"Сказка как средство духовно - нравственного воспитания"
консультация (младшая группа) на тему

Лаврентьева Анна Александровна

Методы и принципы, которые использует воспитатель в работе в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lavrenteva_skazki.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Составила

Лаврентьева А. А.

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке. 

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Моя цель – развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

- помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании человека;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев народных сказок;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки, учить давать оценку поведению своему и других;

- создать условия, необходимые для знакомства детей с русскими народными сказками;

- воспитывать бережное отношение к книге.

Существует множество различных классификаций. Традиционная классификация, которой я и придерживаюсь,   предполагает три крупных разряда:

сказки о животных;

бытовые сказки;

волшебные сказки.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это - сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут - потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь,   когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар - пискун», «муха - горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.

Нужно ли объяснять ребенку сказку, её "уроки", анализировать содержание?

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное  впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста.  Опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется "к слову": «куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя "лиса"… и т.п. По – моему, отвечать же нужно на  те вопросы, которые по ходу "сказывания" сказки ребенок задаст вам сам. Добрый разум наживают не разом…

Среди самых распространённых методов ознакомления со сказкой, которым и я пользуюсь, чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Пока дети ещё не могут хорошо говорить, чтобы ответить на вопросы, продолжить предложения, но мы стараемся. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

В своей работе я использую следующие принципы  работы со сказками:

1. Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. 2. Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки. Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Использованием драматизации как приема  привлекаются к занятиям, прежде всего, менее активные дети, такие, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей. Драматизацией мы будем заниматься в более старшем возрасте.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Интернет - источники

https://portal.iv-edu.ru/default.aspxhttps://portal.iv-edu.ru/default.aspx

http://planetadetstva.net

http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/8960.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/01/proekt-skazka-kak-sredstvo-sotsialno-nravstvennogo-vospitaniya-detey

http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-starshaja-grupa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка

сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...