Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста
консультация на тему

Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, музеев и образоватьльных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_y.doc31 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_y.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

                              «Роль музейной педагогики в развитии  

                              личности детей дошкольного возраста».

           В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев  из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.  

Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении  дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.  Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:

- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,

- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,

-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,

- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.

К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.

К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.

К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способноё заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.

Мини-музеи являются важной частью развивающей  среды многих дошкольных учреждений. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап – постановка целей и задач по созданию мини-музея.

2 этап – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.

3 этап – выбор помещения, расположение музея  в групповой комнате, раздевалке.

4 этап – сбор информации и экспонатов по теме.

5 этап – оформление мини-музея.

6 этап – разработка тематики и содержания занятий для ознакомления детей с экспонатами.

7 этап – разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики.

8 этап – торжественное открытие мини-музея с приглашением детей и родителей.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

                              «Роль музейной педагогики в развитии  

                              личности детей дошкольного возраста».

           В наши дни приоритетным направлением дошкольного образования является приобщение детей к музейной педагогике. Причины роста популярности музейной педагогики – самые разные. Во-первых, большинство российских музеев  из-за экономических трудностей в стране «потеряли» туристов, основную категорию своих посетителей. Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия, на которых держались все без исключения музеи страны. В итоге в практику стали внедряться музейно – педагогические программы, рассчитанные в основном на детскую аудиторию.  

Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности по средствам раскрытия историко-культурных конспектов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения. При таком подходе музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении  дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.  Основными задачами приобщения ребёнка-дошкольника к музейной педагогике являются:

- воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам,

- формирование «образа музея, как храма искусства», в которых хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения,

-развитие художественного восприятия, образного мышления, словаря ребёнка,

- научить детей самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Чтобы все эти задачи выполнить, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо: организовать предметно-образовательную среду, подобрать специальные художественно-дидактические пособия, профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с четырёх лет, поскольку ребёнок этого возраста активно приобретает опыт видения, и ему достаточно посещения сказочной комнаты.

К пяти годам дети уже понимают юмор, могут выражать своё отношение к рассматриванию картин, иллюстраций, видеофильмам, радуются своим умениям и открытиям.

К семи годам появляются процессы узнавания, сравнения, способность воспринимать и оценивать реальные и воображаемые сюжеты старины и современности, портретные характеристики персонаже. В этом возрасте предусматривается тесное сотрудничество детского сада с педагогами-экскурсоводами.

К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности. Необходимо чётко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способноё заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Для того чтобы направление музейной деятельности сделать эффективным необходимо объединить силы учёных, музеев и образовательных учреждений. Только тогда личность ребёнка будет развиваться полноценно, и приносить пользу обществу.

Мини-музеи являются важной частью развивающей  среды многих дошкольных учреждений. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап – постановка целей и задач по созданию мини-музея.

2 этап – предварительная работа с родителями. В этот период проводятся родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы.

3 этап – выбор помещения, расположение музея  в групповой комнате, раздевалке.

4 этап – сбор информации и экспонатов по теме.

5 этап – оформление мини-музея.

6 этап – разработка тематики и содержания занятий для ознакомления детей с экспонатами.

7 этап – разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались занятия с детьми, мероприятия для родителей, конкурсы и выставки, материалы для проведения анкетирования, диагностики.

8 этап – торжественное открытие мини-музея с приглашением детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Роль музейной педагогики в развитии речи детей с ОНР.

Статья посвящена роли музейной педагогики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Как в условииях ДОУ можно создать мини-музей. Выделены принципы работы, которые учитываются при орг...

Консультация для воспитателей «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста»

Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Ведь  музей обладает большим образовательным потенциало...

"Роль родного языка в развитии личности детей дошкольного возраста"

    Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его м...

Статья на тему: "Роль сказкотерапии на развитие личности детей дошкольного возраста".

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение пе...