Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания.
консультация (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна
Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания.
 
Звягина О.Н.
В настоящее время православная церковь посредством воскресных школ предлагает образовательный материал, наполненный религиозным содержанием: о сущности и истории православия, религиозной культуры. Жития святых, духовная музыка, церковные песнопения имеют своей целью формирование русского человека с христианским мировоззрением.  В настоящее время обострилась проблема взаимодействия религии и образования, особенно же религии и воспитания. Вместе с тем и у церкви и у системы образования можно обозначить общие задачи, которые должны решаться в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:
- формирование человека высоконравственным, образованным, духовно богатым, трудолюбивым, физически развитым, способным к самообразованию и творчеству, любящим свое Отечество гражданином;
- возрождение традиций  духовно-нравственного воспитания;
- глубокое освоение детьми богатого культурного и духовного наследия России и одновременное приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;
- пробуждение русского национального самосознания, русской духовности, чертами которой являются идеи единства и согласия, понимания исторического долга и преемственности поколений, идея семьи, рода, верности, стремления к истине, идея православия.
Каким же образом можно использовать воспитательные возможности религии и церкви в процессе воспитания духовной и нравственной личности?
Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримые истины, говорит о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманистических ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.
Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с детьми. 
Свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай другому человеку то, чего себе не желаешь».
Опыт ведения таких бесед с детьми дошкольного возраста показывает, что осознаются эти законы постепенно и выступают в детском сознании не в виде отвлеченных понятий,  а в живых впечатлениях из окружающего мира. В процессе разговора мало просто познакомить ребенка  с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что каждый шаг, поступок – это испытание, поиск ответов на вопросы: как поступить, добро совершить или зло? Постепенно дети будут замечать внутри себя борьбу добра и зла, у них начнет «говорить совесть». Она как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо – испытывает мир и спокойствие в душе. И наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть, как уже говорилось выше, основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.
Есть еще одна сторона у нравственного учения Нового Завета, которая вполне соответствует современным устремлениям человека – его коллективистская направленность. Не приводя многих примеров, отмечу лишь то место, где это проявляется наиболее ярко. Речь идет об основной молитве «Отче наш». Прочтите ее детям – здесь каждый молящийся просит не о себе, а «о нас», то есть о всех людях и каждом в отдельности. «Я сам» не упоминается ни разу, хотя в других местах не возбраняются и просьбы о «личном»: «просите, и дастся вам, стучите, и откроют вам, ищите, и найдете».
И лишь в последнюю очередь следует упомянуть, что Библия  - это книга общежитейской мудрости.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий нам канвой годового цикла жизни. Здесь достаточно упомянуть о народных праздниках и обрядах, с которыми знакомят детей – Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Святки. Одним из самых великих православных праздников является Рождество Христово. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. И тут попутно, без всякого напряжения, решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniya.docx5.55 КБ

Предварительный просмотр:

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания.

Звягина О.Н.

В настоящее время православная церковь посредством воскресных школ предлагает образовательный материал, наполненный религиозным содержанием: о сущности и истории православия, религиозной культуры. Жития святых, духовная музыка, церковные песнопения имеют своей целью формирование русского человека с христианским мировоззрением.  В настоящее время обострилась проблема взаимодействия религии и образования, особенно же религии и воспитания. Вместе с тем и у церкви и у системы образования можно обозначить общие задачи, которые должны решаться в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:

- формирование человека высоконравственным, образованным, духовно богатым, трудолюбивым, физически развитым, способным к самообразованию и творчеству, любящим свое Отечество гражданином;

- возрождение традиций  духовно-нравственного воспитания;

- глубокое освоение детьми богатого культурного и духовного наследия России и одновременное приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;

- пробуждение русского национального самосознания, русской духовности, чертами которой являются идеи единства и согласия, понимания исторического долга и преемственности поколений, идея семьи, рода, верности, стремления к истине, идея православия.

Каким же образом можно использовать воспитательные возможности религии и церкви в процессе воспитания духовной и нравственной личности?

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримые истины, говорит о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманистических ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с детьми.

Свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай другому человеку то, чего себе не желаешь».

Опыт ведения таких бесед с детьми дошкольного возраста показывает, что осознаются эти законы постепенно и выступают в детском сознании не в виде отвлеченных понятий,  а в живых впечатлениях из окружающего мира. В процессе разговора мало просто познакомить ребенка  с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что каждый шаг, поступок – это испытание, поиск ответов на вопросы: как поступить, добро совершить или зло? Постепенно дети будут замечать внутри себя борьбу добра и зла, у них начнет «говорить совесть». Она как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо – испытывает мир и спокойствие в душе. И наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть, как уже говорилось выше, основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.

Есть еще одна сторона у нравственного учения Нового Завета, которая вполне соответствует современным устремлениям человека – его коллективистская направленность. Не приводя многих примеров, отмечу лишь то место, где это проявляется наиболее ярко. Речь идет об основной молитве «Отче наш». Прочтите ее детям – здесь каждый молящийся просит не о себе, а «о нас», то есть о всех людях и каждом в отдельности. «Я сам» не упоминается ни разу, хотя в других местах не возбраняются и просьбы о «личном»: «просите, и дастся вам, стучите, и откроют вам, ищите, и найдете».

И лишь в последнюю очередь следует упомянуть, что Библия  - это книга общежитейской мудрости.

Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий нам канвой годового цикла жизни. Здесь достаточно упомянуть о народных праздниках и обрядах, с которыми знакомят детей – Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Святки. Одним из самых великих православных праздников является Рождество Христово. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. И тут попутно, без всякого напряжения, решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания."

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и пр...

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания

Статья "Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания"...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного ...