Консультация для родителей УЧАСТИЕ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
консультация ( группа) на тему

Богданова Наталья Анатольевна

Основные закономерности речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_reditelyam_po_rechi_moya_avtorskaya.docx217.21 КБ

Предварительный просмотр:

http://madou61logo.ucoz.ru/_si/1/67488732.jpg Консультация для родителей

УЧАСТИЕ СЕМЬИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Первый свой опыт общения ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими его значимыми близкими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.                                                                          

Если же сензитивный период упущен, то возможны проблемы не только с устной речью, но и с письменной. И насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.  У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности, замкнутость, робость.  У родителей таких детей  часто  высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что  дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это может быть связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть.

Факторы успешного речевого развития

  •  Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения
  • • Создавать условия для общения с другими детьми
  • • Речь взрослого — пример для подражания
  • • Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка
  • • Совместные игры взрослого и ребенка
  • • Чтение художественной литературы, разучивание стихов
  • • Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему»
  • • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев

Обращение к специалистам необходимо в следующих случаях:

  • Если ребенок в 1-2 мес. не улыбается в ответ на улыбку близких взрослых,
  • если в полгода он не понимает обращенную речь;
  • если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов;
  • если ребенок 3-4 года говорит много, но так невнятно, что понять его может только мать;
  • если в 3-4 года ребенок не произносит некоторых звуков, заменяет одни звуки другими,
  • если во время произношения язык находится между зубами и губами;
  • если во время разговора ребенок вздрагивает, «спотыкается» на согласных звуках или слишком сильно растягивает гласные;
  • если нарушен ритм и темп речи (говорит захлебываясь, очень быстро или, наоборот, говорит неестественно медленно);
  • если ребенок говорит не на выдохе, а на вдохе;
  • если возникает ощущение, что у ребенка во рту «каша» и часто течет слюна;
  • если ребенок выполняет просьбу показать язык, но не может удержать его, так как язык сильно отклоняется в одну сторону.

http://solnyshko-sd.ru/uploads/posts/2015-09/1442841450_1347956591_risunok1.jpg Как помочь ребенку:

  • Прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку.
  • Индивидуально подходите к ребенку, понимая, что он развивается со своей скоростью;
  • Он должен чувствовать, что ваши совместные развивающие занятия — это не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть.
  • Поощряйте малейшие успехи ребенка и будьте терпеливы при неудачах.
  • Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой этот звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы -  пишем и читаем.
  • Если ребенок не может правильно произнести тот или иной звук, обратитесь к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Помните: часто это очень сложная и трудоемкая для ребенка работа. Не требуйте, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.
  • Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Уделяйте большое внимание двигательной активности ребенка и особенно развитию тонких движений пальцев рук. Развитие пальчиков напрямую связано с развитием речи.

Почему заговорить бывает трудно

В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого – растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее?

Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов.

Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи  не могут заменить общения родителей со своими детьми!

РОДИТЕЛИ ПОМНИТЕ: Только Ваше непосредственное воздействие  и участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить его нормальное речевое развитие!!!

Педагог-психолог: Богданова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет"

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье....

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"

Консультация для родителей "Роль семьи в речевом развитии ребенка"...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка»

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, котор...

Консультация для родителей "Значение семьи в речевом развитии ребенка"

В современном мире проблема развития речи является одной из актуальных.  И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.Речь ребенка из...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4 - 5 лет »

Язык представляет собой грандиозную по своей сложности систему средств, предназначенных для общения и выработанных человечеством в ходе исторического развития. Поэтому овладение родным языком является...