Проект в подготовительной группы компенсирующей направленности «Как жили раньше на Руси».
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Табанькова Олеся Александровна

Предлагаем Вашему вниманию разработку проекта "Как жили раньше на Руси". Проект направлен на формирование и воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. 

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s19.09.22-09.10.22_kak_zhili_ranshe_na_rusi.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа « Сертоловский центр образование №2»» Дошкольное отделение.

МОБУ СОШ «Сертоловский ЦО №2» Дошкольное отделение.

Проект:  «Как жили раньше на Руси»

Подготовительной  группы  №12/18 компенсирующей направленности.  

Сроки реализации   19.09.22-09.10.22

Подготовили: Табанькова О.А., Левченко И.Н.,

Володина Е.А., Аврамова С.П.,  

Бабенко О.В., Медведева Е.И.

Г. Сертолово 2022г

Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Выводы

1. Введение.

Предлагаем Вашему вниманию разработку проекта "Как жили раньше на Руси". Проект направлен на формирование и воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

2. Актуальность проекта.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

  Как жили люди на Руси? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

  Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо знать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Как жили раньше на Руси».

  Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.

Вид проекта: творческий, долгосрочный.

Цель проекта: Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи проекта: 

Образовательные:

• познакомить детей с предметами русского быта;

• познакомить детей с традицией русского гостеприимства;

• познакомить детей с народными праздниками;

•учить детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;

• учить детей различать и знать народное искусство, как основу национальной культуры русского народа.

Развивающие:

• развитие интереса у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;

•развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора

Воспитательные:

•формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств и воспитание высокой духовности через приобщение детей к народной культуре;

•воспитывать культуру общения, навыки этикетного поведения;

•воспитывать интерес к малым фольклорным формам;

• воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.

Методы проекта:

Словесные:

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихов, потешек, прибауток ;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- беседа с детьми;

- беседа с родителями.

Наглядные:

- рассматривание иллюстраций, картинок

Практические:

- создание развивающей среды;

- создание условий для познавательного развития

Продукт:

  1. Тематические выставки;
  2. Создана развивающая предметно-пространственная среда;
  3. Совместная экскурсия в Этнографический музей «Русская Изба»;
  4. Музыкальное развлечение с родителями «Русская Ярмарка».

Ожидаемые результаты:

•Расширились представления детей об окружающем мире.

•Обогатились представлений детей о традициях и культуре русского народа.

•Повысился уровень нравственно-патриотических чувств воспитанников.

•Понимание знания народных тряпичных кукол, правил народных игр, умение в них играть.

•Повысилась активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.

  1. Аннотация проекта.

Участники: дети подготовительной группы, родители.

В соответствии с ФГОС ДО построение проекта опирается на

принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

 - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

 - решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Пути решения проекта:

• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

• учесть требования и мнения всех участников создаваемого проекта;

• разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретной организации;

• оценить риски реализации проекта.

  1. Этапы реализации проекта программы.

Реализация проекта рассчитана на 3 недели: с «19» сентября 2022г. по «09» октября 2022г.

  1. Подготовительный этап.

Цель: самосовершенствование по данной теме.

  1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического  материала  по теме проекта;
  2. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
  3. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

4. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного  материала и необходимой литературы;

5. Обогащение предметно-развивающей среды в группе;

6. Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по  данной теме;

7. Постановка  цели  и  задач  проекта  «Как жили раньше на Руси »

8. Составление плана работы с детьми по проекту «Как жили раньше на Руси»;

9. Групповое  родительское  собрание  с  целью  информирования родителей  о  реализации  проекта  «Как жили раньше на Руси».

  1. Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Реализация плана проекта.

Каждая неделя реализации проекта имела свое тематическое название, проводились мероприятия, связанные единой целью.

В исследовательский поиск вовлекалась вся группа детей и их родители. Задача была  - собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщить ее.

  1. Заключительный этап.

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив

Оценка результатов и отчетность

  1. План мероприятий.

Первая неделя с 19.09.2022 по 23.09.2022.

Тема «Русская народная игрушка».

Работа с детьми:

  1. Беседа «Игрушки наших бабушек и дедушек».

Задачи: познакомить детей со старинными русско народными игрушками.

  1. Конструирование обрядовых кукол из ткани. Куклы «Неразлучники» — символ дружной семьи

Задачи: Вызвать интерес к конструированию парной куклы «Неразлучники» как символ дружной семьи. Приобщать к традициям и ценностям народной культуры. Воспитывать интерес к народной культуре.

  1. Лепка «Дымковкая игрушка» по выбору детей.

Задачи: учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого. Воспитывать у детей интерес к дымковской игрушке.

  1. Чтение сказки М. Евсеева «Как жили на Руси. Куделино Лето»
  2. Русская народная игра «Горшочки»

Задачи: приобщать детей к русской национальной культуре, прививать любовь к русскому народному фольклору, учить играть в народные игры.

  1. Рисование пластилином «Матрёшка – символ страны».

Задачи: воспитывать нравственно-патриотические чувства, посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством –  русскими  матрешками.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Важность русской народной игрушки в жизни ребенка».
  2. Консультация для родителей «Знакомство детей с дымковской игрушкой».
  3. Папка передвижка «Русско народные игры».
  4. Папка-передвижка «Матрешка - самая известная русская игрушка».

Совершенствование предметно-развивающей среды:

  1. Мини музей «Дымковская игрушка», «Матрёшка – символ страны».
  2. Выставка в уголке художественная литература: русские народные сказки, потешки, прибаутки, загадки.
  3. Картотека народных подвижных игр.

