Обобщение опыта работы " Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1opyt_lyubov_k_prirode.docx97.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Воспитание любви к природе

через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста»

                                                                                            Полховская Наталья Анатольевна

                                                                                                 Воспитатель гр.№ 15

МБДОУ ЦРР д/с № 21  

г.о.Железнодорожный

2016

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………..

Технология опыты…………………………………………………………

Результативность опыта………………………………………………….

Библиографический список………………………………………………

Приложение к опыту………………………………………………………

Информация об опыте.

Тема опыта   «Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей

       младшего дошкольного возраста»

                Условия возникновения опыта

                Свою педагогическую деятельность воспитатель Полховская Н.А. осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребёнка детский сад №21 «Семицветик», расположенном в городе Железнодорожный, микрорайоне Павлино. В дошкольном учреждении функционирует 15 групп.

             Актуальность опыта

Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития, начиная с раннего дошкольного возраста. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Именно в дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.   В решении данной задачи важная роль принадлежит воспитанию любви к природе. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы - основы выживания человека и сохранения природной среды. Наша задача (родителей и педагогов) вложить в детские души понимание того, что природа – это наш дом.  Ведь все те, кто приносит вред природе, когда - то тоже были детьми.     

 Актуальность воспитания любви к природе через дидактические игры в том, что при решении задач, поставленных в дидактической игре, ребёнок учится выделять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам, чертам.

 Использование дидактических игр на развивающих и обучающих занятиях экологического цикла в младшей группе детского сада помогает активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому материалу, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя             

Таким образом, в настоящее время объективно существуют                                                         противоречия между:  

- необходимостью воспитания любви к природе через дидактические игры начиная с раннего дошкольного возраста;

- необходимостью воспитания любви к природе через дидактические игры и невозможностью реализации этой задачи в полном объеме, используя современные программы;

- недостаточное внимание и некомпетентность родителей в воспитании любви к природе через дидактические игры.

Основная идея опыта исследования – воспитание у детей любви к природе через дидактические игры. Для того чтобы процесс протекал более плодотворно, я искала новые принципы и методы работы в этом направлении. В ходе всей своей практической деятельности наблюдала, анализировала, делала выводы.

               Длительность работы над опытом

               Исследованием педагог занимается последние 3 года с 2013по 2016 год.

               Исследования проводится в три этапа:

                1 этап.  Аналитико – диагностический. Проводится анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

                2 этап.   Практический.   В единой системе организовывались практические занятия, индивидуальная работа по проблеме воспитания любви к природе через дидактические игры.

                 3 этап.  Аналитико – обобщающий.  Проводился итог работы по проблеме, обобщался опыт.

                  Диапазоном опыта  является единая среда – «ОД + воспитательная работа + индивидуальная работа + работа с родителями».

                  Теоретическая база опыта  

  • Методика ознакомления дошкольников с природой через игру ( С.А. Веретенниковой, Э.И. Залкинд, Л. А. Каменевой, Н.Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М. М. Марковской, П. Г. Саморуковой, 3. Д. Сизенко-Казанец, В. Г. Фокиной , Давыдов В.В., Петровский В.А., Бондаренко А.К., Калиниченко А.В и др.);
  • Педагогические идеи экологического образования дошкольников (Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова);
  • Психолого – педагогические идеи  о воспитании гуманных чувств и отношений к природе  (Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В.Черник и др.);
  • Личностно – деятельностный подход (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.В. Субботского, Л.Я. Пэрну, Т.А. Репиной, Л.А. Венгера, З. Матейчика, Н.И. Непомнящей, А.А. Рояк, В.Л. Лола, В.К. Котырло и др.)

             

               Основная  идея  опыта – экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста через дидактические игры. В основе данной работы современный методологический подход, который объединяет все основные направления образования, из разных отделов примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы». Я считаю, что главное в ее деятельности – это совместная работа с детьми. И для того, чтобы процесс протекал наиболее плодотворно, был более привлекателен для детей, я искала новые методы и принципы работы в этом направлении.

