Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания.
статья (младшая, средняя группа) по теме

Петрова Ксения Ярославовна

В  Федеральном  законе  «Об образовании»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,  статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны  заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка.» Это дает полные основания и уверенность - ожидать и расчитывать на  совершенно иные отношения  семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_roditeley.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей младшего дошкольного  возраста навыков самообслуживания.

 В последнее время усилилась тенденция самоустранения и возложения всей ответственности решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка  на плечи  ДОУ   многими  родителями. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

В Федеральном  закон е «Об образовании»  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,  статья 44, пункт 1), говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны  заложить основы физического, нравственного и интеллектуального  развития личности ребенка.» Это дает полные основания и уверенность – ожидать и рассчитывать   совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются  понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.  В сложившихся социально-культурных и экономических условиях взаимодействие, взаимопонимание   и сотрудничество с семьёй,  является  важным направлением  в формировании личности ребенка  - научить ребенка самостоятельности  в самообслуживании. Поэтому  мы  поставили перед собой  цель:   достичь  единства  и активного участия   родителей  в  педагогическом процессе, оказав им помощь в формировании  у детей младшего дошкольного  возраста навыков самообслуживания.

Задачи:1.Убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач формирования навыкам  самообслуживания и  привитию культурно-гигиенических  навыков;

2.Создание достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию;

3.Совместное с педагогом выявление достижений и трудностей в освоении навыков и умений в самообслуживании  (одевание, раздевание, умывание, прием пищи, уход за внешним видом);

4.Обучение родителей работе по формированию навыков самообслуживания детьми  младшего дошкольного возраста;

5.Организация  совместной  деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем по формированию самостоятельности и привитию культурно-гигиенических навыков.

Формы работы с детьми и родителями:

1.Индивидуальная;

2.Групповая;  

3. Беседы;

4.Чтение художественной литературы, ее обсуждение, просмотры мультфильмов, их обсуждение;

5.Д/И, сюжетно-ролевые игры

6.Ознакомление с алгоритмами действий;

7.Применение имеющихся навыков на практике;

8.Занятия;

Этапы работы с родителями:

 1этап -диагностический:

  • личное знакомство с родителями и детьми;
  • анкетирование родителей;
  •  консультации-рекомендации узких специалистов ДОУ;
  •  посещение семей воспитанников на дому;

2этап-теоретический.

Цель: Создание заинтересованности у родителей.

Формы и методы работы с родителями:

  • инструктирование, беседы, разъяснения, консультации: «Режим – это важно!», «Роль семьи в развитии самостоятельности у детей»  «Навыки  самообслуживания младшего дошкольного возраста», «Игра- это здорово!», рекомендации по особенностям детей с консультацией узких  специалистов ДОУ(логопедом, психологом)
  • консультация – практикум для родителей:  «Роль алгоритмов в освоении последовательности выполнения режимных моментов
  • оформление наглядно-тематического уголка в группе
  • выставка  настольно - развивающих игр, алгоритмов последовательности действий в самообслуживании: дидактической игры  «Что сначала, что потом?», «Неразбериха», «Платочек мой» , пазлы;
  • собрание родителей;
  • чаепитие;

3 этап – практический.

Цель: Реализация  индивидуально-ориентированной программы обучения; разработка индивидуально-ориентированной программы обучения ребенка навыкам самообслуживания и определения  вместе с родителями следующего шага в формировании навыка;

  •   инструктирование по отработке дома данного шага;
  • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
  • закрепление навыка в игровой деятельности;
  • домашнее  задание закрепить  с детьми полученные навыки в домашних условиях (без помощи), зафиксировать с помощью фотоаппарата;
  •  создание групповой странички  «В Контакте»;
  • демонстрирование  презентации  на тему: "Хочу все делать сам!»
  • создание  фотоальбома «Я сам», где родители делятся семейными результатами по отработанным  навыкам  у детей;

 Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества  между взрослыми и детьми, важно представлять коллектив  как единое целое, как большую семью, которая интересно живет и сплачивается. Это возможно, если глубоко продумана совместная деятельность педагогов, родителей и детей, способствующая  установлению  взаимопонимания между  родителями и детьми, созданию комфортных условий в детской семье.

 Приложение:

1.Игра для активизации родителей «Список прилагательных»

Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: « Каким вы видите ребенка, владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным… и т. д).

какой? чей? ...опрятный, аккуратный, ухоженный,  приятный, прилежный, причесанный, чистый, выглаженный, умытый, выстиранный, приятно пахнущий,  подстриженный, вычищенный, холеный, любящий порядок,подтянутый,прилежный,тщательный,чистоплотный,чистый,бережный,точный,порядливый.,вымытый,почищенный,отглаженный…

2.Игра «Продолжи  предложение»

Каждому родителю предлагается продолжить предложение  «Мой ребенок умеет или делает…

Задание: Назвать те качества, которыми  обладает ребенок.

Н-р: Мой ребенок умывается,

….чистит зубы

…причесывается

…делает утреннюю зарядку

…содержит свою одежду в чистоте

…убирает игрушки

..говорит ,здравствуй, говорит до свидания когда уходит

…говорит спасибо

…моет руки с мылом

…моет руки по мере загрязнения

…моет руки после пользования туалетом

…пользуется носовым платком

…пользуется платком при кашле

…при чихании

…отворачивается при чихании

…прикрывает рот и нос носовым платком

..может опрятно есть

..может снимать и одевать одежду

…снимает обувь самостоятельно,…может переодеваться после улицы в домашнюю одежду.

…чисти обувь щеткой…

…моет сапоги от уличной грязи

…складывает вещи…

При формировании навыков самостоятельности у детей, мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация (разбор ситуации)

-1.Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное задание! Наконец, после долгих усилий, колготки почти надеты, но…наизнанку. Малыш этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает эту «бесцельную возню», быстрым движением старается натянуть ребенку колготки. Малыш кричит: «Я сам!». мама отвечает: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».

Правильно ли поступила мама?

Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

 (ответ родителей)….

Что ваш ребенок делает сам?

2.Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!». Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда  дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить  их, его жалеют.

 –«Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!» -это часто произносится в присутствии ребенка.

-Чем обусловлена беспомощность Алеши?

-Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.

-Можно ли такими методами воспитывать самостоятельность?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников»

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на зна­комство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура....

Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания

Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...

социальный проект:сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Создание условий для направленной работы педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, через различные способы реагирования в неординарных ситуациях....

Социальный проект: Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Цель проекта: Направленная работа педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.Задачи проекта: Для детейФормирован...

Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов

Представление опыта работы  в рамках  городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию этической культуры младших дошкольников» Подготовила материал Титова . О. И.

Содержание просвещения родителей направлено, прежде всего, на знакомство с программой «Детство» по разделам: взаимоотношения со сверстниками и взрослыми и этическая культура.Непосредственн...