Вторая неделя С 26.09.2022 по 30.09.2022

Тема «Русский народный костюм».

Работа с детьми:

  1. Беседа «Как одевались люди на Руси».

Задачи: познакомить детей с историей русского народного костюма, с особенностями его внешнего вида. Обогащать словарь детей словами: кокошник, понёва, передник, душегрея, косоворотка.

  1. Рисование «Девица и Молодец» в русско-народном костюме.

Задачи: обобщать и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

  1. Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Аленький цветочек»

Задачи: продолжать знакомить детей с разнообразными одеждами русских людей прошлых веков.

  1. Русская народная игра «Золотые ворота».

Задачи: развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; развивать умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

  1. Аппликация «Расписной платок для бабушки».

Задачи: познакомить с историей производства платков. Учить детей использовать платок, как аксессуар одежды. Формировать интерес к оформлению платков и расширять представления детей о городе Павловский Посад и платках.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Как одевались на Руси. Народный костюм».
  2. Папка – передвижка «Как приобщить детей к русской культуре».
  3. Консультация для родителей «Подвижные русские народные игры на улице».
  4. Папка-передвижка «Русский праздничный народный костюм».

Совершенствование предметно-развивающей среды:

  1. Иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой.
  2. Выставка «Русских народных платков».
  3. Лэпбук «Как жили люди на Руси».

Третья неделя с 3.10.2022 по 07.10.2022

Тема « Быт русского народа», «Русская Ярмарка»

Работа с детьми:

  1. Беседа «Быт русской избы».

Задачи: продолжить знакомить детей с традициями русского народа. Продолжить знакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

  1. Русская народная игра «Ручеёк».

Задачи: способствовать обучению в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

  1. Чтение сказки М. Евсеева «Как жили на Руси. Осенние хлопоты

кудели»

  1. Совместная экскурсия в Этнографический музей «Русская Изба». (09.10.2022)

Задачи: познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старины. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.

     5.        Беседа «Весёлая ярмарка».

Задачи: продолжать приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

     6.        Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка».

Задачи: формировать систему знаний о русской народной традиции,

проведения ярмарочного гуляния.

     7.        Музыкальное развлечение с родителями «Русская Ярмарка».

Задачи: расширять знания о русской ярмарке. Приобщение к музыкальному искусству. Прививать любовь к народному культурному наследию.

5.        Интервью у детей о проекте «Как жили раньше на Руси».

6.        Чтение потешек, прибауток, разгадывание загадок по теме проекта.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».
  2. Предложить родителям принести экспонаты для мини-музея «Русский быт».
  3. Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего».
  4. Консультация для родителей «Как сделать поход в музей приятным и полезным, как вести себя в музее».
  5. Консультация для родителей «Что такое Ярмарка».
  6. Интервью у родителей о проекте «Как жили раньше на Руси».

Совершенствование предметно-развивающей среды:

  1. Макет «Русская изба».
  2. Наглядно – демонстративное пособие, изделия с городецкой росписью, схема последовательности росписи доски городецким узором.
  3. Выставка предметов народно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, образцы ложек.
  4. Мини - выставка предметов домашнего быта на Руси.
  5. Плакаты, иллюстрации «Как проходила Ярмарка на Руси».
  6. Выставка продуктивной деятельности детей и родителей на протяжение всего проекта.

  1. Выводы.

Все запланированные мероприятия прошли плодотворно, с пользой для детей, а главное с огромным желанием.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной.

Воспитание подрастающего поколения на исторических и культурных  традициях способствует расширению кругозора, любви к Родине, родному краю.  Организация  заданий с целью применения детьми полученных знаний становится предпосылкой их устойчивого интереса к народной истории и культуре, уважение к его традициям способствует лучшему пониманию его необходимости и ценности.

         Реализация данного педагогического проекта по приобщению к русской народной культуре воспитывает общечеловеческие нравственные ценности. В век разносторонней информации нелегко убедить ребенка в необходимости быть добрым. Но если в нем зародилась искорка любви, уважения к ближнему, значит, такая работа не напрасна и обязательно принесет свои плоды.

Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-развивающей среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством   уровень творческих способностей детей значительно вырос.

Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, тема  - расширение  представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа  в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.

Считаем, что все цели и задачи, поставленные в нашем проекте, выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в группах компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и ТНР "Моя мама лучше всех"

—Проект направлен на углубление знаний детей о женских профессиях, о роли мамы в их жизни; на развитие интереса ребёнка к своим близким; на воспитание доброго и заботливого отношения к маме.— ...

Как жили раньше на Руси

         План – конспект          тематического мероприятия (НОД)          по ...

Проект в группе компенсирующей направленности на тему: «КОСМОС».

Создание условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, любознательности, развитию умственных способностей. Привлечение внимания детей к космическим достижениям нашей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Городецкая роспись»

Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека. Народное искусство образно, красочно, оригина...

Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет. Тема : «Народные промыслы России».

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТАФормирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.ЗАДАЧИ   ПРОЕКТА1. Познакомить детей...

Творческий проект в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет Тема:«Хорошо рядом с мамой»

ТИП    ПРОЕКТАПо предметно-содержательной  деятельности -  познавательно - речевой.По числу участников проекта – групповой.По времени проведения -  краткосрочный (1...

Проект группы «Б» компенсирующей направленности с детьми от 5 до 6 лет с ТНР «Осень в родном краю»

Проект группы «Б» компенсирующей направленности с детьми от 5 до 6 лет с ТНР «Осень в родном краю»...