Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов «Занятия со старшими дошкольниками по формированию творческого (дивергентного) мышления»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Макухина Елена Геннадьевна

Представленные материалы будут полезны всем, кто ведет занятия для старших дошкольников в группах детского сада, в любых развивающих центрах и т.п. Умение мыслить творчески, видеть несколько решений одного задания очень важно для современного человека. Невозможно отделить творческое мышление от других его типов, поэтому данные упражнения будут направлены и на развитие общего уровня мышления. Так же, приведенные упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения и сплочения детской группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_myshlenie.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Макухина Е.Г.,

педагог-психолог ЦПМСС

Красносельского района СПб

Методическая разработка для воспитателей и педагогов-психологов

«Занятия со старшими дошкольниками

по формированию творческого (дивергентного) мышления»

Занятия направлены на:

1) развитие творческих способностей, предпосылок к дивергентному мышлению, любознательности и положительной учебной мотивации;

2) тренировку памяти, внимания и наблюдательности;

3) развитие сознательной регуляции собственного поведения;

4) развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Форма занятий выбрана с учетом психологических основ организации процесса обучения детей старшего дошкольного возраста. Предполагается  сочетание групповой и самостоятельной работы, в основном используются такие методы, как игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные); игры – драматизации; проектирование и анализ данных ситуаций; дидактические игры и упражнения.

.

Структура занятий. 

Структура занятия

Содержание этапа

Время

(в минутах)

1

Вводный этап

Этап направлен на включение в работу, постановку целей и задач, снятие эмоционального напряжения. Возможно использование некоего приветственного ритуала для каждой конкретной группы или небольшой скоростной разминки на выполнение каких-либо движений, припоминаний слов, реплик определенной тематики

5

2

Основная часть

Направленная на формирование, актуализацию и развитие творческих способностей

15-20

3

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Прощальный ритуал

5

Итого

25-30

Варианты приветственных ритуалов (дети с ведущим стоят в кругу):

  • Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

  • Игра "Встаньте все, кто…"

Воспитатель. Встаньте все, кто любит бегать, радуется хорошей погоде, имеет сестру, любит дарить цветы и т.д.

  • Игра "Повтори движение"

Дети стоят в кругу, психолог предлагает проверить, умеют ли ребята быть одним целым. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

  • Игра «Привет»

Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Привет, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Привет, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.

  • Игра «Выполни задание»

Психолог говорит: «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте   сыграем в игру.

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других

  • Игра « Сигнал».

Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог- психолог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока « сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже  повторяется в другую сторону.

Когда дети усвоят эту игру можно усложнить:

- передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза;

 -передавать «сигнал», состоящий из нескольких нажимов руки (от2 до 5 в зависимости от возраста детей)

Упражнения для основной части занятия, направленные на развитие творческих способностей и дивергентного мышления:

  • Кто может издавать такой звук? Прослушивается звук – скрип снега, шум дождя, звон бубенчика, звук подбирать неоднозначный и необычный;
  • На что  похоже то, что у тебя в руках – задание «мешочек» (в непрозрачный тканевый мешочек положить около 20-30-ти маленьких предметов – дети просовывают руку в мешочек и пытаются отгадать тот предмет, который они нащупали);
  • «Волшебная банка». Закройте глаза и представьте себе 3-х литровую банку. А теперь подумайте, что можно положить в банку начинающееся на букву «М», «П», «Б»;
  • Давайте вспомним, какие есть слова на букву «Р»;
  • При помощи чего можно перемещаться в пространстве? 1) Вспомните как можно больше предметов. 2) Покажите как можно больше способов передвижения: перейди комнату разными способами, повторяться нельзя;
  • Как может звучать ветер, собака, дерево? Надо постараться назвать как можно больше типов звучаний;
  • «Крокодил» со сказочными персонажами и характерами. Правила: участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово (сказочного персонажа) и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше;
  • Нарисовать музыку (звучит вальс «Голубой Дунай», которую дети потом зарисовывают);
  • «Веселые дети». Работа с двумя картинками, с изображениями детей: перечислить как можно больше причин хорошего настроения детей;
  • Что может говорить один человек другому? (работа с 10-тью фотографиями, показывающими различные жизненные ситуации);
  • Поздороваться, как если бы ты был президентом, тигром, военным, поваром, учителем, попугаем, собакой, кошкой, кактусом, березой, волшебником, пожилым человеком, учителем, пиратом, немым, пингвином, осьминогом, начальником, А.С. Пушкиным;
  • «Совешник». Вспомни героев истории про Винни–Пуха;
    СОВЕШНИК – так назвала свой новый домик Сова, а как еще можно назвать ее дом?
    Придумай занимательные названия домикам для страуса, бегемота, 
    черепахи, пеликана, кенгуру, павлина, суслика. А теперь нарисуй домик для животного, какое больше всего нравится;
  • Ответьте с детьми на вопросы:

-  Что делать, если нужно узнать погоду на улице, не выходя из дома?

- Вам нужно срочно нарисовать рисунок, но нет красок, кистей, карандашей, ручек, фломастеров. Что ещё и как можно использовать, чтобы выполнить рисунок?

  • На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? сделай свой рисунок;
  • «Чудо – стул». Задание проигрывается с детьми. Каждый ребенок по очереди придумывает, как можно использовать стул в игре не по прямому назначению и, не говоря ни слова, показывает это остальным, которые должны отгадать, что он имел в виду. Например: стул можно представить в виде тележки в супермаркете (заполняя по ходу ее товарами с полок), или, взобравшить ногами на сидение, начать с «вершины горы» обозревать окрестности, или, надев перевернутый вверх ножками стул на голову, важно шествовать, придерживая «корону» и раскланиваться с придворными;
  • «Человек – цифра». Преподаватель называет цифры от одного до девяти. Задача детей – показать эти цифры с помощью своего тела. Двухзначные цифры показываются в парах. Трехзначные – тремя детьми и т.п. Последняя цифра содержит столько знаков, сколько детей в группе;
  • Нарисуй волшебный лес, волшебную страну;
  • «Придумай окончание истории». Ребятам читается история. Им надо  придумать, чем история закончится.

Истории: 1) в семье львов родился Львенок. Папа с мамой его очень любили и старательно оберегали от всех забот, трудностей и опасностей. Они продолжали это делать и тогда, когда Львенок вырос и превратился в Льва…..

2) Отправился Иван Царевич вызволять из плена свою возлюбленную Василису, похищенную Змеем Горынычем. И увидел он высоченную башню без дверей. А у подножия башни сидел….

3) Жил-был Футбольный Мяч. У него была необычная жизнь: в отличие от других его знакомых, он оказывался полезен только тогда, когда его начинали бить. Да еще ногами. В конце концов такая ситуация его возмутила….

4) У одного Короля было три дочери. Старшие дочери были красивы, удачливы и любимы отцом. А младшая не слыла красавицей, и в делах ей не везло. Отец не уделял ей внимания, и она чувствовала себя очень одинокой. И вот однажды….

5) Один Юный Волшебник любил проказничать и совершать разные чудеса без разрешения взрослых. Тогда его мама-волшебница взяла свою волшебную палочку и сделала его стеклянным. Теперь благодаря его прозрачности она всегда могла видеть, что он задумал….

6) Попал Иванушка в плен к Злому Волшебнику. И говорит тот Иванушке: «Выбирай: либо ты десять лет будешь в моем услужении станешь выполнять все, что я ни повелю, либо я превращу тебя в капкан, куда будут попадаться звери лесные…

7) Как-то Аленушке Злая Колдунья (которую та считала доброй) подарила волшебное кольцо, способное выполнять любые желания. Аленушка обрадовалась – ведь она не знала, что кольцо исполняет желания с точностью до наоборот: например, пожелаешь здоровья – и сразу заболеешь…

8) Отправилась как-то Машенька в лес по ягоды и повстречала там удивительного старика, который подарил ей маленькое и с виду ничем не примечательное зеркальце. Взглянула она в зеркальце…

9) Брел странствующий Принц по какой-то дальней стране и зашел в деревню с очень странным названием – Большие Враки. Никак не ожидал он, что….

  • «Кляксы». Раздать детям альбомные листы. На одной половине листа поставьте с детьми краской (одного или нескольких цветов) пятно. Сложите лист пополам, пока краски не высохли, и тут же разогните. Рассмотрите изображения, которые получились у детей. Попросите детей придумать, на что похожи получившиеся пятна;
  • «Какое неожиданное чудо!». Детям предлагается ряд вопросов для совместного рассуждения: что могло бы быть, если….

1) Если бы люди научились лазать по деревьям как кошки.

2) Если бы коровы научились говорить как люди.

3) Если бы сны можно было записывать на видеокамеру и показывать по телевизору.

4) Если бы дождь шел вверх.

5) Если бы из водопровода лился сок.

6) Если исчез вкус сладкого.

7) Если бы людям не нужно было спать.

8) Если бы всегда был день.

9) Если бы все жидкое вдруг застыло и стало твердым.

10) Если бы не было мыла.

11) Если бы вдруг исчезли все дома.

12) Если бы после лета вдруг начиналась зима, а осени бы не было.

13) Если бы полетели жить на другую планету.

14) Если бы динозавры ожили.

15) Если бы рыбы научились летать.

16) Если бы солнце было зеленое.

17) Если бы собаки дружили с кошками.

18) Если бы лягушки ловили мышей.

19) Если бы кони научились запрыгивать на облака.

20) Если бы все полы во всех домах стали скользкими.

  • «Закорючки». Это задание похоже на упражнение «Кляксы». Детям предлагается понять, на что похожи нарисованные закорючки. Дорисовать их до целых образов.

  • «Дорисуй овалы». Задание похожее на предыдущее, только тут предлагается дорисовать овалы до целых образов:

  • «Придумай фантастический дом». Детям предлагается придумать и нарисовать новый дом по некоему предлагаемому условию:

1) У тетушки – улитки сломался ее домик – раковинка. Его нужно починить. Придумай для улитки домик, в котором она сможет пожить, пока чинится ее раковинка.

2) Подумай, в каких домиках живут марсиане.

3) А те, кто обитают на Луне или на Солнце?

4) В каком доме сможет жить заколдованная Царевна – Лягушка?

5) Какой домик у русалки?

6) Придумай, в каком домике мог бы жить пудель Артемон.

7) Придумай домик, в котором будут жить одни дети.

8) Нарисуй дом, в котором смогли бы удобно жить и Мальчик-с-пальчик и Великан.

9) Нарисуй дом, в котором живет человек, который очень любит читать книги. И читает их всегда и везде.

10) Нарисуй дом для зайчика, который очень любит морковку и хочет, чтобы ее было много.

Варианты прощальных ритуалов:

  • Игра «Тепло рук и сердец»

Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.

  • Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

  • Игра « Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

  • Речевка

Все мы дружные ребята

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Источники: 1) Машталь О.Ю. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. 300 заданий и упражнений на CD. – СПб: Наука и техника, 2012. – 320 с.

2) http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/03/ritualy-nachala-i-okonchaniya-zanyatiya - статья Рыбьяковой Минзили Фаритовны «Ритуалы начала и окончания занятия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интерактивной игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий"

Методическая разработка игры-презентации по развитию речи с использованием приемов формирования дивергентного мышления "Путешествие по стране осенних фантазий" выполнена в форме интерактивной пре...

Методическая разработка. Конспект развивающей деятельности педагога-психолога с детьми 4-5 лет "Удивительный мир эмоций"

Методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам в проведении развивающей деятельности по теме "Эмоции"...

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая работа педагога психолога по предшкольной подготовке"...

Методическая разработка для воспитателей детских садов «Игровые технологии как инструмент формирования нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта среди воспитателей, направленное на формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста  через игровые технологии....

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы».

Сообщение «Взаимодействие старшего воспитателя и педагога – психолога в системе методической работы»....