АПО "Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях дошкольной образовательной организации"
материал на тему

Коршикова Светлана Юрьевна

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг с другом. Ребёнку легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее, тот и прав, кто быстрее, тот и взял; «примеряют» на себя взрослую роль хозяина положения. Дома малыши упрямятся, делая всё наоборот; не хотят делиться игрушками, чаще звучат слова «я», «мое», «хочу». Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых и в нашем детском саду, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды. Педагог предлагает авторскую инновационную модель «СКАЗКА», которая раскрывает качественные характеристики современного ребёнка и может формировать у него социальные нормы и правила в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon apo.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коршикова С.Ю.

ОГАОУ  ДПО «Белгородский институт развития образования»

Инновационная модель «СКАЗКА» как фактор успешной социализации дошкольников в современных условиях

дошкольной образовательной организации

Актуальный педагогический опыт работы

воспитателя

Коршиковой С.Ю.

 

Губкин 2016 г.

Содержание:

  1. Информация об опыте………………………………………………………………..3
  2. Технология опыта…………………………………………………………………….9
  3. Результативность опыта……………………………………………………………..17
  4. Библиографический список…....................................................................................21
  5. Приложение к опыту ………………………………………………………………..22

  1. Информация  об  опыте

          

Условия возникновения,  становления опыта 

         Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного  вида № 2 «Сказка» расположено по адресу: Белгородская область, Губкинский район, п.Троицкий, ул.Парковая, д.12.

         Детский сад рассчитан на 300 мест. В учреждении функционируют  10 групп, из них: 8 групп общеразвивающего вида (3 группы для детей раннего возраста, 5 групп - для детей дошкольного возраста), 2 группы – компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием   речи.

В ДОУ создана хорошая материально-техническая база: имеется изостудия, лингафонный и логопедические кабинеты,  музыкальный и физкультурный залы,  сенсорная комната, кабинет психолога, музей «Русская горница».

Предметно-пространственная среда соответствует названию детского сада «Сказка». Каждая группа в детском саду имеет соответствующее название: «Золотая рыбка»,  «Жар-птица», «Золотой ключик», «Колобок», «Теремок», «Белоснежка», «Золушка», т.д.

Педагог работает в группе компенсирующей направленности с детьми, имеющие общее недоразвитие речи «Аленький цветочек».          Работа с дошкольниками осуществляется по основной образовательной программе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области, «Примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.Нищевой.

Проведя анализ результатов освоения программы у детей второй младшей группы, автор опыта выявила следующее:  эмоциональны в действиях с игрушками и другими предметами, но не особо стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; знают назначение бытовых предметов, но в силу своих возрастных особенностей не могут правильно ими  пользоваться. Дети интересуются сверстниками, наблюдают за их действиями и подражают им. Дошкольники владеют простейшими навыками самообслуживания, но не стремятся проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

Ежедневные наблюдения позволили педагогу сделать вывод  о том, что у детей нет сформированных навыков и приемов общения, умения договариваться друг  с другом. Ребёнку  легче ударить, чтобы показать своё «право», кто сильнее, тот и прав, кто быстрее, тот и взял; «примеряют» на себя взрослую роль хозяина положения.

Из бесед с родителями, автор опыта отмечает, что и дома малыши упрямятся, делая всё наоборот; не хочет делиться игрушками, чаще звучат слова «я», «мое», «хочу».

 Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых и в нашем детском саду, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

С целью успешной работы социального развития детей заключены договора о совместной деятельности с учреждениями социума: детской библиотекой, школой искусств, Троицкой  общеобразовательной  школой,  Домом Культуры.

В связи с переходом на обновленную систему работы дошкольного образования, соответствия новым требованиям, предъявляемым к педагогам  и родителям, где они должны выступать активными участниками образовательного процесса, стал необходимым поиск путей решения образовавшихся проблем. Как осуществить переход в работе уже устоявшейся системы дошкольного образования на новый «Лад»?

 Педагог предлагает авторскую  инновационную модель «СКАЗКА», которая раскрывает качественные характеристики современного ребёнка и может формировать у него социальные нормы и правила в современных условиях ДОО. 

Актуальность опыта

В последние время в системе образования наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. В этом возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетентностей, которые им будут необходимы во взрослой жизни. И во многом от того, как пройдёт дошкольный период, зависит в будущем их способность быть успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.

Проблема социализации детей занимает ведущее место в следующих документах:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

-  Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 года;

 -         Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области

Изучив нормативную документацию, автор опыта сделал вывод, что ДОУ уделено особое внимание как институту социализации, позволяющему формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодого гражданина России.

В настоящее время можно отметить, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого изменения в окружающем мире как в предметном, так и в социальном, в методах воспитания в семье, установках родителей. Все эти изменения привели к психологическим изменениям. Увеличилось количество гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Этому способствуют ряд причин:

Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных дошкольников.

Следующая проблема современного ребёнка – рост экранной зависимости. Компьютеры и телевизоры заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные игры и прогулки. Результатом этого является недостаток общения.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогом – снижение любознательности и воображения, фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого ограничение общения со сверстниками, ведь им не интересно общаться друг с другом. Исчезло детское «дворовое» сообщество, где дети могли свободно играть, свободно общаться друг с другом.

Отмечается повышение тревожности и агрессии. Наблюдения показывают, что агрессия проявляется при недостатке общения. Агрессия чаще всего становится защитным механизмом. Ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не понятны родителям и педагогам.

Ещё одной проблемой воспитания современного дошкольника является современные игрушки, которые не способствуют развитию игровой деятельности, они нацелены на механическое использование.

Стоит отметить, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в эффективных формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствует потребностям и возможностям дошкольника.

В связи с этим педагоги должны найти более эффективные механизмы для успешной социализации дошкольников в современных условиях.

Таким образом, в практике работы встречаются противоречия:

- между необходимостью формирования у дошкольников социальных норм и правил и  неэффективными формами и методами работы;

- между необходимостью выполнения требований современного образования и некомпетентностью родителей в вопросах воспитания современного ребёнка;  недостаточным кадровым потенциалом, способным перестроиться на новую систему образования.

Поэтому автор опыта считает, что использование инновационной модели «СКАЗКА» поможет педагогам и родителям в современных условиях успешно осуществлять работу в становлении социального опыта  детей.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Использование инновационной модели «СКАЗКА» для формирования у детей общечеловеческих ценностей и активного социального становления в современных условиях ДОО.

Длительность работы над опытом:

Длительность работы над опытом составляет 3года: с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года. Работа велась следующим образом:

  • Анализ системы деятельности на основе мониторинга и выявления проблем.
  • Создание организационной и практической основы для осуществления инновационной деятельности
  • Анализ проведённой работы, сравнение полученных результатов с целевыми ориентирами на этапе завершения ДО. Определение степени удовлетворенности участников образовательного процесса (семьи) уровнем социально-личностного развития детей..

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой работы, в ходе которой раскрывается инновационная модель «СКАЗКА», влияющая на успешную социализацию дошкольников в современных условиях дошкольного образования.

Теоретическая база опыта

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин идр.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинскийи др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р.БеспаловаП.П. БлонскийЕ.А. Радина, П.М.Саморуковаи др. педагоги.

Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Д.И. Фельдштейн обращал внимание на исключительно важное место в социальном развитии ребёнка дошкольного образования. На первый план выдвигается задача приобщения детей дошкольного возраста к социальному миру, что означает для него «открытие путей для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития».[12 с.27]

Анализ отечественной психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Социализация как процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.
Понятие «социализация» при широком толковании представляет собой процесс вхождения в социальную действительность через развитие психики и личности ребенка.
 [7 с.254]

Педагог считает, что в работе по формированию у дошкольников социальных норм и правил  значительную роль играет программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение к истокам русской народной культуры». Она расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; обычаи, праздники, промыслы, игры и др. Программа способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств.  

Современный педагог должен следовать новым требованиям и вносить инновации в педагогическую деятельность.

Термин «инновация» в настоящее время является одним из самых употребляемых в нашей стране и применяемым в  области образования и других сферах деятельности человека. Слово «инновация» произошло от латинского слова «innovus» (in — в и novus — новый) и переводится на русский язык как «новинка», «обновление», «изменение». [7 с.64 ]

В существующих исследованиях чаще всего выделяют две основополагающие, сущностные черты инновационной модели - информатизацию и инновационность образовательного процесса. Различия между традиционной и инновационной системой образования заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством принципиально разных образовательных технологий.

Инновационная модель понимается как технология поиска и восприятия информации, возможности для реализации  стремления к самосовершенствованию.

Автор опыта считает, что инновационная модель будет являться тем самым условием, способным определить траектории развития и успешной адаптации ребёнка  в меняющемся социуме.  Аббревиатура модели представлена в виде характеристик, отражающих качества социально-успешного ребёнка:

С – самостоятельный. Ребёнок, который действует  сам, без подсказки и помощи окружающих, способный рассчитывать на свои силы, свободно выражает свои чувства;

К коммуникабельный.  Способный вступать в контакт с окружающими, умеет организовывать общение, слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации, использовать нормы и правила при общении с окружающими.

А – активный (энергичный, предприимчивый, инициативный). Ребёнок, познавая окружающий мир, как активный субъект показывает свою самостоятельность, индивидуальность, направляет энергию, волю, действие на достижение позитивного результата.

З – заботливый. Добрый, внимательный по отношению к людям, к радостям и огорчениям сверстников, печальному настроению взрослых, умеет деликатно проявить внимание. Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру

К – культурный. Различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

А – анализирующий. Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Таким образом, представленная авторская инновационная модель «СКАЗКА» будет являться действенным инструментом в решении вопросов социализации дошкольников. Стремление педагога развивать представленные качества личности позволит решить познавательные задачи, удовлетворить у ребёнка собственное любопытство, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.

Новизна опыта состоит в преобразовании педагогического процесса,  направленного на успешное освоение детьми социального опыта, путём использования качественных характеристик инновационной модели "СКАЗКА"

  1. Технология опыта

Цель: использование инновационной модели «СКАЗКА»,  для достижения социально-значимых результатов детей  в современных условиях ДОО

Для решения вопросов успешной социализации дошкольников педагогом были поставлены следующие задачи в соответствие с ФГОС ДО

  • создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развития способностей и потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе  социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формировать общую культуру личности детей, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формировать историческое и патриотическое сознания у детей посредством изучения истории, культуры и природы родного края

Работа осуществлялась в несколько этапов:

На первом этапе было уделено особое внимание изучению нормативной документации, анализу системы деятельности на основе мониторинга,  определению целевых ориентиров на этапе завершения ДО:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, владеет разными формами и видами игры;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Данная работа подвела автора опыта к идее создания инновационной модели, которая раскрывает  достижения у детей социально-значимых результатов  в современных условиях ДОО. Педагог выдвигает идею названия модели «СКАЗКА», т.к. она наполнена добрым смыслом, формирует нравственную личность дошкольника.

Следующим этапом в работе стало создание организационной и практической основы для осуществления инновационной деятельности.

ФГОС выдвигает обязательным условием качественного образования. Создание развивающей образовательной среды в детском саду стало первоначальным шагом на данном этапе. Поэтому автор опыта в первую очередь уделил внимание групповому оформлению.

Внешний вид группы, в частности, красиво оформленные окна, с характеризующими сказку аппликациями, создаёт приятную сказочную атмосферу. Приложение №.1

 Отличительной особенностью групповой ячейки является книжка – самоделка в сказочном жанре, по названию группы -  «Цветик-семицветик». Содержание  книги отражает деятельность группы, согласно возрастным особенностям детей, с учётом ФГОС. В новой сказке «Цветик-семицветик» в интересной форме дети узнают правила поведения и общения друг с другом, учатся  слушать собеседника, сопереживать.

Таким образом,  у детей формируются жизненные ценности, воспитываются важные качества личности, влияют на его социальное становление.

В соответствие пяти направлениям ФГОС ДО в группе создан богатый материал для социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, физического и развития речи. Приложение № 1

Создавая предметно-развивающую среду в группе, автор опирался на требования (СанПиН 2.4.3049-13, п.6.1; п.6.2; п. 6.3),  учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Например, столы для детей, с регулируемыми ножками,  удобно размещены в учебной зоне. Доска находится на уровне детских глаз.

        Познавательная зона " Знайка и его друзья" представлена авторскими и приобретёнными играми  в соответствии с требованиями ФГОС: "В гостях у сказки", " Назови персонажа сказки", " Четвертый лишний", серия дидактических демонстрационных картинок по развитию связной речи "Ох, уж эти сказки", настольные игры и др. Так, например, игра «Ассоциации» способствует развитию логического мышления, аналитических процессов. Играя в эту игру, дети учатся договариваться друг с другом, общаться.

        Особым интересом у детей пользуется зона - "Театр Карабаса Барабаса", где собраны различные виды театра, персонажи известных сказок. Желание примерять на себя образ того или иного сказочного героя, дает возможность попробовать себя в роли различных по характеру персонажей.  В результате дети различают добро и зло, ум и глупость, щедрость и жадность. Стоит отметить, что дошкольники предпочитают выбирать роли положительных героев. Дети учатся свободно выражать свои чувства. В процессе театральной импровизации различают условную и реальную ситуации.

        Уголки для сюжетно-ролевых игр "Ухти- Тухти", "Стойкий оловянный солдатик" оснащены богатым материалом атрибутов, что дает возможность детям действовать по взрослому, подражать им, дают ребёнку состояние внутренней свободы. Сюжетные игры не требуют от него реального, в ней всё «как будто», «понарошку». Дети учатся распределять обязанности, общаться и договариваться. Манипулируя предметами – игровыми атрибутами, предметами заменителями, дошкольники ведут подражательный диалог, ситуативное общение, строят сюжетную линию. Мальчики, как правило, выполняют мужские роли хозяев, добытчиков, защитников, подражая поведению своих родителей. Но так как социальные слои населения различны, это сказывается на сюжетном поведении играющих. Поэтому педагог в данном случае корректирует поведение персонажа игры.

        Девочкам очень нравится проводить время в центре экологического развития «Аленький цветочек», который помогает прививать любовь к природе, растениям, учит приемам ухаживания, знакомит с разнообразием мира растений. Они с большим удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят почву, моют поддоны. Педагог акцентирует внимание детей на добром отношении к растениям, общению с ними.

Автор опыта считает, что данная работа способствует воспитанию у детей гуманности, положительного отношения к миру.

        Игровые центры «Золушка», «Вкусная каша» - приучают малышей к порядку, чистоте, сервировке стола, этическим нормам поведения дома и в гостях и другим социальным правилам. Воспитатель ежедневно приучает дежурных называть приготовленные блюда, желать всем приятного аппетита, и обязательным моментом является благодарность детей в адрес поваров и помощника воспитателя.  Таким образом, у детей воспитывается уважительное отношение к труду взрослых, культурные навыки, такие качества личности, как вежливость, внимательность, чуткость, расширяются знания о пользе правильного питания.

        Центр развития сенсорики «Цветик-семицветик», благодаря правильно подобранным красочным продуктивным дидактическим играм, помогает дошкольникам развивать свою индивидуальность с учетом склонностей, интересов, расширить свои знания о цветовом спектре, тактильных ощущениях, осязательном восприятии. Так, например, развивая тактильные ощущения в работе с коллекцией тканей, дети знакомятся с названиями тканей различных по фактуре.  Очень важным моментом в создании данного центра является то, что большинство собранных дидактических игр практически изготовлены на глазах у детей и не требуют каких-либо особенных затрат. Здесь дошкольники проявляют своё творчество, фантазию, воображение, у детей развивается самостоятельность, креативность, умение действовать нетрадиционно.

        Детская деятельность в центре творческого конструирования «Мастер Самоделкин», благотворно влияет на развитие пространственного мышления, творческого воображения. В результате работы с различными по фактуре и размеру конструкторами  у детей развивается усидчивость и желание доводить начатое до конца.

Свои физические способности дети развивают в физкультурном уголке «Илья Муромец». Здесь, благодаря администрации ДОУ и родителям собраны различные виды спортивного инвентаря как традиционного, так и нетрадиционного. Мальчики в выборе спортивного оборудования предпочитают силовые  снаряды: гантели, плечевые и кистевые экспандеры, а также игры для развития меткости. Девочки в своем выборе склонны к более изящным видам спортивного оборудования: обручи, скакалки, ленточки. Хотя, как и в любом правиле имеются исключения, так и в нашей группе можно наблюдать за увлечением слабого пола в силовом оборудовании. Кроме физических способностей дети расширяют свои знания в области теории: называют виды спорта, спортивного оборудования, а главное имеют представления о нормах ГТО и их необходимости.

    Педагог отмечает, что кроме правильно подобранной развивающей среды, соответствующей ФГОС, важным условием является организация и осуществление образовательного процесса.

Воспитателем были пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил перейти   к новым формам работы с детьми, которые позволили педагогу обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагога и детей.

 Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значимым.

Образовательный процесс осуществляется по структуре, отвечающей требованиям ФГОС ДО. Приложение № 2.

 Автор опыта считает необходимостью  комплексно-тематического подхода, наличия единых тематических единиц, вокруг которых группируются темы в течение учебного года: «Моя Родина. Защитники Отечества», «Крепка семья – крепка Россия», «Мой дом, моя улица», «Мой детский сад, моя группа», «Времена года», «Профессии. Кем быть?», «Будущее нашего края», т.д. Приложение № 3 

Педагогом проведён цикл образовательных мероприятий: «Давай дружить», «Взрослые дети», «Спасём природу», «Поможем домовёнку Кузе», «В гостях у Почемучки», «Встречаем гостей» и мн. др. Приложение № 4  Данные мероприятия были направлены на усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний. Воспитатель отмечает, что успешная социализация дошкольника во многом зависит от правильной организации свободного общения. 

Педагог применяет современные формы  организации образовательного процесса. Коллекционирование является полезным увлечением дошкольников. Например, они собирают фигурки из киндер-сюрпризов, с помощью которых создают отдельные сюжеты сказок, знакомятся с окружающей действительностью, общаются друг с другом. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, что является одной из главных задач в группе компенсирующей направленности. Бесценным сокровищем для детей является коллекционирование камешков, цветных стеклышек, детских машинок, насекомых, морских ракушек. Таким образом, дети закрепляют счёт, пространственную ориентацию, цветовой спектр, умение конструировать, проводить эксперименты. Приложение № 5

Особую пользу в работе приносит такая форма работы, как ведение детского дневника, которая помогает проследить отношение ребёнка к тому, или иному мероприятию, дать ему оценку.

Создание презентаций, книжек-самоделок - одна из современных, любимых форм работы с детьми. Во время образовательной деятельности и культурных практик дети с удовольствием создают презентации посвященным тематическим неделям, важным событиям в детском саду, в городе, области. Приложение № 6. Особым успехом пользуются книжки-самоделки, выполненные педагогом и детьми совместно. В книгах отражена направленность работы по основным направлениям развития ребёнка-дошкольника. Это создаёт предпосылки  для успешного развития  ценных нравственных качеств: целеустремлённость, трудолюбие, заботливое отношение к близким людям и т.д. Родители, педагоги и дети, имея накопленный социальный опыт, с большим удовольствием проявляют писательские способности. Так, благодаря новым сказкам в рамках акции «Дари добро» была изготовлена книга с добрыми сказками и подарена воспитанникам Детского дома города Губкин.

Такая современная форма работы с детьми, как квест-игра является наиболее популярной в группе. Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск». Это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Она способствует развитию у детей самостоятельности в выборе решений, способов действий, развитию логического мышления, психических процессов, позволяет интересно проводить мероприятия. Приложение № 7

Основными подходами к организации образовательного процесса, которые педагог использует в работе, является: деятельностный  подход к ОД, принцип продуктивности, игровая основа ОД, использование ИКТ в ОД.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. В своей работе автор использовал индивидуальные и групповые проекты. Содержание данного направления  работы разнообразно. Наиболее понравившиеся детям стали творческие и исследовательские проекты: «Белый дар родной земли», «Живая горка»,  «Топиарий по-губкински», «Дари добро», «Сладкая радость» Приложение № 8. Так, например, исследовательский проект «Сладкая радость» стал популярен не только в нашем ДОУ, но и в других дошкольных организациях, так как позволил изменить отношение детей и взрослых к активным добавкам в сладостях.

С целью формирования исторического и патриотического сознания у детей посредством изучения истории, культуры и природы родного края, совместно с педагогом и детьми был реализован проект  «Топиарий по-губкински». Дети познакомилась не только с историей  топиария, но и узнали историю зарождения каждой фигурной клумбы города Губкина, совершили к ним экскурсии. Дошкольники с удовольствием наблюдали и участвовали в создании собственных топиариев, а затем делились своими впечатлениями с ребятами в детском саду.

