Отчет о проделанной работе по приобщению воспитанников к русской народной культуре в старшей группе
материал (старшая группа) на тему

Кондрашова Ольга Анатольевна

Большинство современных людей поверхностно знакомо с русской культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и родителей связь времен, утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 п. Стодолище

Отчет

о проделанной работе

по приобщению детей к истокам

русской народной культуры

 в старшей группе.

                                                                                Воспитатель:

                                                                                Кондрашова О.А.

Апрель, 2016 г.

Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в устном народном фольклоре (считалки, стихи, потешки, прибаутки) .

Проанализировав уровень воспитанности детей я  пришла к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры.

В своей работе для достижения поставленной цели я использую парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, на основе которой составлен перспективный план работы в старшей группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Создала в группе патриотический уголок  «Моя Родина».

Работу по приобщению дошкольников к народным традициям строю на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "воспитатель-ребенок-родитель", так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности; о

- осуществление воспитательной работы на основе традиций родной культуры; обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Исходя из условий  выделяю четыре направления работы:

- изучение исторического прошлого России и русского народа (позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю). На занятиях дети узнают откуда пошло название нашей родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края. Происходит знакомство с древнерусской архитектурой по репродукциям, со строительством жилища. По репродукциям знакомятся с историей народного костюма, его элементами: зипун, душегрея, кафтан, сарафан, косоворотка, рубаха, кушак, кокошник, картуз; с предметами русской избы и бытовыми устройствами наших предков. Народные приметы неразрывно связаны с земледельческим календарем, изучением окружающего мира природы.

По данному направлению в своей работе использую следующие альбомы: «Моя Родина – Россия» (природа и климат; с древних времен до наших дней; большая и малая Родина; народы, костюмы, праздники.), «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «Расскажите детям о московском Кремле»; открытки: Москва, Смоленск, Починок, Пржевальское, А. Твардовский в иллюстрациях; первопроходец Вселенной, Гагарин и другие. Создала дидактические пособия: «Символика России и Смоленска», «Традиционный русский костюм( история русского национального костюма)», «Наши земляки в лицах», «Моя малая Родина – Стодолище», «Природа родного края», а также дидактические игры: «В русской избе» (цель: знакомство детей кс русской избой, предметами быта), «Укрась одежду» (цель: закрепить знания детей о традиционном русском костюме), «Вкладыши» (цель: обобщить знания детей о Смоленске и его истории), «Разрезные картинки» (цель: закрепить знания детей о достопримечательностях Починка и Стодолища), «Поле чудес» (цель: обобщить знания детей о истории Смоленска», «Заколдованный город» (цель: узнать достопримечательности поселка)» и другие. Провожу не только ООД, но и беседы («Моя Родина», «Герб, флаг, гимн России» и т.д.), заочные экскурсии, знакомство с репродукциями, проекты («Моя малая Родина», «Москва – столица нашей Родины»), презентации «Мое Стодолище» и т.д.

- Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям, использование всех видов фольклора обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Знакомлю детей с колыбельными песенками, потешками, прибаутками, приговорками, сказками. Знакомимся не только с русскими народными сказками, но и сказками Смоленского края. Фольклор использую так в режимных моментах, так и во всех видах детской деятельности.

- Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. В работе по данному направлению знакомлю детей с традиционными русскими праздниками, народными играми. Дети вместе с родителями посещают поселковые народные праздники, затем делятся опытом. Проводим совместно с музыкальным руководителем фольклорные праздники. Уже стало традицией в нашей группе  славить Осень, встречать Новый Год, закликать Весну, отмечать День Победы. Рассказываю детям о празднике Покрова, знакомим с приметами этого дня. Разучиваем приметы, загадки, пословицы об осени. Беседуем о праздновании Нового Года на Руси. Рассказываем о Деде Морозе, Снегурочке. Читаем и обсуждаем русские народные сказки про них. Каждый год проходит выставка детско – родительских  новогодних поделок. Рассказываю о празднике Масленицы, о том, как он празднуется на Руси, масленичные приговоры, игры, знакомим с приметами приближения весны. Радостно готовимся к встрече Светлой Пасхи: раскрашиваем пасхальные яйца в подарок родителям и друзьям, , знакомимся с обрядами и традициями.

- Народные художественные промыслы – эта тема необходима, чтобы познакомить детей с декоративным народным искусством, развивать творческие способности. На занятиях проходит знакомство с древнерусским искусством и рассказы о традициях хохломской, городецкой, жостовской росписи, о художественном гжельском промысле, а также с народными игрушками: филимоновскими свистульками, дымковской и каргопольской игрушками, матрешками. Провела детско – родительский проект «Русская матрешка». Используются иллюстрации, альбомы из серии «Основы народного и декоративно – прикладного искусства». Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников.

Работу по приобщению детей к русским истокам использую не только в организованной деятельности, но также и в самостоятельной:

- организация самостоятельной творческой деятельности детей в течение пребывания ребенка в детском саду (рисование, лепка, поделки и др.) .

- организация игровой деятельности детей в течение дня (народные игры, инсценировки сказок, отгадывание загадок);

- традиционные развлекательные мероприятия вне занятий («различные виды досугов («Рождественские встречи») .

- занятия по интересам;

- организация выставок детского творчества.

На прогулках играем в забытые детские игры. Знакомим детей с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры, разучиваем считалки, слова к играм. Сколько радости, веселья доставляют детям такие игры, как «Дрема», «Ручеёк», «Горелки», «У медведя во бору», «Заинька, выходи» и т. д.

Так же в приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи. Работу начала с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки (более 92,8%, участвуют в народных празднествах(42,9%) и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях( 21,5%). Также с родителями провожу:

-  консультации: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем», «Знакомим детей с родным краем»;

- викторину «Родная природа»;

- детско – родительские проекты: «Мое Стодолище», «Русская матрешка», «Игрушки из бабушкиного сундучка»;

- совместные праздники: «Осень», «Новый год», фольклорный;

- папки - раскладушки по тематическим  и православным праздникам: «День Победы», «Пасха», «Масленица»;

- выставки: «Русская матрешка», «Щедрая осень», «Родина наша – нет ее краше».

Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаю удовлетворительной и планирую продолжать дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

План совместной работы по приобщению к истокам русской народной культуре Педагогов, родителей и детей подготовительной к школе группы

Преемственность МАДОУ и родительского коллектива в воспитании ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры,   способствующей развитию личностных качеств....

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группе Тема: «Весёлая карусель»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» в старшей группеТема: «Весёлая карусель»Цель: продолжат...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы...