Воспитанность-важнейшее качество духовно-нравственного просвещения ребенка
консультация на тему

Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, основные задачи воспитателя над формированием нравственных качеств ребенка , в том числе воспитанности в современных условиях - основные темы данного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитанность - важнейшее качество  духовно-нравственного развития ребенка

Супонева С.Н., старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №9», г.Воронеж

Духовно-нравственное развитие является одной из важнейших сторон воспитания детей. Оно осуществляется во всех видах деятельности.

Задачи духовно-нравственного воспитания детей с раннего возраста:

  1. Формировать у детей представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, справедливости, отзывчивости.
  2. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Одним словом, помочь им стать интеллигентными людьми.

Глубокими представляются слова Дмитрия Сергеевича Лихачева «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна для окружающих и для самого человека».

Многие считают: интеллигентный человек - это тот, кто получил хорошее образование, знает много языков. Но зная все это, интеллигентным можно не быть. Образованность нельзя путать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется в тысячи мелочей, в умении спросить, спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя, не ругаться. Д.С. Лихачев знал крестьян, которые были малограмотными людьми, но истинно интеллигентными. Они с пониманием относились к чужому горю и радости, ценили хорошие песни, свой дом содержали в чистоте и жили упорядочным бытом.

Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.

Воспитанность-это один из показателей интеллигентности.

Задача воспитателей:

  1. Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей.
  2. На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать у детей представление о доброте, честности, справедливости, дружбе.
  3. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, ленивости.
  4. Учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры.
  5. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.
  6. Воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.
  7. Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Успех воспитания во многом зависит от того, какие методы и примеры использует воспитатель. Любовь, внимание, индивидуальный подход к каждому ребенку - залог успеха.

Благородство чувств необходимо для того, чтобы ребенок был образованным и интеллигентным в равной степени. Не трудно заметить, что постоянное общение ребенка с миром художественной культуры закладывает привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведет к укреплению в нем возвышенных благородных чувств и мыслей. К этому общению с искусством и с художественной литературой необходимо приучать ребенка, что называется «с малых ногтей».

Интеллигентность надо развивать в детях. Душевные силы тренировать как и физические.

Арттренировка возможна и необходима в любых условиях. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающую грубость и непонимание других - это признак душевной слабости ребенка. Очень часто родители не задумываются: какие мультфильмы смотрят дети, какими игрушками играют, и как это воспринимают. Весь этот негатив отрицательно влияет на ребенка (это ссора соседей, грубость увиденная на улице).

Задача воспитателя успокоить и отвлечь ребенка, ввести его в мир гармонии, в мир художественной культуры.

Ребенку необходимо формировать представление о воспитанном человеке. Долг воспитателя - это изо дня в день прививать ребенку манеры интеллигентного человека, приводить примеры из жизни. Если мужчина на улице пропускает женщину и открывает ей дверь, помогает сесть в транспорт - этот человек воспитан. Но и дома он должен вести себя воспитанно, интеллигентно по отношению к домашним (к жене, матери, бабушке, ребенку). Помочь усталой матери вымыть посуду; убрать за собой; быть уважительным и внимательным к пожилым родственникам; и заботливым к младшим товарищам. Долг каждого ребенка перед своими родителями - это почитание отца и матери, которые дали ему жизнь.

Известный педагог В.А. Сухомлинский обратил внимание на то, что открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым - ребенок должен как бы смотреть в зеркало и видеть свою собственную красоту. Чем раньше он ее почувствует, чем тоньше изумиться ею, тем выше его чувство собственного достоинства.

В сочетании с радостью творения добра для людей - это познание себя через познание красивого вокруг себя. В этом сочетании, считал великий педагог, кроется настоящая могучая сила воспитателя: «Воспитатель приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять ее, если она согнулась под гнетом несчастья беды. Власть воспитателя, как творца детской радости, как раз заключается в том, чтобы воспитать интеллигентность в ребенке, открыть ему дверь в мир прекрасного».

Верится, что книги об искусстве сделанные с тонким пониманием законов красоты и детской психологии помогут детям понять чувство красоты, добра, уважения к окружающим.

Хорошее воспитание ребенок получает не только в семье, но и дошкольном учреждении. Путь к формированию нравственных качеств начинается с накопления эстетических впечатлений.

 В детском саду учат ребенка эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающего мира, давать оценку тем или иным характерным свойствам и ярким деталям, нравственным поступкам.

На основе такой оценивающей активности и формируется у ребенка эстетический вкус. Приветливость и доброта делает его не только физически здоровым, но и духовно красивым. Потому что воспитанность - важное качество духовно-нравственного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Формирование толерантности в структуре духовно- нравственных ценностей личности ребенка-дошкольника

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В.В.Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией наш...

Слушание музыки как важный аспект музыкальной деятельности в духовно-нравственном становлении личности ребенка.

Статья печаталась в сборнике материалов городских научно - практических конференций с межрегиональным участием на кафедре социально - педагогического образования в Санкт - Петербургской академии постд...

Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...

Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры

Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...