Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры
статья

Баранова Светлана Александровна

Высшая цель оразования в России- высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу отечества ка свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,укоренный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры

Высшая цель образования в России – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности.Сегодня российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Детей отличает волевая, эмоциональная и духовная незрелость.Наиболееблагоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период и начинается формирование личности. Понимая значение данной проблемы, в нашем детском саду организована система работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Целью, которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры.Народная культура возрождает преемственность поколений, передаёт подрастающему поколению духовные и художественные ценности и дошкольный период является благоприятным для приобщения детей к ее истокам.Что значит быть патриотом своей страны? Нужно знать историю своей страны, народ, его устои, традиции, фольклор. Работая по теме: «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями», считаю необходимым донести до сознания дошкольников то, что они являются носителями русской народной культуры. Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Не секрет, что представления детей о русской культуре  отрывочны и поверхностны, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Следуя теме проекта, я провела викторину-исследование, чтобы узнать достаточно ли дети знают русскую народную культуру, фольклор, русские народные промыслы. По итогам викторины выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение, а ответы давались однозначные. Знания воспитанников поверхностны. Дети не использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения. Не все знают названия сезонных праздников и умеют объяснить, что это за праздник и когда он бывает, не знают историю русского народного костюма. Не совсем  полные представления и о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.), не достаточны практические навыки в работе с глиной, тестом, тканью. Многие ребята не отличают архитектурные сооружения Древней Руси от современных построек. Исходя из этого, я планирую ряд проектов по знакомству с народно - обрядовой культурой русского народа. Мы строим свою работу так, чтобы максимально приобщить детей  к истокам русской народной культуры. Разработан цикл мероприятий по народным календарным праздникам: от посиделок у самовара – до рождественских ярмарок, Масленицы, Пасхи и т.п.  Где же познакомиться с русскими народными промыслами, услышать народные песни, заклички, пословицы и  поговорки, поиграть в русские народные игры, спеть частушки и поплясать «свою удаль показать»?Конечно же, на русской ярмарке. А как же попасть туда? Вот проблема. Для нас это не проблема. Это же так просто, а мы сами её и организуем в нашем детском саду. Вариантом решения этой проблемы в нашем дошкольном учреждении является организация ярмарок. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, да звонкими песнями, весёлыми плясками, да шумными играми.            Проект «Русская ярмарка» долгосрочный групповой содержит 2 блока: Рождественская ярмарка проходит перед Новым годом. Апасхальная ярмарка - на пасхальной неделе.Участники проекта: дети  дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старший воспитатель.Целью проекта являлось формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями. Приобщение  детей к возрождению традиционных народных праздников, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества; воспитание  чувство гордости патриотизма за своё Отечество.                          Для достижения проекта нами были поставлены задачи:                  - дать представление о проведении ярмарки на Руси как народной традиции;- закреплять знания детей о различных виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек, на предметах хохломской, городецкой росписи;                                                           - вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми при работе над проектом;                                                                                                                       - воспитывать уважение к традициям русского народа, развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения. Работа над проектом велась поэтапно.                                                                       1этап – подготовительный, диагностический.

На первом этапе с детьми проводиласьигра-викторинапо исследованию знаний о русских народных традициях и промыслах. Также проводилось анкетирование родителей для определения,достаточны ли их знания в этой области. В ходе подготовительного этапа был отобран и подготовлен материал для формирования у детей представлений о традиционных народных праздниках, обрядах, ремеслах, музыкального, художественного и других видов народного творчества.Для решения задач духовно- нравственного воспитания в нашей группе был оформлен мини-музей русского быта «Русская изба», цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.Развивающая среда здесь создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: игрушки, предметы домашнего быта, утварь.  В результате творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие интересные поделки из разнообразных материалов. К проекту были привлечены и другие активные педагоги. Работали в тесном контакте со всеми специалистами, была создана творческая группа.  Намечены задачи, различные формы работы и предметно-развивающая среда. Для воспитателей и родителей проводились консультации, где более подробно и содержательно было рассказано об организации ярмарок в России, просмотрены презентации о народных промыслах и умельцах. «Семейные посиделки», мастер-классы помогают пополнить свои знания о русских народных праздниках, обычаях и мастерах.

Второй этап проекта - самая плодотворная работа. Знакомство с  главными персонажами русских ярмарок (скоморохи, петрушки, зазывалы, коробейники). Дошкольники, согласно тематике проекта, играют в сюжетно – ролевые игры, игры-драматизации, читают русские народные сказки, произведения о русском  народном творчестве. Происходит объединение детей в рабочие подгруппы по изготовлению поделок из глины и солёного теста на темы: «Дымковские игрушки», «Русские матрёшки», «Что нам осень подарила», «Пасхальные чудеса».Дошкольники рисуют на темы: «Веселая ярмарка», «Украсим тарелочку», «Роспись барашка»,  «Козлик»,«Матрёшка», «Красивый платок», «Русский самовар», «Хохломские узоры», «Ложки деревянные», «Русский хоровод» и т.п.Наши родители принимают участие в изготовлении  книжек - малюток о народных промыслах (на выбор родителей), участвуют в городских народных праздниках, посещают с детьми концерты оркестра  русских народных инструментов, шьют костюмы для ярмарки и готовя вкусные угощения. А какая ярмарка  без песен, танцев, народных игр?! Мы разучиваем народные танцы, пляски и песни. С большим энтузиазмом дети играют в народные игры и состязаются на спортивных соревнованиях.Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей своеобразие русского языка, самобытность русского народа, колорит его обычаев, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Активное участие наших родителей в проектной деятельности свидетельствует об их заинтересованности в сотрудничестве со своими детьми и с нами педагогами.

И вот наступает последний этап.                                                                                 Итог всей работы моей и ребят.

Нас «Русская ярмарка» в гости зовёт.                                                                       И зал, разукрашенный в гости всех ждёт.                                                                             А вот скоморох разудалый кричит.                                                                                 Он нас приглашает и в бубен звонит.                                                           Гремит наша ярмарка, пляшет, поёт.                                                              Заклички кричит разудалый народ!                                                                 Товаров так много, что радует глаз.                                                                                  Все очень старались для нас и для вас.

Платки разноцветные, игры и смех.                                                                                     И вот к нам пришёл долгожданный успех.

Наш праздник на славу всем нам удался.                                                              Гуляла на празднике улица вся.                                                                       Товары распроданы, закончился пляс.                                                                               Теперь самовар приглашает всех нас.                                                                              Мы чаю с баранками вместе попьём.                                                    Беседовать будем о том и о сём.

Итоговым открытым мероприятием проекта стал праздник-развлечение «Русская ярмарка». В программе, которого были совместные выступления детей и родителей с самыми различными номерами. Яркое костюмированное представление удалось на славу.

Выводы:Проведенная работа по теме «Формирование нравственной культуры дошкольников при ознакомлении с русскими народными традициями» показала свою высокую практическую значимость. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка. Проект ярмарки удался, цели были достигнуты, задачи выполнены.  Подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх.

Список литературы:

1. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 7

2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность   дошкольников.2008г.      

3.Образовательные проекты в детском саду. Н.А.Виноградова,  Е.П.Панкова.2008г.

4.Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.    Н.Г. Зеленова,  Л.Е. Осипова. Скрипторий 2006.

5. О русской истории и культуре. Панченко А. М. из-во Азбука.

6.Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор.

О.А. Ботякова, из. Детство-Пресс -2010г.

7.  А.Попова « Развитие детей в русской народной культуре»

8.А.Е.Клиентов «Народные промыслы»

9.Проектный метод в детском саду» Л.Л. Тимофеева «Детство- Пресс» 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

В данной статье представлена система работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры», целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребе...

Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традицияхрусской народной культуры...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры

Статья расскажет о том,  как через традиции русской  народной культуры  развивать  у дошкольников  чувство патриотизма....

«Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувств...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры.

Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, стане...

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях русской народной культуры».

Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие воспитанников младшей группы...