стены» огораживают все пазлы в единое «государство») и идут в деревенский домик.

В:  Ребята, посмотрите мы с вами стоим перед жилищем наших далёких предков, ( звучит музыка  и открывается окошко, ( где появляется Хозяюшка)

Х:  В доме расписном  я живу,

К себе  в избу всех гостей приглашу.

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждём.

Здравствуйте, гости дорогие!

Д: Здравствуйте, хозяюшка. Мы пришли из далёкого будущего на вашу жизнь посмотреть, да себя показать.

Х:  Ну, что ж, расскажу я вам о нашем « житье – бытье » Посмотрите,  рядом с входом в дом лежит клубок, у ваших предков был такой обычай:

На новоселье хозяин дома « втягивал» за нить всех домочадцев, давайте, и мы  последуем этому обычаю (хозяйка разматывает клубок, дети держатся за верёвочку, хозяйка наматывает клубок, обходя дом, дети идут за ней).

   Ваши предки были очень гостеприимными людьми и дверь в доме была открыта для всех гостей, а на столе всегда стояла какая- нибудь еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе:

«Чёрная гора, а всем мила?» Д:  (хлеб)

 Х:  Вырастить хлеб - большой труд. Пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко, насыпал туда зерно, шел по вспаханному полю и разбрасывал зерна в стороны.

Х:  Ребята,  а вы знаете пословицы о хлебе?

Д:  Хлеб - всему голова!

Д:  Хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается!

Д:  Нет хлеба -  нет обеда!

Д:  Хлеб - батюшка, водица-матушка!

Д:  Покуда есть хлеб, да вода, всё не беда!

В:  Что  пожнёшь, то  и  смолотишь!

 Что  смолотишь, то  и  смелешь!

  Что  смелешь,  то  и  съешь!

  Будет  хлеб - будет  и праздник!

  Х:  Ну-ка,  девицы - красавицы помогите урожай собрать.

(Девочки в ярких сарафанах исполняют танец с хлебными колосками)

 Х:  Ох, и, слава Богу!

Что жито пожали

И в копны поклали.

На гумне стогами,

А в клетки закромами,

А в печи пирогами.

Пойду вам испеку каравай, а вы тут поиграйте.

 (Хозяйка уходит в дом)

В: Славяне занимались не только хлебопашеством, они были хорошими  охотниками и рыболовами. Вот и мы сейчас станем рыболовами.

Игра « Поймай рыбку »(дети делятся на два «племени»  и соревнуются в ловле рыбы – собирают в ведро пластиковых рыбок на магнитиках) Выходит хозяйка.

Х: Пока мои пироги в печи, хочу рассказать, какие у славян были игрушки. Когда в семье появлялся малыш, его мама делала  ему куклу -  берегиню  и укладывала в колыбельку.

Кукла - дрёма оберегала  спокойный сон и здоровье малыша. Посмотрите, из чего сделана  берегиня?

Д: Из ткани.

Х:  Правильно, но  из ткани делали не только берегинь,  но и кукол  для игры. Вспомните, из чего еще делали игрушки?  

Д: из дерева, глины и соломы.

Х: Правильно. В куклу могло превратиться простое полено, и даже деревянная ложка.

В: А  в наше время ложки научились расписывать и даже на них играть. Покажем,  как мы умеем на ложках играть.

 Музыкальный номер  « Игра на ложках»  

В:  Ребята пока мы играли,  я получила  древнее письмо, давайте его посмотрим. Ой, да ведь это предметное письмо. Давайте разложим все предметы и догадаемся, что же здесь написано. Как вы думаете?

(раскладываем предмет =лодка, рыбка, удочка= дети предлагают вариант ).

1.  Я поплыл на лодке ловить рыбу.

2.  Я поймал  рыбу, приезжай на лодке .

В:  Вы видите, что понять предметное письмо можно по- разному. Поэтому предметное письмо было неудобно в применении.

Х:  Дети было еще узелковое письмо (показывает), каждая ленточка указывала предмет, а узелки - количество предметов.

 В: Дети, народная мудрость гласи, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Как назывались наши предки - защитники земли русской?

Д: Богатыри.

В: А откуда вы знаете о богатырях?

Д:  Мы слушали былины, смотрели мультфильмы.

В: Скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Д:  Храбрость. Сила. Мудрость. Смелость. Находчивость. Любовь к Родине.

В:  Да, Родина  спокойна, когда у неё такие защитники. Давайте вспомним слова, которые нам понравились о русских богатырях. (Ребёнок читает стих.)

Ой, вы, гой еси, богатыри русские !

Ай, седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон Вам от Руси и во веки веков!

(Дети танцуют танец богатырей)

В: Ну, что ж, а нам пора покидать этот гостеприимный дом и  возвращаться  в детский сад.

Х: А в дорогу вам гостинец, примите гости дорогие ароматный каравай и игрушки-берегини (дарит соломенную куколку)

Ребёнок читает стих.

Родина моя – бескрайняя  Россия,

И Сибирь, и Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

 Где бы ты в России не бывал.

Каждая берёзка, кустик каждый.

Задремавшие в снегу поля,

Всё напоминает нам о самом  важном,

Только здесь родимая земля!

(Выходят все дети , поют песню «Уголок России»)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Как жили люди на Руси.

Как жили люди на Руси....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Конспект НОД "Как раньше на Руси жили"

Конспект НОД "Как раньше на Руси жили"...

Как жили раньше.

Образовательная область «Речевое развитие»...

Проект в подготовительной группы компенсирующей направленности «Как жили раньше на Руси».

Предлагаем Вашему вниманию разработку проекта "Как жили раньше на Руси". Проект направлен на формирование и воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным тради...