"Формирование основ поликультурной личности дошкольников средствами музыкального воспитания"
консультация по теме

Чичайкина Марина Юрьевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polikulturnoe_vospitanie.docx18.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мульти культурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории, как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие

Основой национального самосознания в период дошкольного детства является, прежде всего, отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно опираться не только на знания, представления, а прежде всего на чувства, и как результат – умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали. То есть, прежде всего, следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур –  общечеловеческим ценностям, как мощному фактору развития личности в многонациональном пространстве

Каждое поколение, глядя вперед, выбирая и определяя свое будущее, неизменно оглядывается назад, чтобы взять с собой самое ценное и необходимое. И среди этого самого ценного, достойного существования и продолжения – народное творчество - одна из главных  духовных творений. Используя национальную музыку, как средство поликультурного воспитания, мы музыкальные руководители видим результат, понимаем  важность этой работы. Приобщение детей к национальному творчеству развивает нравственно-личностные качества, пробуждает интерес к национальной культуре русского, мордовского и татарского народов.  Поликультурное образование нацелено на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности многонациональной  и поликультурной среде, обладающей развитым чувством уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

К задачам поликультурного образования дошкольников относятся:

- овладение детьми культурой своего собственного народа;

- формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям;

- развитие умений и навыков взаимодействия с представителями  различных культур;

- воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного  межнационального общения.

Одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека является художественно-эстетическое развитие ребенка, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического  лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям, явлениям окружающей действительности и художественным образам в другом.

Содержание художественно-эстетического воспитания включает знания в области народного искусства, знакомство с фольклором, народными  музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, участие в подготовке и проведении народных  праздников

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура, воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки.)  В фольклоре в полной мере отражено все  богатство культурного наследия народов. Народная культура, отраженная в фольклоре помогает ребенку осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций),

Содержание регионального компонента музыкального образования в ДОУ раскрывается посредством:

•        произведений  композиторов региона, написанных для детей и имеющих ярко выраженный духовно-нравственный контекст, с целью эстетико-нравственного воспитания и расширения общего и музыкального кругозора;

•        простейших народных песенок (в основном из детского музыкального фольклора) для интонирования;

•        народных  инструментальных наигрышей  в записи.

Важной сферой развлечения, которая способствует активному развитию ребенка и является ведущей деятельностью дошкольников, является игра. Игра является важнейшим принципом эстетического воспитания, способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, способности эстетического переживаний музыкальных произведений и произведений искусства. Одной из главных особенностей игровой деятельности заключается в её активном творческом характере, т.к. связана не только с правилами, условиям игры, но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом. Мордовские и татарские народные игры несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности.

Поликультурное образование —  это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Именно поэтому исключительную значимость приобретает традиционная культура в интеграции с мировыми культурами и с учетом освоения национальных и общечеловеческих ценностей в развитии национального самосознания и формирования внутреннего мира личности, приобщения растущего человека к накопленным веками духовным ценностям. Задачи нас, музыкальных руководителей - способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России, Мордовии, содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности как одного из важнейших личностных качеств ребенка-дошкольника.

Список использованной литературы:

1.Карпушина Л.П., Миняева Г.Н. Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент».  -  Программа и методические рекомендации. Народное образование РМ     Саранск, 2003.

2.Одинокова Т.И.  Мордовский фольклор в начальной школе 1-4 классы / М-во образования РМ – Саранск, 2004.

3.Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий. Под редакцией Т. С. Комаровой. М: Издательство « Российское педагогическое агентство» 1997

4.Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. О.В. Бурляева,  Л.П. Карпунина,  Е.Н. Киркина  и другие Саранск. Мордов. КН. Изд-во, 2011г.

5.Брыжинский В.С. Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский- Саранск, мордов.книж.изд-во, 2009;

6.Поликультурное воспитание детей старшего дошкольного возраста . Под ред. В.Н. Вершинина- Ульяновск, УИПКПРО, 2004.

7. Суслова Э.К. Общение с людьми разных национальностей.// Дошкольное воспитание, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Задачи: Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус; знакомить с разновидностями струнных инструментов; закреплять практические навыки выразительного...

Поликультурное образование дошкольников средствами музыкального искусства

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников буд...

Значение формирования основ поликультурной личности в дошкольном возрасте.

Момент формирования поликультурной личности, надо постараться не упустить. Начинать формировать поликультурное мышление нужно с детского сада....

Народная культура -источник формирования основ полноценной личности дошкольника

Народная культура -источник формирования основ полноценной личности дошкольника...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ здоровой личности дошкольника

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....