Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мартынова Вера Леонидовна

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление инновационного опыта работы

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду  категории № 25 «Родничок» реализован проект «Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры».

Актуальность предлагаемого проекта определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума. Проект реализует задачу «Развитие системы гражданско-патриотического воспитания» поставленную в «Основных направлениях развития муниципальной системы образования в городе Сургуте на 2007 - 2010 годы»

Цель  проекта:  заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

      Задачи, которые помогут достичь цели  проекта:

  • Создание условий для духовно-нравственного развития личности ребенка;
  • Приобщение дошкольников к русской национальной культуре;
  • Воспитание у детей чувства любви к своей Родине;
  • Формирование у детей чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • Создание единого коллектива «дети – родители – сотрудники ДОУ».

Реализация данного проекта возможна в любом дошкольном учреждении и предусматривает работу с детьми в возрасте от 3-х до 7 лет. Проект рассчитан на 5 лет, разрабатывался и апробируется в нашем детском саду с 2005 года, и показал высокую практическую значимость в работе с детьми и родителями. Задачи проекта решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и быту – так как воспитывают не только духовно-нравственные,                                                                                                                                                      патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Для тех, кому небезразлично будущее России, и в первую очередь для тех, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, и предназначен этот проект, потому как сегодня все более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания и самоуважения народа.

Этапы реализации проекта

I  этап:  Подготовительный (создание условий)

Русская горница»

Проведение занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой.

Музей «Русская изба»

Знакомство детей с предметами быта, одеждой.

Прогулочная веранда «Русская деревня»

Знакомство с народными праздниками и традициями.

Музыкальный зал

Спортивный зал

Прогулочная веранда «Ералашиха»

Аквацентр

Знакомство с народными играми.

Театрально-хореографический зал

Знакомство с народными танцами,

Театрализация литературных произведений и произведений народного творчества.

Изостудия

Кабинет ручного труда

Знакомство с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства.

Кабинет экологии  

«Живой уголок»

Зона «нетронутой природы»

Поляна лекарственных растений

Огород

Знакомство с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых и растений. Наблюдение за трудом людей и различными сторонами общественной жизни человека.

Уголок семейного творчества

Представление совместных творческих работ детей и родителей по народной культуре.

  • Приобретение познавательной литературы и книг для домашнего чтения с детьми всех возрастов по теме «Русская народная культура»;

  • Приобретение видеоматериалов по истории Руси;
  • Приобретение аудиопособий для ознакомления детей с русским фольклором;
  • Пополнение дидактических и наглядных пособий.

Кадровое обеспечение

  • Введение в штатное расписание ставки педагога дополнительного образования по этнографии;
  • Курсы повышения квалификации по данной проблеме;
  • Аттестация педагогов по приоритетному направлению.

Создание коллектива единомышленников

  • Диагностика на выявление готовности коллектива к инновационной работе.
  • Педсовет «Народная культура как средство развития ребенка дошкольного возраста».
  • Тренинги: активные формы обучения.
  • Семинары по реализации программы педагога дополнительного образования по этнографии «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
  • Проведение ежемесячных обзорных консультаций по народным праздникам.
  • Взаимопосещение открытых мероприятий по русской культуре в МДОУ, лицее № 2, Доме народного творчества «Наследие», Колледже русской культуры им. А.С. Знаменского.

Взаимодействие с родителями

  • Дни открытых дверей
  • Соцопрос  

II этап: Организационно-практический

Организация воспитательно-образовательного процесса

Согласно Уставу учреждения при организации работы одним из приоритетных направлений развития детей является  - приобщение детей к русской народной культуре.

Содержание воспитания и образования по приобщению детей к русской народной культуре реализуется «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и авторской программой педагога дополнительного образования по этнографии И.Л. Короткой «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

  Занятия по этнографии проводятся один раз в неделю с детьми в возрасте

с 3-х до 7 лет. Форма организации занятий: по подгруппам, индивидуально.

Разработаны:

  • учебный план;  
  • сетка занятий, на основании утвержденного базисного учебного плана;
  • перспективно-тематическое планирование по всем направлениям детской деятельности с учетом приоритетного направления;
  • план воспитательной работы (организация и проведение народных праздников);
  • план работы с родителями по народной культуре;
  • диагностика,  используемая для определения знаний, умений, навыков детей.

Проводится:

  • анкетирование среди родителей с целью оценивания  деятельности МДОУ по русской народной культуре.
  • рефлексия педагогами своей педагогической деятельности, выбор пути ее совершенствования.
  • осуществление внешних связей с культурно-образовательными учреждениями: Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, музыкальная школа № 3,  лицей № 2, центральная библиотека им А.С. Пушкина.

III этап:  Аналитический  

Проводится анализ воспитательно-образовательной работы в конце каждого учебного года.

IV этап: Стратегия развития

Создание программы развития МДОУ с приоритетным направлением по русской народной культуре.

Участники проекта:

  • дети;
  • педагоги;
  • педагоги дополнительного образования (этнограф, театрал, хореограф, эколог, изо, ручной труд);
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • заведующий МДОУ;
  • заместитель заведующего по УВР;
  • старший воспитатель;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • родители.

Ожидаемые результаты

Данный проект ставит своей целью достичь следующих результатов:

  • У детей сформируется устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера.

  • У детей будет развито чувство любви  к родному дому: семье, малой родине – городу, краю и большой Родине – России.

  • Дети осознают  нравственную ценность добра, долга, ответственности,  важность положительного отношения к природе, к себе и к окружающим.

  • Дети будут знать, что жизнь в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур.

  • Дети обогатят словарный запас архаизмами, будут знать их смысл и уметь использовать их в речи.

  •  Дети будут уметь  применять полученные знания в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности.

  • Создание единого коллектива «дети – родители – сотрудники ДОУ» в освоении традиций русской культуры.

Полученные  результаты

Задачи приоритетного направления решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и быту – так как воспитывают не только духовно-нравственные, патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В ДОУ стало традицией проведение  сезонных музыкально-игровых праздников «Осенины», «Покров», «Рождественские колядки», «Масленица»,  «Троица», «Иван Купала», «Спас». Педагог этнограф продолжает работу по своей авторской программе «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», которая рассчитана на возраст детей с 3-х до 7 лет. По результатам диагностики сделан вывод: у детей сформирован устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера; развито чувство любви к родному дому: семье, городу, краю, России; дети осознают нравственную ценность добра, долга, ответственности, обогатили словарный запас архаизмами через устное народное творчество, знают их смысл и умеют использовать их в речи. Дети играют в русские народные игры, водят хороводы, знают виды народно-прикладного искусства. Все свои знания дети применяют в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Приобщение детей к истокам русской культуры основа духовно - нравственного воспитания дошкольников"

В статье описана система работы по приобщению дошкольников к народным традициям....

Описание опыта работы по теме:"Возрождение национальных традиций через приобщение дошкольников к истокам русской культуры".

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно ...

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры

Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,уко...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к истокам русской народной культуры»

                      Приобщение детей дошкольного возраста к «истокам русской народной культуры», определяется следующая...