Приятные воспоминания оставил после себя социальный проект с элементами творческого «Дари добро», где результатом стала встреча с детьми из детского дома. Ребята с любовью и трепетом отнеслись к встрече гостей: инсценированию сказки, изготовлению сладких подарков, сувениров. Данный проект осуществлялся в преддверии Нового года, поэтому дети из детского дома получили в подарок большую музыкальную ёлку, сделанную в группе совместно с воспитателем.  

Педагог  наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности.

Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе происходит в первой половине дня, а во второй половине организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей.  Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Приложение № 9

Ежедневно в перспективном плане запланировано чтение художественной литературы, сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, конструктивные игры, т.д.. Воспитатель объявляет детям, какое произведение будет читать и  привлекает к прослушиванию детей. Кому интересно, те дети собираются возле педагога, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по средам проводятся досуги: музыкальный и физкультурный по плану, музыкальный досуг обычно тематический. То есть в преддверии какого – либо события, с детьми проводятся беседы, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, в подготовительной группе прошло поздравление для мам. Кто – то из детей хотел поздравить маму стихотворением, кто – то песней, так и получился концерт по заявкам. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений. Например, на прогулке дети наблюдали за снегом. За этим следуют детские вопросы: Почему снег бывает липким? Как он тает? т.д. Тогда после сна группа превращается в лабораторию и происходит исследование на опытах того, что заинтересовало детей. Здесь они сами опытным путем отвечают на свои же вопросы. Обычно такая деятельность захватывает всех детей. У них возникают  и такие вопросы, на которые находятся ответы  в музее или библиотеке.

В ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети учатся принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умения в различных видах деятельности. И, самое главное, они хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик дети готовятся к взрослой жизни, реализуются целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Поэтому автор опыта направил активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагогом проводятся  родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др. Приложение № 10 Наиболее действенными автор опыта отмечает  семинары-практикумы и мастер-классы, где педагог делает акцент на важности социальной стороны развития ребенка, тем самым повышает педагогическую компетентность родителей. Так, например, мастер-класс на тему «Дерево жизни», позволил молодым родителям расширить представления о понятии генеалогического дерева, внутрисемейных отношений, членах семьи. Такой мастер-класс подтолкнул к продолжению работы по изучению своей родословной. Приложение № 11. Результатом данной работы стало участие родителей в конкурсе «Прошлое моего рода».

Стоит отметить активное участие детей в процессе познания своей родословной. Каждый стремился представить большее число поколений своего рода.

Одной из эффективных форм работы по  взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, педагог предлагает авторскую интересную, увлекательную и эффективную форму работы под названием «БлокНОД». Приложение № 12. Такое название получено от слова «блокнот», маленькая записная книжка. «БлокНОД» представлен блоком образовательной деятельности, в которой ребёнок фиксирует знания, полученные в течение дня, удобным для него способом (рисование, аппликация, штриховка, наклеивание стикеров и т.д), с кем общался в течение всего дня. Дома он делится с родителями полученной информацией по странице своего блокНОДа. Таким образом, ребёнок развивает социально-коммуникативные качества,  усваивает социальные нормы и правила, накапливает жизненный опыт, становится самостоятельным.

Благодаря названию детского сада «Сказка», сказочным названиям групп, родителями был создан музей Домового. Выбор этого героя не случаен, т.к. он является хранителем всех  сказок.  В совместной  работе педагогов, детей и родителей было проявлено творчество,  выдумка, фантазия, созданы интересные и забавные игрушки-обереги, на каждом из которых лучшие пожелания: добро, здоровье, любовь, достаток, благополучие,  успех,  радость и т.д. Такая игрушка, выполненная с любовью, передает ребёнку положительные эмоции, нежность, ласку, желание играть с ней.

Использование разнообразных форм и методов работы с детьми влияют на успешную социализацию дошкольников в современных условиях ДОО. Автор опыта отмечает, что наибольшей популярностью у детей пользуются экскурсии, прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Например, совершая экскурсии в музей детского сада «Русская горница», дети узнали много интересного о предметах старины, традициях русского народа. Приложение № 13

Результатом проделанной работы стало проведение открытого мероприятия, в ходе которого дети могли поделиться знаниями в области славянской культуры. Приложение № 14

Для организации педагогического процесса педагог использует такие универсальные средства как: наглядно-демонстративный и раздаточный материал; литературный (загадки, стихи, считалки, потешки, песенки, заклички); музыкальный материал и презентации с использованием ИКТ.

        Таким образом, организуя образовательную деятельность детей, культурные практики, воспитатель, на основе интересов и потребностей дошкольников, развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

  1. Результативность.

Завершающим этапом проделанной работы стал анализ и сравнение полученных результатов с целевыми ориентирами на этапе завершения ДО.

Анализируя систему деятельности на основе мониторинга и выявления проблем, осуществляемой на первом этапе, было выявлено, что дети не могли общаться со сверстниками, часто жаловались на товарищей. В общении со взрослыми проявляли недоверие, замкнутость. Было достаточно много детей, которые не верили в свой успех, боялись всего нового, любых неизвестных начинаний, т.к. имели низкую самооценку. В группе были и другие дети, которые представляли себя «центром вселенной»,  не принимали замечания взрослых. Игровая деятельность требовала коррекции и постоянного присутствия взрослого: для разрешения конфликта, построения сюжетной линии, выбора действующих лиц и т.д.

        С целью определение особенностей социального развития ребенка – дошкольника, выявления сферы социализации, за основу была взята методика Е.Г.Юдиной, в ходе которой проводилось наблюдение и давалась оценка социального развития ребенка в группе детского сада. Приложение №15

2012г.

Высокий уровень социализации составил – 9,9 %

Средний уровень – 51,4 %

Низкий уровень – 38,7%

Проведя мониторинг уровня социализации детей дошкольного возраста      и наблюдения за деятельностью и поведением детей через три года работы, в 2015 году, педагог сделал вывод, что развитие всех социальных характеристик, представленных в модели «СКАЗКА», позволило улучшить показатели по формированию социально значимых норм и правил поведения у дошкольников. Наблюдается значительная положительная динамика.

На завершении практической работы можно отметить следующие изменения:

 - возросла динамика в развитии отношений, игр детей. Дошкольники научились поддерживать дружеские отношения, понимать причину эмоционального состояния других людей.

- застенчивые и неуверенные в себе дети стали более активными участниками работы в группе.  Они активнее принимают участие в жизни группы, своих родителей, близких людей.

- накопили достаточное количество знаний о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, что позволяет устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

- дошкольники  погружаются в познание закономерностей и связей между частями социальной жизни: понимают причинно-следственные связи, познания себя и окружающего мира, приобретают социализацию.

Показатель высокого уровня социализации увеличился на 16,9 единиц, составил 26,8 %. Показатель среднего уровня повысился на 21,4 единицы и составил 72,8 %. Низкий уровень уменьшился на 38,3 единиц и составил – 0,4%

Шкала оценки:

5 – часто; 4 – как правило; 3 – иногда; 2 – редко; 1- никогда

Показатели социализации

2012

2015

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Неорганизованная деятельность

 Р-Р

Р-В

Р-С

Р-В

 Р-Р

Р-В

Р-С

 Р-Р

Р-В

Р-С

Р-В

 Р-Р

Р-В

Р-С

Идет на контакт

2

2

3

3

3

1

2

5

4

4

4

4

4

3

Откликается на просьбы и замечания

2

1

2

2

2

2

3

4

5

4

5

4

4

4

Действует сообща

2

3

1

3

3

3

2

4

4

3

4

4

5

4

Принимает помощь

3

3

2

3

3

3

2

4

5

4

4

4

5

4

Устанавливает дружеские отношения

2

3

2

2

3

3

2

5

5

4

4

4

4

4

Действует под руководством

3

3

1

2

3

3

1

5

4

3

4

4

4

4

Действует самостоятельно

3

3

3

3

3

3

3

4

5

4

4

4

4

3

Проявляет инициативу

2

3

1

3

2

2

2

4

4

4

4

4

4

5

Контролирует свое поведение

2

2

1

3

1

2

2

4

5

4

5

4

5

4

Конфликтует

4

4

5

3

3

4

4

2

2

3

2

2

2

2

Улаживает разногласия

2

2

1

2

3

3

2

3

4

5

4

4

4

4

Признает правила

2

3

2

2

3

3

2

4

4

4

4

4

4

4

Сочувствует

1

1

1

2

1

2

1

3

3

3

4

4

4

4

Подчиняет свои интересы интересам другого

1

1

1

2

1

2

1

3

4

4

4

3

4

4

Соблюдает очередь

1

2

1

2

1

2

1

3

4

4

4

4

4

4

Высокий

Средний

Низкий

9,9

51,4

38,7

26,8

72,8

0,4

Условные обозначения:

(Р–Р – взаимодействие «ребенок-родитель», Р-В- взаимодействие «ребенок – воспитатель», Р-С- взаимодействие «ребенок – сверстник»).

Критерии оценки:

Высокий уровень – 4,1 – 5 баллов

Средний уровень – 2,6 – 4 балла

Низкий уровень – 1 – 2,5 балла

Родители отмечают положительную динамику в формировании социального опыта у детей подготовительной группы. Таким образом, уровень удовлетворённости родителей работой педагога составил 100%.

Таким образом, анализ проведённой работы, сравнение полученных результатов с целевыми ориентирами на этапе завершения ДО, определение степени удовлетворенности участников образовательного процесса (семьи) уровнем социально-личностного развития детей позволило подтвердить эффективность использования инновационной модели "СКАЗКА" для успешной социализации детей. Инновационная модель дала возможность сформировать тот уровень социализации, которым должен обладать ребёнок, соответствующий целевым ориентирам на этапе завершения ДО.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

3. Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 года;

4. СанПиН 2.4.3049-13;

5. Примерная основная общеобразовательная программа «Детство», под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой;

6.Парциальная программа «Белгородоведение» под ред Т.М.Стручаевой, Н.Д.Епанчинцеваой, О.А.Брытковойа,  Я.Н.Колесниковой, В.В.Лепетюхи;  

7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013 – 64 с (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”);

8. Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением.-2012. - №7. – С.76-80.;

 

9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.ТЦ Сфера, 2010-78с.;

10. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие. Часть 1-М.: ЦГЛ, 2012-56 с.;

11. Лободанова Д. Л., Самсон И., Купле К. Комфортность среды как фактор инновационного развития Санкт-Петербурга:.— Санкт-Петербург, Дело, 2013 г.- 180 с.;

12. Максимов Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 340-343.;

13. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением.-2014.- №4.

Приложения

  1. Приложение № 1 – Развивающая образовательная среда группы

  1. Приложение № 2  - Структура организации образовательного процесса с учётом ФГОС

  1. Приложение № 3 – План мероприятий по социализации дошкольников

  1. Приложение № 4 – Сценарий  мероприятия «Спасём природу с Айболитом»

  1. Приложение № 5 – Современная форма организации образовательного процесса  - коллекционирование

  1. Приложение № 6 – Презентация для детей «Что такое добро?», «День защиты детей»

  1. Приложение № 7 – Квест – игра «В поисках здоровья»

  1. Приложение № 8 – Проектная деятельность «Топиарий по-губкински», «Сладкая радость»

  1. Приложение № 9 – Культурная практика «В лаборатории у профессора» (опытно-экспериментальная деятельность

  1. Приложение № 10 -  Деловая игра для родителей «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня».

  1. Приложение № 11 – Мастер-класс для родителей «Дерево жизни»

  1. Приложение № 12 – Авторская форма работы с детьми «БлокНОД»

  1. Приложение № 13 - Экскурсия

  1. Приложение № 14 – Сценарий открытого мероприятия (славянская культура)

  1. Приложение № 15 – Диагностика определения социализации дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная компетентность дошкольников как фактор успешной социализации в школьном образовательном учреждении

Психологисескую готовность ребенка к школе можно определить как  некоторый уровень  психического развития ребенка, необходимый для школьного обучения....

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"

презентация " Театрализованная деятельность, как фактор успешной социализации дошкольников"...

Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени

Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...

Родительское собрание в старшей группе «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников»

laquo;Воспитательно -образовательный процесс в старшей группе» «Возрастные особенности детей 5-6 лет» «Формирование самооценки как фактора успешной социализации дошкольников&r...