Родители – наши коллеги. (из опыта работы)
консультация на тему

Руина Ольга Николаевна

В душе педагога должно быть место для любых родителей воспитанников, он должен помнить, что это те родители, которые нужны ребёнку, что они самые лучшие, других нет: ребёнок получил от них жизнь – этот драгоценный дар. Если педагог это осознаёт, тогда огромный труд общения с семьями начинает даваться ему гораздо легче, а дети чувствуют себя в детском саду в большей эмоциональной безопасности, так как сами специалисты ДОУ не пугают ребёнка опытом личного неприятия его родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы с родителями90 КБ

Предварительный просмотр:

Родители – наши коллеги.

(из опыта работы)

Выступление на педсовете.

Воспитатель I категории

                                                                                      Руина Ольга Николаевна


За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, какое из них важнее.

Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.

Семья и дошкольные детские учреждения — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации и мировоззрение ребенка в целом.

Одной из важных характеристик семьи является связь ее членов с окружающим миром. Хотя в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогической жизни детского сада, в большинстве дошкольных учреждений работа с родителями организуется только по линии педагогической пропаганды. Семья выступает лишь как объект воздействия, поэтому не налаживается надлежащая обратная связь, не используются в полной мере возможности семейного воспитания.

В цивилизованных странах необходимость сочетания домашнего и общественного воспитания очень хорошо понимают, вследствие чего вопрос о том, отдавать ребенка в детский сад или не отдавать, практически не ставится.

Большинство семей в экономически развитых странах (Франция, Великобритания, Канада, США и др.) не мыслят себе воспитание ребенка без квалифицированной помощи педагогов-профессионалов и идут на значительные материальные затраты, связанные с платой за дошкольное учреждение. В нашей стране несколько иная картина: почти половина детей дошкольного возраста воспитывается дома силами родителей и других родственников. Между тем психологические обследования поступающих в первый класс показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, уступают по ряду важнейших параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещавшим дошкольное учреждение.

В последние годы семья все чаще стала прибегать к помощи организаций, занимающихся коррекцией развития и поведения ребенка. Это психологическая консультационная служба, логопедические кабинеты при поликлиниках, специальные группы дошкольного учреждения для детей с задержкой психического развития, с хроническими заболеваниями и т. д.

Зачастую в тех или иных дефектах развития ребенка прямо или косвенно повинна семья, и коррекционные оздоровительно-образовательные учреждения исправляют огрехи наследственности и ошибки домашнего воспитания.

Семьи, в которых растут дети дошкольного возраста, незримыми нитями связаны со школой: родители беспокоятся о том, насколько ребенок подготовлен к требованиям современной школы, и в силу своих возможностей начинают ориентироваться на эти требования. Потом наступает период выбора школы, подготовки к обучению в ней.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать («Они ничего не хотят знать, не умеют воспитывать».)

Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания, носителями которых были они — профессионалы. В детский сад родители допускались, когда требовалась их помощь в уборке, благоустройстве помещения, озеленении участка, ремонте, их приглашали на праздники, собрания. А в остальные дни двери детского сада для них закрыты. Педагоги считали своим долгом поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды и т. д.). Это повлекло за собой многие ошибки в общении педагога с родителями (безличные обращения, торопливость в оценке ребенка со смещением акцента на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта и др.). Педагоги зачастую не считают семью важным фактором воспитания дисциплинированности, подготовки к школе, действий в различных областях развития ребенка, в то время как родители осознают главенствующую роль семьи в этих сферах.

Несовпадение запроса родителей с тем, что они реально получают в дошкольном учреждении, приводит к возникновению трудностей в их взаимодействии с воспитателями. Родители в большинстве своем жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу развития ребенка («неспособность воспитателей ответить на мои вопросы о подготовке к школе»), и на безразличное, как они считают, отношение к детям («незаинтересованность воспитателя в моем ребенке», «воспитатель не слышит, что я ему говорю о своем ребенке»).

Но в то же время родители значительно выше оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками.

Повысились требования, которые предъявляют родители к дошкольному образовательному учреждению. В результате детские сады вынуждены искать пути информирования родителей о том, какую помощь в воспитании и образовании ребенка они могут предоставить. Им приходится учиться заинтересовывать родителей своих воспитанников, изучать их потребности и запросы.

Но для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, юридических, экономических… Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия.

Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумение родителей правильно воспитывать свое дитя — одна из причин возникновения жестокости. На первый взгляд, эта проблема решается легко, достаточно просто объяснить родителям, как воспитывать ребенка. Но, к сожалению, истоки неправильного воспитания иногда лежат гораздо глубже — в родительских мотивах (желание иметь в своем распоряжении объект для манипулирования; бессознательная потребность перенести на малыша унижение, которому подверглись когда-то сами; страх и неприятие каких-то проявлений в собственных детях, потому что это слишком напоминает самого родителя, причем не с лучшей стороны; потребность найти выход для подавленных чувств и др.), причина может быть в сложившейся системе взаимоотношений в семье. Как ни прискорбно звучит, но маме может быть «выгоден» больной ребенок, чтобы удержать в семье мужа; бабушке может быть «выгоден» нервный ребенок, чтобы доказать дочери, что как мать она ни на что не годна и без нее, бабушки, все пропадут; папа может быть заинтересован (бессознательно) в неуспехах ребенка, чтобы иметь оправдание своим запоям: ему так тяжело, жена воспитала такого плохого сына (дочь), все кругом виноваты, и так далее. Учет этих сложнейших механизмов функционирования семьи осуществляется с помощью системного подхода.

Системный подход формирует объемный, многомерный взгляд на семью и внутрисемейные проблемы, указывает на неоднозначность нарушения, на его комплексность. А значит, простого совета, как изменить ситуацию, быть не может.

Семья как любая система — самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывать огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз; семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которой страдают сами члены семьи, особенно — дети.

Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, то есть не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.

Системный подход означает, что семья — не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение — ингредиенты для супа не то же самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образуют суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.

Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным. Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием. Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействия в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. Итак, кратко резюмируем сказанное.

  • Семья — это некая целостность. Изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы (например, хроническая болезнь ребенка влияет на других членов семьи и их отношения друг с другом и с ребенком).
  • Проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений. В разных семьях внешне одинаковое поведение, скажем ребенка или мамы, имеет разные причины. Важно увидеть причины, ведущие к усилению или ослаблению проблемного поведения. Например, ребенок ведет себя «ужасно», потому что мама с папой все время ссорятся, а ребенок своим поведением пытается объединить их «против себя», тем самым сохраняя семью.
  • Циркулярность процессов в семье. Если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности. Например, ситуация, когда девочка 4,5 лет отказывается ходить в сад, просится к бабушке, которая ее жалеет, кормит вкусно и т.п., повторяется постоянно в ситуациях ссоры бабушки и мамы.
  • Проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию. Несмотря на свою болезненность, она часто становится в чем-то выгодной для всех членов семьи, и потому так трудно порой изменить поведение и установки членов семьи: им так удобно, привычно, понятно.

Семейные отношения — это отношения власти: доминирование — подчинение, ответственность за принятие решений, иерархия взаимоотношений. Последняя определяет в семье правила поведения и роли, которые исполняют члены семьи (например, мама — «жертва», папа — «диктатор», ребенок — «кумир»; папе дозволено в семье то, что не может быть позволено маме и ребенку и др.).

С помощью системного подхода описываются границы семьи: внешние и внутренние. Внешние границы: некоторые семьи живут очень изолированно, замкнуто, как бы охраняя свою территорию. Другие напротив — чрезмерно общительны, открыты внешнему влиянию, редко собираются только своей семьей, у них постоянно присутствуют посторонние люди. В данном случае речь ведется не об эпизодических ситуациях, а об устойчивом стиле поведения семьи. Внутренние границы устанавливают разделение между поколениями — подсистемами (родительской, детской, прародительской, индивидуальной). Эти «водоразделы» могут быть как очень проницаемыми, так и очень закрытыми, неподвижными. Например, бабушка в семье занимает родительскую позицию и по отношению к своему сыну, и по отношению к своему внуку, включаясь в жизнь обоих так, как если бы была матерью двух маленьких мальчиков, таким образом, границы ее прародительской подсистемы размыты и нечетки: где она действует как бабушка, а где как мама. Такая ситуация очень осложняет внутрисемейные отношения. В случае жестких границ между поколениями не происходит обмена опытом между поколениями, что тоже плохо для роста и развития семьи в целом и отдельных ее членов; или, скажем, одинокая мама воспринимает себя только мамой пятилетней дочки и «забывает», что она еще и женщина, сотрудница, дочь, сестра, «жертвует» своей карьерой и личным счастьем «ради дочери». Понятие границ семьи характеризует эмоциональную близость членов семьи: в сплоченной семье ее члены оказывают друг другу поддержку и понимание; семья может, быть разобщенной, холодной и неуютной для ее членов; бывают ситуации, когда какие-то члены семьи так тесно привязаны друг к другу, что «душат» любые ростки самостоятельности — это ситуация симбиоза, слияния границ (например, мама настолько привязана к ребенку, что пребывает в полной уверенности: чего желает она, желает и ее ребенок; мысли ребенка ей известны без утайки, и на этом основании она склонна принимать решения, часто используя местоимение «мы»: «Мы хотим то-то, а вот этого нам не нужно» и пр.).

Психологическое изучение семьи включает исследование:

  • структуры семьи (состав);
  • сплоченности;
  • иерархии отношений;
  • истории семьи (традиции, правила, ритуалы).

Изменения с кем-то одним заставляют остальных членов семьи взаимодействовать друг с другом по-новому, не так, как прежде. Как ни парадоксально, но может возникнуть опасность разрушения системы в результате усиливающихся изменений, поэтому специалистам важно уметь получать обратную связь, в том числе отрицательную. Если в семье, вопреки благой идее улучшения взаимоотношений, возникнут напряженные моменты, необходимо вовремя это распознать и поддержать членов семьи в намерении изменить ситуацию, устоять против сопротивления других членов семьи. Такое сопротивление — нормальное явление, потому что семья — это система, вырабатывающая свои способы взаимодействия, чтобы быть целостной. Поэтому любые, даже вполне нейтральные на первый взгляд изменения могут в какой-то конкретной семье привести к так называемому «усилению отклонений», дестабилизирующих систему. Некоторые семьи активно сопротивляются любым изменениям, потому что это чревато дестабилизацией, а они новым способам взаимодействия не научены и не готовы к ним. Поэтому так важно воспитателям и специалистам воспринимать семьи как системы, это поможет адекватно воспринимать жалобы членов семей на детей или природу конфликтов и своевременно подсказать пути выхода (направить на консультацию к психологу, предложить участие в тренинге, успокоить, обнадежить, помочь увидеть новую грань в болезненной проблеме и т.п.), быть бережным, экологичным специалистом.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблемы. И важными принципами при их взаимодействии должны являться:

-отказ от критики ;

-обеспечение свободы мнений;

-уважение плюрализма жизненных позиций;

-удовлетворение познавательного интереса.

Результаты многочисленных психолого-педагогичсеских исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом завися от изучения воспитателем семейной микросреды. Для того, чтобы правильно организовать изучение семьи с момента прихода родителей в детский сад, воспитателю необходимо владеть основными методами ведения этой работы. Ученые рекомендуют традиционные методы: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование и др.). изучению семьи способствует  ее посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдение за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.

Поэтому свою работу с родителями мы начали именно с изучения семей, знакомились с семьями своих воспитанников, так как семья до поступления ребёнка в дошкольное учреждение составляет основную воспитательно-образовательную микросреду, необходимую для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. Зная, что семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

-  первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

-  максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

- длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника. Семья — это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл».

Для того, чтобы выяснить на каком же уровне находится развитие детей в условиях семьи, составили социальный паспорт семьи. Для этого разработали Анкету-знакомств (Приложение)  и предложили заполнить её всем родителям группы. Полученные данные обработали с помощью таблицы.

Результаты, отраженные в таблице (Приложение), показывают, что основную массу составляют полные семьи (но не все браки зарегистрированы), живущие отдельно от дедушек и бабушек, имеющие одного ребёнка, возраст родителей от 19 до 30 лет, образование у всех в основном среднее и средне-специальное, но специальное педагогическое образование имеют только две бабушки. Для большей очевидности полученные денные отразили в диаграммах (Приложение).

               Отечественная социология отмечает определённые изменения статуса семейных отношений в России. Огромное количество разводов, новые формы семейных отношений; большое количество детей, рождённых в незарегистрированном браке; рождение детей несовершеннолетними, которых опекает или старшее поколение семьи, или государство; матери – одиночки, изначально рассчитывающие в воспитании ребёнка на свои силы и помощь государства. Условия нестабильности общества и социальной напряжённости, экономическое давление на семью расшатывают её, вследствие чего воспитательные функции отодвигаются на вторые и третьи места. Всё это присуще и обследуемой группе семей. Все семьи имеют низкий уровень материального обеспечения. Это в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие. Мамы стремятся сохранить свою независимость в материальном отношении, стремятся к самореализации не только в семье, но и в работе. Поэтому в воспитании детей раннего возраста полностью рассчитывают на помощь детского сада и воспитателей. Вне детского сада дети большую часть времени проводят с бабушками.

Мы также исследовали с помощью Анкеты 2 запросы родителей по отношению к дошкольному образовательному учреждению. Они хотели бы получать от детского сада максимально полную информацию о ребенке; педагогические советы по общению с ним; педагогическую консультацию; рекомендации, как и чем лучше заниматься с ребенком дома и какую литературу о воспитании детей этого возраста лучше прочитать. Также родители хотели бы больше общаться с мамами и папами других детей

 О педагогической компетентности родителей можно судить из Анкеты № 3,  которая была предложена родителям при поступлении детей в детский сад, а также из наших бесед с родителями.

На вопрос: « Какие игрушки есть у вашего ребенка дома?» отвечали: разные; мягкие; куклы, посудка, мячи; машины, конструкторы, книги; много различных игрушек; резиновые, мягкие, кубики и т. д. Анализируя анкеты, мы видим, что родители в основном не знают, какие игрушки нужны их малышам, часто покупают их, руководствуясь своим собственным желанием, как будто сами хотят ними поиграть. Мама Дениса М. озадаченно рассказывает о том, как забавного плюшевого мишку, которого они с мужем выбирали в магазине, ребёнок бросает в сторону, а вместо этого целый час крутит ручку на двери, пытаясь открыть её. Родители мало знают, что годовалому малышу хочется всё потрогать, полизать, покусать, что именно поэтому малышей так привлекают игрушки, которые можно бросать, шлёпать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать. Поэтому отвечают на вопрос « Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки вашему малышу?» так:

- покупаю, что просит;

- ценой;

- цветом, практичностью;

- чтобы доставила радость ребенку;

- покупаю те, что просит Дима, какие нравятся маме, папа покупает красивые машины.

Не дают точного ответа на вопрос « Какие предметы домашнего окружения выступают для Вашего ребенка в роли игрушек» потому, что не знаю, что большинство предметов домашнего обихода вполне подходят для этого, любые, самые обыкновенные предметы – деревянные ложки, кастрюли, прищепки, коробочки – приводят ребёнка в неописуемый восторг. Застав малыша рядом с корзиной для бумаг, в которую он предварительно побросал ложки, мамины бигуди, кольца пирамидки, тряпичный мячик, да и ещё в то время, когда мама готовит обед, родителям и не приходит в голову, что таким образом он пытается изучать пространственные отношения между предметами. К тому же не все молодые родители способны осознать, что именно для детей раннего возраста создавать хаос так же естественно, как дышать. Беспорядок в доме, где живёт годовалый ребёнок, - скорее положительный признак, чем отрицательный. Непогрешимый порядок и хорошо развитый малыш – обычно несовместимые вещи. Молодые матери начинают испытывать дискомфорт чаще от незнания психологии развития ребёнка раннего возраста. Поэтому на вопрос «Что делает Ваш ребенок, когда Вы заняты приготовлением пищи, стиркой, уборкой?» мамы отвечали, что занимаются домашними делами, когда ребёнок спит, или пытаются усадить его к телевизору, или обкладывают разными игрушками, которые порой не соответствуют возрасту ребенка, и думают, что их малыш увлечённо играет такими забавными и интересными, по их мнению, игрушками. А на вопрос: «Какими игрушками больше всего любит играть ваш ребёнок?» отвечают, что все игрушки только ломает, всё вокруг разбрасывает.

Интересно, что на вопрос: «Нужно ли учить ребёнка играть с пирамидками, кубиками, вкладышами, или он может и сам научиться играть с ними?» большинство родителей ответили, что нужно, но в перечне игрушек, которые есть у ребёнка дома, эти игрушки не упоминаются.

Для изучения семейной микросреды воспользовались тестом «Какой вы родитель».

Проанализировав собранную информацию, разработали перспективный план работы с родителями. Наша работа подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.

Ежедневная работа  направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в детском саду и поддержании контакта с семьей.

Прежде всего этой цели служит стенд для родителей, отражающий: «Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. д.», «Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы», «План мероприятий для родителей на месяц», «Режим дня», «Расписание занятий».

Еженедельно каждый родитель получает возможность беседовать с воспитателем об индивидуальном развитии ребёнка. Для того, чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, мы составили график бесед. Темы и цели бесед отражаются в планах работы и соответствуют результатам обследования детей и семей. Продумывая план беседы с родителями, используем материал наблюдения за ребёнком, который накопился в течение недели. Кроме наблюдения как основного метода используем вспомогательные, к которым относятся тесты, опросники, анкеты. Так для выявления родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков использовали «Опросник родительского отношения А.Я. Варги, В.В. Столина». (Приложение).

Ежемесячные мероприятия – это совместные праздники, дискуссионные клубы, семинары – практикумы, выставки игрушек и новинок педагогической литературы. Они специально планируются заранее и готовятся педагогическим коллективом ДОУ. В ходе таких мероприятий решаются разные задачи, но мы всегда стремимся установлению доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества.

Но планируя свою работу нам бы не хотелось чтобы преобладали информационные тенденции в проведении встреч с родителями в сочетании с ориентацией педагога на пропаганду профессиональных задач. Такое сотрудничество провоцирует у родителей потребительский взгляд на общественное дошкольное воспитание, приводит их к пассивной принудительной роли исполнителей воли другого. А хотелось бы равноправных отношений. Любые отношения на основе партнёрства остаются и ощущаются таковыми, пока партнёры чувствуют потребность друг в друге. Ведь сотрудничество педагогов ДОУ и родителей взаимовыгодно и жизненно необходимо, поэтому важно соблюдать интересы друг друга. Мало того, сотруднические отношения могут конструктивно развиваться на взаимном, равноправном обмене.

Если детский сад даёт себе право оценивать педагогическую компетентность семьи, у родителей тоже должно быть право на эмоциональную оценку профессионализма педагогов. В какой мере коллектив детского сада позволяет себе быть открытым для любой информации, интересующей родителей, в такой мере и семья будет проявлять готовность к открытости отношений с педагогами.

С этой целью предлагаем родителям опросники для оценки открытости детского сада и доступности информации о жизни детей в группе.

Родители с интересом выступают в роли экспертов и серьёзно относятся к этому. Анализ результатов анкетирования позволил узнать о чувствах и переживаниях матерей и отцов. Родители, у которых накоплен положительный опыт контактов с педагогами, выступают в роли безоглядно доверяющих, благодарных. Их всё устраивает, детский сад в их восприятии «рай для ребёнка и для них самих». Всегда выделяется группа родителей-ворчунов, сердитых и недовольных. «Сердитые» родители на анкетные опросы любят реагировать в «поучающей» манере, что им, якобы, лучше воспитателей известно, как надо, как следует. Есть родители, показывающие свою «обделённость», «обиженность», «неуслышанность». В их ответах может прозвучать скупость, обособленность, недоверие, типа «сама куплю», «моё дело», «ребёнка не замечают», «недооценивают». Но в душе педагога должно быть место для любых родителей воспитанников, он должен помнить, что это те родители, которые нужны ребёнку, что они самые лучшие, других нет: ребёнок получил от них жизнь – этот драгоценный дар. Если педагог это осознаёт, тогда огромный труд общения с семьями начинает даваться ему гораздо легче, а дети чувствуют себя в детском саду в большей эмоциональной безопасности, так как сами специалисты ДОУ не пугают ребёнка опытом личного неприятия его родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ (из опыта работы)"

Презентация "Организация работы с родителями в ДОУ" направлена на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи....

Взаимодействие с семьями воспитанников и общественностью в пропагандировании игры, как фактора социализации в процессе проведения акций «Игры нашего двора» (из опыта работы)

Сегодняшняя система дошкольных образовательных учреждений существует, прежде всего, в помощь семье. При этом родители в силу изобилия информации часто просто дезориентированы, ведь эта информация быва...

"Здоровые дети - наше будущее" (из опыта работы)

Важнейшая цель  моей работы является формирование у ребенка представления о ценности здоровья, создание системы установок на здравосозидание не только по отношению к собственному "Я", н...

Использование ИКТ в работе с родителями в ДОУ: из опыта работы.

Статья посвящена важной и актуальной теме: применению информационно-коммуникационных технологий в ДОУ как одного из приоритетных направлений модернизации дошкольного образования и эффективного средств...

Взаимодействие с участниками образовательных отношений в рамках проекта «Наши дети» (из опыта работы)

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. В семье ребёнок получа...

Наши праздники. Отчет о проведении Дня Защитника Отечества - 23 февраля "Наша армия — наша сила". Из опыта работы

Праздник 23 февраля в детском саду – это важный и торжественный день. В этот день мы чествуем защитников Родины, людей, готовых в любой момент отстоять её рубежи. Мы поздравляем все...