               Основные принципы, которые легли в основу работы:

  • Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства
    предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера;
  •  Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с другими педагогами дополнительного образования, с семьёй;
  • Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий направленных на воспитание любви к природе через дидактические игры детей младшего дошкольного возраста;
  • Принцип компетентности и интегративности – решение проблемы воспитания любви к природе через дидактические игры в системе всего воспитательно – образовательного процесса и всех видов деятельности;
  • Принцип успешности –заключается в том, что на первом этапе воспитания любви к природе через дидактические игры, ребенок получает задания, которые способен успешно выполнить;
  • Принцип гарантированной результативности – предполагает получение положительного результата по данной проблеме, не зависимо от возрастной категории.
    Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой
    основой педагогической технологии автора.

            Новизна  опыта      заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него  представлений об окружающем мире. Систематизации   дидактических игр  в экологическом  воспитании  детей  в соответствии с возрастом.

Технология опыта

Целью  данной работы  рассмотреть дидактические игры и методику их использования  в процессе воспитания любви к природе в непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности педагога  с дошкольниками младшего возраста. Достижение поставленной педагогом цели сопровождалось решением

следующих задач:

1. Расширение и углубление представлений  младших дошкольников о природе;

                         
2. Развитие у детей младшего дошкольного возраста соответствующих содержанию знаний познавательных умений (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы) через дидактические игры.

3. Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы

4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе воспитания у младших дошкольников.

Перед тем, как приступить к планированию работы, я провела анкетирование среди родителей, беседы с детьми, выявление уровня знаний по вопросам воспитания любви к природе через дидактические игры младших дошкольников.                              

Для решения следующих задач в группе созданы все необходимые условия, в том числе, имеется уголок природы  с комнатными растениями  в  соответствии  с  возрастом,  дидактические  пособия и игры на  формирование экологических представлений о мире животных, на  формирование экологических представлений о   растениях, объектах и   явлениях природы, экологически бережного отношения к природе.

Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, но наиболее эффективным средством в воспитании любви к природе.

         Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

        Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений.

               Виды дидактических игр.

        В педагогике существует несколько классификаций  дидактических игр. Бондаренко А.  указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

        В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. В своей группе провожу, например, такие игры:

      

  Дидактическая игра «Волшебные шарики»

  Приношу в группу несколько разноцветных воздушных шаров, к которым заранее прикреплены длинные нити. Обращаясь к детям, показываю им шары, а затем как бы нечаянно выпускаю шары из рук — шары взлетают к потолку. ««Улетели шары! Как достать их?» Дети тянутся к шарам руками, подпрыгивают.  Обращает внимание детей на нитки, привязанные к шарам, и говорю: «Сейчас поймаем шары, они теперь от нас не улетят: будем их за ниточки держать!» С этими словами беру шары за нитки и раздаю детям, говоря каждому ребенку, чтобы он держал шар за нитку. Можно предложить детям самим ловить шары за длинные нитки. На концах нитей для удобства можно сделать петли.

        После того как все дети вместе с воспитателем походят по комнате, держа шары за нитки, можно предложить им отпустить нитки, Чтобы шары полетели «высоко-высоко — к самому потолку». Веселую игру с шарами можно приурочить к подготовке к детскому празднику и повторить на самом празднике.

      

  Дидактическая игра "Догадайся, что звучит "

        Приношу детям различные звучащие предметы,  показываю предметы поочередно и демонстрирую, как они звучат. Затем  предлагаю отгадать загадки. Закрываю ширму и действую с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняю, что звуков в мире много и все звучат по-своему. Игру провожу 2-3 раза.

        Среди игр с предметами особое место в моей работе занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

        В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.         Например, зайчат в игре «Дедушка Мозай и зайцы». Прежде чем играть в эту игру знакомлю детей со  стихотворением А.Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: Рассказываю о содержании стихотворения, зачитываю отрывки из него, читаю полностью. После этого предлагаю детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а они, дети, это маленькие зайчата, попавшие в беду. В группе расставляю стульчики-это островки среди воды, дети-зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Дед Мазай собирает зайчат по одному в ложку-дети тесно собираются в кучку, идут за воспитателем. После того, как все «Зайчики» спасены, рассказываю детям стишки и загадки про зайчиков.

        Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы. Например мы играем в игру «Покормим птенчиков», обращаюсь к детям: Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат, как пищат птенчики?: «пи-пи», - и машут крыльями. А что птенчики кушают? Правильно, червячки и крошки. Вот полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. (дети передвигаются по группе или на участке и «машут крылышками». Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Стараюсь добиваться, чтобы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

        Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами. У детей развиваются умения взаимодействовать с другими, доводить начатое дело до конца. Формируются лучшие нравственные качества, такие как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, уверенность в собственных силах. Развивается речь, потому что в этих играх особенную роль играет рука. Во время игры с природным материалом совершенствуются умения пользоваться игрушками-орудиями: совком, ведром, сачком т.д. Развиваются художественные способности, эстетические вкусы, фантазия, творческое воображение.

        В нашей  группе,  есть «Центр науки и природы» туда я поставила "волшебную" баночку, куда я высыпала разнообразные съедобные семена, и семена растений, которые мы используем в пищу: -  помидор, петрушка, перец болгарский, кофе, горох, дыня, овес, пшеница, арбуз, тыква, подсолнечник, рис, кориандр, гречка, яблоко) всего по горстке.
Это игра - вариант актуальных  "сенсорных коробок" . Дети с огромным удовольствием копаются в этой баночке, выкладывают из семян дорожки, картинки, или просто сортируют их по виду и форме.

         В своей группе я составила картотеку игр с песком и водой, игры из данной картотеки широко применяю в своей работе с детьми. Это очень просто и удобно.  При этом для игры не требуется каких-то особых приспособлений.  Для этой игры, в «Центре воды и песка», имеются емкости, они наполняется чистым песком и водой, а рядом в коробку выкладываются камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки - это основные составляющие картины мира.

 Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. В нашей группе настольно-печатные игры делятся по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.

        Среди дидактических игр для младших дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагаю игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняю: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины одна - легковая, другая - грузовая).

        В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет  в  саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё провожу игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. (Провожу так же, как и с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку         спрятали?» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является  закрепление у детей знаний  о пространственном расположении картинок на столе (слева, справа, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании.

        В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов о животных».

        Распространенные настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания.

В своей группе использую, например, такие игры:

      Развивающая настольно-печатная игра «Чей малыш»

        Игру начинаю с большой карточки. Даю малышу для выбора 2-3 карточки, пусть он сам выберет понравившуюся и подберет к ней соответствующие четыре картинки. Стараюсь, чтобы ребенок комментировал свои действия - это способствует развитию речи и мышления малыша.

        При игре с группой малышей игра превращается в соревнование - кто быстрее справится с заданием. Также важно, чтобы ребенок мог правильно объяснить свои действия.

        В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, фруктов и овощей):

        Настольно-печатная игра «Урожай»

        Игра знакомит детей с основными овощами, фруктами, ягодами, грибами.

Садимся с детьми за стол или на пол, раскладываю карточки и рамки  изображениями вверх. Беру одну деталь и спрашиваю у детей, что на них нарисовано. Предлагаю детям найти подходящую рамку для карточки и вставить в нее картинку. Пусть ребенок «соберет урожай»-найдет свою корзиночку для каждого растения.

        Можно усложнить задание: раскладываю карточки по всей комнате- на столе, подоконнике, на полочке, на полу, а рамки отдаю детям. Их задача- найти карточки для всех рамок.

        После игры спрашиваю, как называются то или иное растение, предлагаю найти среди карточек какой-то определенный предмет, например, гриб, ягоду, подсолнух

        Словесные игры  отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Условно словесные игры делят на 4 группы.

        В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Где был Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом».

        В особую, четвертую группу, входят  игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает» и творческих способностей.

        Творческие игры  отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

        Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Во время игры, я помогала детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывала способы его использования.

        Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения провожу либо со всей группой детей либо с частью ее.

        Работу по воспитанию любви к природе я начинала с начала учебного года. Учились определять характер погоды, знания типичных признаков осени, зимы, весны, лета. По ярким характерным признакам отличать зиму от осени, весну от зимы, весну от лета, лето от осени. Развивали умение устанавливать простейшие связи между временами года и погоды, состоянием растений и ухода за ними, внешним видом животных и способом их передвижения. Накопили и обобщили первичные представления о наиболее ярких явлениях, происходящих весной, зимой, летом, осенью. Вели различные наблюдения, проводили опыты.

        В ходе работы по  воспитанию любви к природе мною использовались такие игры, как «Угадай растение по описанию», «Найди листок, какой покажу», «Да или нет», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты), «Узнай по запаху», «Найди, о чём расскажу», «Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты), «Угадай, что в руке» и др. Учила пользоваться сенсорными эталонами и исследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений.  Прививала детям бережное отношение к объектам природы.

         В своей работе использую художественную литературу и фольклор. С.Маршака «Усатый полосатый», «Весенняя песенка», В.Сутеева «Кто сказал мяу?», К.Ушинского «Васька», А.Блок «Зайчик», В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка, живёшь?», «Яшка», В.Бианки «Холодно в лесу зимой», А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А. Барто «Снег», «Кто как кричит», Л. Екимцев «Чего хочется рыбке», Т.Александрова «На солнышке согрелась ель» и др., а также песенки - потешки, загадки, поговорки о временах года, пословицы.

        В дидактических играх  я постоянно задействую «Центр художественной литературы», помещаю в нём альбомы с иллюстрациями даров леса, книги с осенними, зимними, весенними, летними иллюстрациями. Размещаю контуры для обводки диких животных, птиц, рисование контура по точкам, раскраски по временам года. Выставляю картины – пейзажи «Таяние снега», «Проталины», «Отлёт птиц», «Как зимуют птицы и звери»; картины Левитана «Весна», «Большая вода».

         Чрезвычайно важным для младших дошкольников  оказывается «открытие» живых существ, в природе, их внутреннее сходство при внешней непохожести. Так оказывается, что зверь и растение похожи, они живые: дышат, растут, питаются, чувствуют к ним отношение человека. Ребёнок начинает вдумчиво размышлять над проявлением отношения людей к природе, переживает гнев, боль от жестокости человека, радуется добрым, благородным, трогательным поступкам. Высокая эмоциональная отзывчивость  детей младшего дошкольного возраста, позволяет активно формировать экологически-ценный опыт общения с животными и растениями и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

        В  группе  с помощью дидактических игр я расширяла представления детей о том, что у растений и животных имеются потребности в тепле, свете, влаге, пище, месте для обитания, защите от врагов. Давала представление о назначении основных органов и частей растений и животных, хорошо знакомых детям. В своей работе использовала много экологических дидактических  игр «Кто скорее соберёт», «К дереву беги», «Найди пару», «Такой листок - лети ко мне», "Петушок», «Хохлатка», «Узнай на вкус», «Чьи детки?», «Что где растете?»  и много других.

        В течении  всего дня  с детьми провожу беседы на разные темы, например: «Что нам дарит осень», «Куда и почему улетают птицы», «Осень – это хорошо или плохо», «Где рыбке хорошо живётся», «Почему звери меняют шубки», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Как помочь птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Кто просыпается весной», «Что ты видел необычного по дороге в детский сад», «Опасный лёд», «Правила друзей леса», «Что хорошего и что плохого бывает весной», «Правила друзей леса», «Наш урожай», «Природа и человек», « Как мы дежурили в уголке природы», «Как растения готовятся к зиме», «Дождь»(хорошо, плохо), «О чём поведал колосок», «Снежная шуба для всего живого», «Зимой в лесу», «Как много интересного бывает зимой», «Пробуждение природы», «Что такое туман и облака», «Что такое ледоход», «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», «Чем опасны ядовитые растения». Дети с удовольствием принимают активное участие в совместных беседах, задают много интересующих их вопросов.

         Закреплять и систематизировать знания о природе помогали  такие настольные дидактические игры: «Экологическое лото», «Кто, где живёт», «Ботаническое лото», «Что где растёт». Так же мною использовалось много занимательных материалов – это замысловатые вопросы и головоломки, загадки о природе. Дети с удовольствием играли в такие дидактические игры, как: «Земля, вода, воздух, огонь», «Перелётные птицы», "Урожай», «Экологическое лото». В дидактических играх с детьми постоянно используются иллюстрации, муляжи овощей, гербарии злаковых растений, готовых хлебных изделий.

        Таким образом, дидактическая игра- эффективное средство воспитания любви к природе у детей младшего дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи воспитания, обучения и развития детей младшего дошкольного возраста, и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы.

Результативность опыта.

                       Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

                       В ходе проведенной диагностики были  выявлены следующие результаты:

- Первая младшая группа – высокий уровень – 10%, средний уровень – 28%,  низкий – 62%.

- Вторая младшая группа –  высокий уровень - 19%, средний уровень – 40%, низкий –

41%.

         При планомерной работе по воспитанию любви к природе  через дидактические игры  к концу  учебного года у детей моей группы накапливаются представления и  знания о самых разнообразных предметах и явлениях природы, сформировываются несложные умения и навыки ухаживать за растениями , развивается наблюдательность, о чем свидетельствуют результаты итогового мониторинга , проводимого в группе.  Всё это дало мне возможность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы, обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

         Дидактические игры, используемые в моей педагогической деятельности, способствовали формированию у детей в группе элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными.  К концу года дети научились  рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых.

        В конце года большинство детей  уже могут  узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных кошку, собаку, корову, курицу и т. д.) и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и т. д.) : называть их.

         Дидактические игры, способствовали развитию наблюдательности у детей в группе. К концу года, некоторые дети   научились наблюдать за птицами и насекомыми на участке (бабочка и божья коровка);  различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь), фрукты (яблоко, груша и т.д.).

        Дидактические игры способствовали пониманию необходимости бережного и заботливого отношения к природе, научили  детей замечать красоту природы в разное время года. К концу учебного года дети  знали основы  взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

         Сезонные дидактические игры по воспитанию любви к природе сформировали в детях моей группы  элементарные представления о сезонных  изменениях в природе:

 Дидактические игры способствовали тому, что  дети научились  видеть неповторимость явлений природы, гармонию красок и форм и всё разнообразие проявлений жизни.

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Н.С. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»».-МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  2.  Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада». – М .,1985
  3.  Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию".С-Пб.,2004
  4.  Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. "Технология экологического образования детей 2 младшей группы ДОУ". Екатеринбург, 2002
  5.  Гончарова Е.В. Экология для малышей. Тюмень, 2000
  6.  Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.М., 1981
  7. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.М., 2000
  8.  Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004
  9.  Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
  10.  Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002
  11.  Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
  12.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002
  13. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников., Минск, 1976

Приложение

  1. Приложение №1  - Перспективный план проведения дидактических игр по воспитанию любви к природе

  1. Приложение № 2 - Дидактический материал к словесным  дидактическим играм, способствующий развитию речи.  (Для детей младшего дошкольного возраста)

  1. Приложение № 3 -  Картотека дидактических игр, способствующих воспитанию любви к природе. (Для детей младшего дошкольного возраста)

  1. Приложение № 4  -  Консультации для родителей «Мир природы удивителен и прекрасен»

  1. Приложение № 5  -  Консультации для родителей «Воспитание любви к природе»

  1. Приложение № 6  -  Консультации для родителей «В союзе с природой»
  2. Приложение № 7 – Памятка для родителей «Как воспитывать любовь к природе, если у вас дома нет растений и животных»
  3. Приложение № 8 – Памятка для родителей « Правильное отношение к природе начинается в семье»
  4. Приложение № 9 – Памятка для родителей «Значение игры в жизни ребенка»
  5. Приложение № 10 - Анкетирование для родителей

        

Дидактический материал к словесным  дидактическим играм, способствующий развитию речи.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На втором году жизни, когда дети свободно передвигаются, они постоянно сталкиваются с различными предметами, им нужно иметь некоторые представления о свойствах и назначении этих предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребенка и формирование его речи, воспитания чувств.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Но, как уже говорилось выше, предоставленные самим себе дети могут и не приобрести необходимых для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом восприятия ребенком окружающих его явлений. Направляющее влияние педагога, прежде всего, выражается в отборе воспитательно-ценных и вместе с тем доступных и интересных для детей явлений.

Второй год жизни – ответственный период так же и в речевом развитии детей. В этом возрасте у ребенка происходит развитие понимаемой речи взрослых, способности подражать ей, формирование собственной активной речи, которая становится средством общения его со взрослыми.

Для формирования активной речи необходимо развивать у детей способность слушать речь взрослого (обязательно слышать и прислушиваться к произносимым словам) и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

Для своевременного развития активной речи детей воспитатель должен побуждать каждого ребенка как можно чаще обращаться к окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался усвоенными ранее словами и овладевал произношение новых.

В условиях коллективного воспитания развитие речи детей и знакомство их с окружающим осуществляется в повседневном общении со взрослыми, на специальных занятиях и с помощью дидактических игр и упражнений вне занятий.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель  игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.

КТО ЧТО УСЛЫШИТ?

Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

Оборудование: Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.

Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Оборудование: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход: Воспитатель сидит около стола, на котором лежат игрушки. Ребенок находится на расстоянии 2 – 3 метров от него. Воспитатель предупреждает ребенка: «Я буду говорить шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

- Возьми мишку и посади в машину.

- Возьми мишку из машины.

- Посади в машину куклу.

- Покатай куклу машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти поручения. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.

СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а воспитатель тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

ИДИТЕ С НАМИ ИГРАТЬ

Цель: Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

Оборудование: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

Ход: На расстоянии 2 – 3 метров от малыша воспитатель расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: «Мишка, иди!». Малыш вместе с воспитателем зовет мишку, зайку и лисичку и играют с нимиВажно следить за тем, чтобы ребенок звал игрушки громко, но не кричал.

ДУЕТ ВЕТЕР

Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

Ход: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)». Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.

 

Игры, развивающие речевое дыхание

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.

 

ОДУВАНЧИК

Цель: Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ.

Ход: Упражнение проводится на улице. Воспитатель предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3 – 4 раза. Важно следить за правильностью выдоха. Используйте художественное слово.

Одуванчик, до чего ж

Ты на облачко похож.

Страшно даже и взглянуть:

Как бы облачко не сдуть.

(Г. Виеру)

ПУЗЫРЬ

Цель: Развивать речевое дыхание и звукового аппарата.

Ход: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом, большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с»).

Игра возобновляется.

СНЕЖИНКИ

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход: Воспитатель показывает кусочек ваты и говорит: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Затем кладет на ладошку ребенку «снежинку» и показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

(А. Барто).

ЛИСТОПАД

Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Ход: Воспитатель объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

 

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

Ход: Двух птичек сажают на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птицВажно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; не должен сильно напрягаться.

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста

« Найди листочек ».

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три - такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

«Отгадайте что в руке».

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

«Деревья и их плоды».

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

«Назвать птицу».

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

«Какого цветка не стало».

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

«Ухаживать за цветами».

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

«Магазин цветов».

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

«Кто в лесу живет».

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

«Найти цветок».

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

«Волшебный мешочек».

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

«Узнайте животное».

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

«Овощи и фрукты».

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

«Назвать дерево».

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три - к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

«С какого дерева листочек».

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

«Узнаете по описанию».

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

«Кто лишний».

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она - домашнее животное».

«Кто как кричит».

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

«Какой птицы не стало».

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

«Название птицы».

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры

Перед детьми на наборном полотне - птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

Распределение плодов по цвету

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» ; дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Игра "Собери снеговика"

ЦЕЛЬ:развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

ХОД.В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

Игра «Капельки и тучки».(настольно-печатная)
Задание: Разложить капельки и тучки по размеру. Большие капельки раскладываются под большой тучкой, маленькие под маленькой тучкой.

Игра "Солнышко"(настольно-печатная)

Задание: Маленькие лучики подбираются к маленькому солнышку, большие лучики – к большому солнышку.

Мир природы удивителен и прекрасен

(консультация для родителей)

Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев… Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш много не замечает порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не сразу удается пройти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет опыта, нет умения оценить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем, что крапива «кусается», а репейник «пристает»…

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у нее есть свои законы. Ребенок усвоит эти знания через непосредственное восприятие, накопление впечатлений, чувственного опыта, но с вашей помощью.

Ребенок, как доказали ученые, уже в самом раннем детстве копирует эмоции и поступки взрослых. Значит, и в отношении к природному окружению ребенок повторяет поступки взрослых. Если родители трепетно относятся к природе, восхищаются шелковистой травкой, прозрачным и сверкающим ручейком, нежным цветком и т. п., ребенок впитывает эти эмоции и чувства. И наоборот, если ребенок становится не только свидетелем, но и соучастником бесчинства взрослых в лесу, на поляне, на реке, в поле, он вырастет бездумным, жестоким.

Пример: если мама собирает полевые цветы, а потом оставляет их вянуть на солнце, малыш получает «урок» безнравственного отношения к живой природе, и ему уже в старшем возрасте не придет в голову, лишенное воды и питания растение, как все живое страдает.

Только человек способен видеть, создавать и беречь красоту, способен испытывать радость от общения с братьями нашими меньшими, наслаждаться видом родных пейзажей, восходом солнца, красотой гор и морей и т. п. Эти истины ребенок усваивает не только через слово, но, главным образом через поступки взрослых.

Пример: малыш видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама говорит: «Посмотри, какой красивый цветок! Давай не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке. И нам будет грустно».

Главное, научить замечать необыкновенное в обыкновенном и при умелом руководстве ребенок начинает видеть те стороны явлений, которые раньше его не трогали.

Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для умственного и эстетического развития вашего ребенка. Передайте ему свою способность тонко чувствовать природу.

Воспитание любви к природе

(консультация для родителей)

   Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

В союзе с природой

(консультация для родителей)

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.

В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»

И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.

Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,

Лес дремучий до свиданья!

Защитил ты нас от зноя

Дал здоровья, свежих сил

И гостинцем угостил.

Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми

глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.

Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.

В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.

Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.

Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.

Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.

А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.

Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.

Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,

Очень щедра и богата

Горы, леса и поля

Дом наш родимый друзья!

Давайте вместе будем беречь планету.

Другой такой на свете нет.

Разведём над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами».

Как воспитывать любовь к природе,

если у вас дома нет растений и животных.

(памятка для родителей)

  • Родная природа является эффективным средством всестороннего воспитания ребёнка. С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы, чтобы уже с детства в каждом ребёнке зарождалось чувство общности с ней.
  • Эффективным средством приобщения ребёнка к миру природы являются прогулки, во время которых мы можем знакомить его с явлениями живой и неживой природы, рассказывая о жизни и разнообразии растений и животных.
  • Приобщать ребёнка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно – печатных, словесных, сюжетно – ролевых и т. д. Играть в них можно дома и на природе.
  • Очень интересным делом для дошкольников является выращивание растений: лука, корнеплодов, картофеля. В любой квартире можно выделить место, где бы ребёнок имел возможность выращивать лук, а в ящике на окне – корнеплоды.
  • Вместе с ребёнком можно выращивать растения из черенков, наблюдать за распусканием почек деревьев и кустов, срезанных в конце зимы и поставленных в воду.
  • С ребенком дома можно вырастить зелень овса, например для подкормки птиц и животных в детском саду, используя для этого любую коробочку.
  • В холодное время года хорошо вместе с ребенком проводить подкормку птиц. Изготовить кормушку нетрудно. Можно сделать ее в виде домика или столика с бортиком, а можно просто повесить молочный пакет, вырезав в нем дверцу. Самое главное – заинтересовать и увлечь подкормкой ребенка.
  • Весной хорошо привлекать ребенка к посадкам цветов во дворе дома. На дачном участке предлагайте ребенку посев цветочных и овощных семян: укропа, петрушки, редиса, гороха, огурцов, лука, чеснока, картофеля. При этом следует научить ребенка не только ухаживать за растениями, но и наблюдать за ними.
  • Расширять круг представлений ребенка о природе, можно используя природоведческую литературу, просматривая вместе с ним телевизионные передачи о природе, посещая выставки и музеи, зоопарк и т.д.

