Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров
материал (младшая группа) на тему

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. На развитие речи оказывают большое влияние окружающая среда и отношение ребенка к ней.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дошкольное детство - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей

Создание педагогических условий для формирования речевых и коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихов).

Исходя из цели, определены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством в ходе режимных

моментов и разнообразной детской деятельности; Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в инсценировании сказок, потешек, песенок, стихов; S Формировать желание заучивать потешки и стихи;

Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада;

Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми;

Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д.

С целью систематизации и упорядочивания работы был составлен перспективный план «Использование фольклора в работе с детьми раннего возраста»

С целью определения уровня индивидуального развития детей раннего возраста проведено диагностическое обследование по методике Борисенко М.Г., Лукиной Н.А. по следующим критериям:

1.                 Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы;

2.                 Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов (синя - машина);

3.                 При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения;

4.                 Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик»- паровозик). - Повторяет за взрослым сочетание из двух слов: «Мама Лена».

5.                 Строит предложения из двух слов («Мама, дай»);

6.                 Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время;

7.                 Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол. Имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями;

8.                 Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Куда?», «Когда?»;

9.                 Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы «Почему?», «Когда?»,«Где?», «Зачем?».

С удовольствием рассматривают красочный альбом, сделанный родителями и книжку - игрушку, где красочные иллюстрации со знакомыми персонажами. Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развивать интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает.

Результатом работы стали положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены. Напевая колыбельные песенки, подходя

к каждому ребенку, поправляя одеяло. Если кто-то из малышей беспокоится,

можно успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой:

Люли, люли, люли,                       Птицы спят на веточках,

Прилетели гули,                           Лисы на горочках

Сели гули ворковать,                   Зайцы спят на травушке,

Тихо Машу усыплять                   Утки на муравушке.

Спи, малютка почивай.                Детки все по люлечкам.

Глаз своих не открывай.             Спят поспят — всем миру спать

Вот и люди спят                            велят!

Вот и звери спят

Используя этот прием укладывания, можно отметить, что дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой. На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечку.

Малые формы фольклора также использовали и при формировании навыков самообслуживания и гигиены, при одевании после сна. Приучая детей мыть руки, лицо, важно вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождается такими потешками как: Водичка, водичка,   Ай, лады, лады, лады,

Умой мое личико ...                     Не боимся мы воды,

Чистая водичка,                            Чисто умываемся,

Умоет Саше личико                     Деткам улыбаемся.

Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем дети уже сами использовали народные потешки во время игры. Укачивая куклу Катю напевали: « Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай...». Во время игр с куклами мы с детьми с удовольствием вспоминают содержание других потешек: Ах, как много разных deiil Вот компотик закипел! А теперь для куклы нашей, мы наварим сладкой каши.

При игре мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится, и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за воспитателем слова и просят вновь повторить игру.

При разучивании потешки «Кисонька - мурысонька» сопровождали слова определенными действиями. Дети старались копировать эти действия,

юинтонацию обращения, ответа. Вариантность их действий была связана с особенностями индивидуальной восприимчивости, эмоциональности. Для того, чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, песенки, прибаутки, почувствовать свое отношение к нему, мы используем «живые картинки». Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание той или иной потешки.

Чтобы потешки, песенки прочно вошли в жизнь ребенка, старались каждому из детей помочь осознать её содержание, не просто читали ту или иную потешку или песенку, а продумывали в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Вносили шапочки персонажей, яркие игрушки, картинки.

    В своей работе используем музыкальные аудиодиски, где представлены песенки - игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно - моторное и эмоциональное. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику и речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах. Вот игры- приветствия: «Начнём урок», «Все на ножки становитесь», «Ну-ка все встали в круг», «Хлоп», «Носик, где ты?» и т. д. Игры - прощания: «Всем домой пора», «Прошёл урок» и т. д.

Для более успешной работы разработан цикл занятий-игр с использованием русского фольклора и художественного слова такие как: «Петушок, петушок золотой гребешок»; «Путешествие на автобусе»; «Как у нашего кота...»

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша.

Для работы с родителями воспитанников подобрана информация с использованием фольклора «Учимся умываться», «Учимся одеваться» и т.д. Изготовлены папки - передвижки и памятки «Играем пальчиками и развиваем речь»; «Вы -первый учитель»; «Как общаться с детьми» и др. Провели родительское собрание, тему собрания выбрали сами родители: «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста», где родителям давались рекомендации, как формировать культурно - гигиенические навыки через использование игровых приемов и художественного слова. Родители оформили альбом - потешек «Наша Маша маленька...». Дети потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней заметили, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другого персонажа.

Особое место занимают музыкальные игры – потешки, на аудиодисках представлены песенки-игры, которые порадуют малышей и окажут положительное влияние на их сенсорно- моторное и эмоциональное развитие. Выполняя подражательные действия под музыку, дети получают возможность лучше осознавать различные ситуации и роли, развивают крупную и мелкую моторику, речь, а музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух и память. Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.

Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчиковых игр или логорйтмических упражнений, которые также способствуют развитию речевого общения.

          Простые движения рук помогают убрать напряжение и не только снимают усталость, эмоциональное напряжение, но и повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми, но жизненно важными умениями- правильно держать ложку, чашку, умываться и т. д. Предлагаем пальчиковую гимнастику «Снеговик». Тра-та-та! Тра-та-та! Рады снегу детвора! Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика! Ком на ком поставили, глазки подведём, Нос- морковку вставим, шапочку найдем. Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!

Широко использовались малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность, привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует развитию разговорной речи. Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает потешка: Не плачь, не плачь, детка, прискачет к тебе белка Принесет орешки, Для Маминой потешке.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Традицией стало использование малых фольклорных форм при укладывании детей спать в тихий час, что способствовала созданию. В работе руководствовались следующими принципами

•                     Принцип активности и посильной самостоятельности.

•                     Принцип познавательной активности

•                     Принцип наглядности

•                     Принцип поэтапности

•                     Принцип вариативности

Одним из условий результативности запланированной работы является создание определенных условий в группе, развивающей предметно- пространственной среды.                    *

Подобраны соответствующие настольно - печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке разместили книжки - игрушки с иллюстрациями к потешкам; иллюстрации картинок к потешкам для детей раннего возраста. Книжки-малышки «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Игрушки» А. Барто. Есть серия книг «Первые шаги от 0 до 3 лет», где представлены потешки, чистоговорки, прибаутки, колыбельные песенки и т.д. для детей раннего возраста, брошюра «Детские песенки и потешки» из серии «Маленький гений».

Материалы книжного уголка систематически обновляются в соответствии тематикой недели и интересов детей. Здесь же размещаются маски животных - курочка, петушок, кошечка, собачка; пальчиковый театр - «Теремок», «Репка»; театр - рукавичка «Колобок», «Курочка Ряба». Дидактические игры этих же произведений, использование фланелеграфа (иллюстрации к потешкам)-«Наша Маша маленька...», «Жили у бабуси два веселых гуся» и т. д. Всё это привлекает внимание детей, вызывает желание поиграть, инсценировать произведение. Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Состоит в создании комплекса эргономических и психолого-педагогических условий в группе в соответствии с ФГОС ДО, способствующих повышению речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Организация образовательного процесса в группе на основе сюжетно-тематического планирования, включение малых фольклорных форм в различные виды детской деятельности и культурные практики, в режимные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_rannego_vozrasta_posredstvom.pptm1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров»

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возрастаДля овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность - залог успешного усвоения ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 33 «Радуга»      Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук".

Развитие   речи   у   детей   младшего   дошкольного   возраста   посредством   развития   мелкой   ...

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров...

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»

Отчет по самообразованию « Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством сенсорной игры»...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...