Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры
статья
Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры
Высшая цель образования в России – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности.Сегодня российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Детей отличает волевая, эмоциональная и духовная незрелость.Наиболееблагоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период и начинается формирование личности. Понимая значение данной проблемы, в нашем детском саду организована система работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Целью, которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры.Народная культура возрождает преемственность поколений, передаёт подрастающему поколению духовные и художественные ценности и дошкольный период является благоприятным для приобщения детей к ее истокам.Что значит быть патриотом своей страны? Нужно знать историю своей страны, народ, его устои, традиции, фольклор. Работая по теме: «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями», считаю необходимым донести до сознания дошкольников то, что они являются носителями русской народной культуры. Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Не секрет, что представления детей о русской культуре отрывочны и поверхностны, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Следуя теме проекта, я провела викторину-исследование, чтобы узнать достаточно ли дети знают русскую народную культуру, фольклор, русские народные промыслы. По итогам викторины выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение, а ответы давались однозначные. Знания воспитанников поверхностны. Дети не использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. Не все знают названия сезонных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, не знают историю русского народного костюма. Не совсем полные представления и о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.), не достаточны практические навыки в работе с глиной, тестом, тканью. Многие ребята не отличают архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек. Исходя из этого, я планирую ряд проектов по знакомству с народно - обрядовой культурой русского народа. Мы строим свою работу так, чтобы максимально приобщить детей к истокам русской народной культуры. Разработан цикл мероприятий по народным календарным праздникам: от посиделок у самовара – до рождественских ярмарок, Масленицы, Пасхи и т.п. Где же познакомиться с русскими народными промыслами, услышать народные песни, заклички, пословицы и поговорки, поиграть в русские народные игры, спеть частушки и поплясать «свою удаль показать»?Конечно же, на русской ярмарке. А как же попасть туда? Вот проблема. Для нас это не проблема. Это же так просто, а мы сами её и организуем в нашем детском саду. Вариантом решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении является организация ярмарок. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, да звонкими песнями, весёлыми плясками, да шумными играми. Проект «Русская ярмарка» долгосрочный групповой содержит 2 блока: Рождественская ярмарка проходит перед Новым годом. Апасхальная ярмарка - на пасхальной неделе.Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.Целью проекта являлось формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. Приобщение детей к возрождению традиционных народных праздников, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества; воспитание чувство гордости патриотизма за своё Отечество. Для достижения проекта нами были поставлены задачи: - дать представление о проведении ярмарки на Руси как народной традиции;- закреплять знания детей о различных виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек, на предметах хохломской, городецкой росписи; - вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми при работе над проектом; - воспитывать уважение к традициям русского народа, развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. Работа над проектом велась поэтапно. 1этап – подготовительный, диагностический.
На первом этапе с детьми проводиласьигра-викторинапо исследованию знаний о русских народных традициях и промыслах. Также проводилось анкетирование родителей для определения,достаточны ли их знания в этой области. В ходе подготовительного этапа был отобран и подготовлен материал для формирования у детей представлений о традиционных народных праздниках, обрядах, ремеслах, музыкального, художественного и других видов народного творчества.Для решения задач духовно- нравственного воспитания в нашей группе был оформлен мини-музей русского быта «Русская изба», цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.Развивающая среда здесь создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: игрушки, предметы домашнего быта, утварь. В результате творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие интересные поделки из разнообразных материалов. К проекту были привлечены и другие активные педагоги. Работали в тесном контакте со всеми специалистами, была создана творческая группа. Намечены задачи, различные формы работы и предметно-развивающая среда. Для воспитателей и родителей проводились консультации, где более подробно и содержательно было рассказано об организации ярмарок в России, просмотрены презентации о народных промыслах и умельцах. «Семейные посиделки», мастер-классы помогают пополнить свои знания о русских народных праздниках, обычаях и мастерах.
Второй этап проекта - самая плодотворная работа. Знакомство с главными персонажами русских ярмарок (скоморохи, петрушки, зазывалы, коробейники). Дошкольники, согласно тематике проекта, играют в сюжетно – ролевые игры, игры-драматизации, читают русские народные сказки, произведения о русском народном творчестве. Происходит объединение детей в рабочие подгруппы по изготовлению поделок из глины и солёного теста на темы: «Дымковские игрушки», «Русские матрёшки», «Что нам осень подарила», «Пасхальные чудеса».Дошкольники рисуют на темы: «Веселая ярмарка», «Украсим тарелочку», «Роспись барашка», «Козлик»,«Матрёшка», «Красивый платок», «Русский самовар», «Хохломские узоры», «Ложки деревянные», «Русский хоровод» и т.п.Наши родители принимают участие в изготовлении книжек - малюток о народных промыслах (на выбор родителей), участвуют в городских народных праздниках, посещают с детьми концерты оркестра русских народных инструментов, шьют костюмы для ярмарки и готовя вкусные угощения. А какая ярмарка без песен, танцев, народных игр?! Мы разучиваем народные танцы, пляски и песни. С большим энтузиазмом дети играют в народные игры и состязаются на спортивных соревнованиях.Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей своеобразие русского языка, самобытность русского народа, колорит его обычаев, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Активное участие наших родителей в проектной деятельности свидетельствует об их заинтересованности в сотрудничестве со своими детьми и с нами педагогами.
И вот наступает последний этап. Итог всей работы моей и ребят.
Нас «Русская ярмарка» в гости зовёт. И зал, разукрашенный в гости всех ждёт. А вот скоморох разудалый кричит. Он нас приглашает и в бубен звонит. Гремит наша ярмарка, пляшет, поёт. Заклички кричит разудалый народ! Товаров так много, что радует глаз. Все очень старались для нас и для вас.
Платки разноцветные, игры и смех. И вот к нам пришёл долгожданный успех.
Наш праздник на славу всем нам удался. Гуляла на празднике улица вся. Товары распроданы, закончился пляс. Теперь самовар приглашает всех нас. Мы чаю с баранками вместе попьём. Беседовать будем о том и о сём.
Итоговым открытым мероприятием проекта стал праздник-развлечение «Русская ярмарка». В программе, которого были совместные выступления детей и родителей с самыми различными номерами. Яркое костюмированное представление удалось на славу.
Выводы:Проведенная работа по теме «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями» показала свою высокую практическую значимость. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка. Проект ярмарки удался, цели были достигнуты, задачи выполнены. Подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх.
Список литературы:
1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7
2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.2008г.
3.Образовательные проекты в детском саду. Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова.2008г.
4.Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Скрипторий 2006.
5. О русской истории и культуре. Панченко А. М. из-во Азбука.
6.Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.
О.А. Ботякова, из. Детство-Пресс -2010г.
7. А.Попова « Развитие детей в русской народной культуре»
8.А.Е.Клиентов «Народные промыслы»
9.Проектный метод в детском саду» Л.Л. Тимофеева «Детство- Пресс» 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...
Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры
Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры
Статья расскажет о том, как через традиции русской народной культуры развивать у дошкольников чувство патриотизма....
«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...
Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».
Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...