Правильное отношение к природе начинается в семье.

(памятка для родителей)

  • Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте      природы ради блага всего живого на Земле.
  • Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.
  • Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.
  • Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.
  • Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
  • Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
  • В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
  • На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
  • Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
  • Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
  • Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
  • Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы.
  • Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Значение игры в жизни ребенка

(памятка для родителей)

Игры — это, с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой — калейдоскоп игр, который очерчивает вполне определенную педагогическую позицию. Вот ее ключевые принципы:

  • Радость и удовольствие — факторы, наилучшим образом формирующие физические органы.
  • Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с окружающими, в момент напряжения его физических и духовных сил в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми
  • Воспитание, развитие, становление ребенка идет только с помощью деятельности, которую он принимает душой и сердцем.

В играх все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

В играх каждый ребенок в поле всеобщего внимания. Вовлеченный в интересное дело, точнее, в игру, ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другим «Я» получает высокое удовлетворение.

Если вы когда-нибудь наблюдали, как у ребенка отнимается радость игры, как в играх он остается в стороне, отвергнутый, обиженный, и спрашивали себя, почему это происходит, то вы поймете, что подвижные игры являются прекрасной альтернативой соревновательным играм.

Красота игр — в их разносторонности и простоте. По большей части для игр почти не требуется особого оборудования и каких-либо денег. Поэтому их можно использовать в различных условиях, и почти везде. Правила или «не правила» не обязательны к строгому соблюдению. Можно придумать и свои условия игры. Нет необходимости использовать какой-то определенный вид мяча или играть на какой-то специальной площадке, а также в течение определенного времени — все это не имеет значения. Значение имеет лишь идея, лежащая в основе игр!

Анкетирование родителей

В анкетировании приняли участие 27 родителей

1.                         90% - родителей правильно понимают значение понятия «экология».

2.                         83% - есть домашние и декоративные  животные, дети  принимают активное участие   в уходе за ними.

                           97% - выращивают дома разнообразные растения, из них:

                           65% - привлекают детей к посильной работе в уходе за растениями или            ухаживают          совместно с детьми.

                          27% - ухаживают сами родители.

3. Для воспитания у ребенка любви к природе:

                          50% - читают детям художественную литературу;

                          87% - смотрят телепередачи;

                         53% - ходят на экскурсии в природу, в музей, на выставки;

                         27% - играют с детьми в настольно-печатные игры;

                         13% - другое: проводят беседы о временах года,

                                 наблюдения.

4.                     63% - бывают на природе (отдыхают, собирают грибы, ловят рыбу, любуются природой)

                         16% - у бабушке, на даче (помогают сажать, ухаживать за растениями на огороде)

                         13% - гуляют в парке, собирают природный материал.

5. Ребенок проводит лето:

                        53% - дома;

                        23% - у бабушке;

                        13% - на даче;

                        10% - на море, в детском саду.

6.              97% - положительно относятся к приобщению ребенка к природе в д/с.

7.          Предложения родителей по организации экологического образования в д/с:    

                38% -  озеленять участок детского сада, привлекать детей ухаживать за        растениями;

             10% - организовывать походы в лес, экскурсии на речку, в парк.

             17% - разместить на участке детского сада, живой уголок;

             3% - создать в детском саду зимний сад,  организовывать поездки в зоопарк,  в цирк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста по формированию грамматического строя речи и воспитанию гражданственности и патриотизма

подборка дидактических игр для младших дошкольников по формированию грамматического строя  речи и воспитанию гражданственности и патриотизма по темам...

Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста

Формирование экологической культуры через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста...